Тема: сложносочиненное предложение с союзом А.
Задачи:\ \формировать у детей умение составлять сложное предложение с опорой на зрительные символы; уточнить понятия слово, предложение; активизировать словарь детей;
-развивать навыки употребления союза А в сложносочиненных предложениях;
-воспитывать интерес к родной речи
Оборудование: раздаточный материал, пары картинок геометрические фигуры
Ход НОД
I Организационный момент. Логопед предлагает сесть тому из детей, кто назовет два разных действия (играть, петь; рисовать, мыть; заниматься, гулять и пр.).
II. Объяснение нового материала.
Логопед вызывает к доске двоих детей и на ушко дает им разные задания, например: одному — лепить шарик из пластилина, другому — рисовать дом на листке бумаги (необходимые пособия лежат на столе около доски). Два ребенка производят оговоренные действия. Логопед просит остальных детей составить об этих действиях отдельные предложения (Лена лепит шарик; Дима рисует дом). На доску логопед выкладывает схемы обоих предложений (3 синих прямоугольника) через промежуток.
Затем логопед объясняет, что, если мы хотим сказать о Лене и Диме вместе, в одном предложении, для этого надо соединить два маленьких предложения словом А. Логопед ставит в промежуток между схемами предложений маленький красный прямоугольник, на котором написана буква А, и объясняет, что это не только один звук, а целое маленькое слово. Слово А соединяет два предложения тогда, когда действия в них разные.
Сначала логопед сам произносит получившееся сложное предложение, а затем просит проговорить предложение нескольких детей группы.
Если логопед чувствует, что необходимо закрепление материала на другой наглядности, он вызывает других двоих детей и дает им аналогичное задание (например, пить воду и строить дом).
2.Составление сложного предложения по двум сюжетным картинкам.
Логопед выставляет на доску 2 картинки. На одной мама моет вазу, на другой девочка вытирает тарелку. Логопед просит составить предложения по каждой картинке, для чего использует те же схемы 3-словных предложений.
Затем логопед предлагает детям самостоятельно объединить 2 простых предложения в одно сложное с помощью союза (маленького слова) А. Для этого в схему добавляется красный прямоугольник. Дети, глядя на измененную схему, составляют сложное предложение. Здесь уместно объяснить, что предложения были маленькие, простые, а теперь получилось одно большое, сложное предложение со словом Ав середине.
Для закрепления материала детьми составляются еще 2—3 сложных Uпредложения по этой же схеме и с теми же субъектами (Мама моет пол; Девочка стелет постель и пр.).
Затем в схеме сложного предложения прямоугольники, обозначающие в данном случае слова мама и девочка, заменяются на соответствующие картинки. Логопед просит детей по упрощенной схеме составить любые предложения про девочку и маму с разными действиями (Мама варит обед, а девочка качает куклу; Мама гладит белье, а девочка убирает игрушки). При составлении предложений обращается внимание на соответствие их схеме, еще раз уточняются понятия «разные действия», «сложное предложение».
3.Составление сложного предложения с союзом А по паре предметных картинок и упрощенной схеме.
В этом упражнении логопед заменяет изображения мамы и девочки на изображения двух других субъектов: мальчик — папа, кошка — собака, бабушка — внук и т. д. Между картинками остается символ, изображающий противительный союз А, другие прямоугольники убираются, чтобы не сковывать словесный объем детских предложений.
4.Динамическая пауза.
Логопед предупреждает детей, что все задания сейчас будут с маленьким словом А.
— Поднимите правую руку вверх, а левую вытяните вперед. Мальчики, приседайте, а девочки — хлопайте. Девочки, кружитесь, а мальчики — прыгайте на месте. Дети первого ряда, делайте наклоны в стороны, а дети второго ряда — наклоны вперед. И пр.
5.Работа с индивидуальным наглядным материалом.
На доске схема сложного предложения: 3 синих прямоугольника, затем красный прямоугольник с буквой А и снова 3 синих. Перед каждым ребенком на столе картинка с изображением человека или животного. Задание логопеда двум детям, сидящим за общим столом: составить по паре картинок и схеме сложное предложение с маленьким словом А в середине.
III .Итог занятия, оценка деятельности детей.