Организация занятий воспитателя по развитию речи

Говоря о психолого-педагогических особенностях детей с общим недоразвитием речи, мы уже указывали на специфику их внимания и восприятия. Уточним, что в восприятии учебного материала детьми данной категории можно выделить определенные параметры, а именно: объем, скорость, уровень, устойчивость.

Проанализируем, как каждый из этих параметров влияет на восприятие в целом, а следовательно, и на обучение дошкольников.

Объем восприятия у дошкольников вообще, а у детей с речевым недоразвитием в особенности, ограничен. Поэтому очень важно в любом занятии четко выделять цель и не «размывать» ее видами работы, не относящимися непосредственно к узкой обучающей задаче.

Например, можно рекомендовать на занятиях воспитателя по развитию речи выделить для коррекционной деятельности, только следующие компоненты: активизацию словарного запаса, совершенствование фразовых и связных высказываний. Если проводить указанную работу на различном текстовом и наглядном материале, чередуя в рамках узкой обучающей задачи игры и упражнения, такой подход будет вполне соответствовать объему восприятия детей данной категории.

Нередко воспитатели в занятия по развитию речи включают упражнения на грамматическое оформление предложений и увязывают их с лексической темой. Например, тема «Овощи»: грамматические упражнения на предлоги В, НА, ИЗ (в земле, из земли и пр.). Или тема «Птицы»: грамматические упражнения на глаголы с разными приставками (подлетела, улетела, взлетела и пр.). На первый взгляд — «логичное и полезное» сочетание. Но только на первый взгляд. Давайте разберемся.

Такой подход, когда воспитатель на своих занятиях увязывает с лексическими темами формирование грамматических категорий, неизбежно делает подбор и последовательность изучения последних случайными и бессистемными. Авторский подход состоит в том, что лексико-грамматические категории изучаются не с воспитателем, а только с логопедом, и последовательность их выбирается не случайно, а в строгом соответствии с физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи при общем ее недоразвитии. Опыт показывает, что только при таком методе, то есть при детальной, системной, отдельной разработке каждой лексико-грамматической категории "возможна коррекция грамматического строя речи дошкольников. При случайной, формальной увязке лексических тем и грамматических категорий ни то ни другое невозможно изучить полноценно, а объем восприятия детей оказывается перегруженным и обучаемость резко снижается.

Скорость восприятия учебного материала у детей логопедических групп неодинакова, но замечено, что неторопливая, эмоциональная и хорошо акцентированная речь педагога воспринимается детьми значительно лучше и обеспечивает более полное понимание и усвоение материала занятия.

То, что устойчивость восприятия дошкольников с речевым недоразвитием невелика и ослабевает при однообразной и одноплановой деятельности, полезно учитывать при планировании занятий, а также их проведении. Замечено, например, что если сразу же после логопедического занятия провести воспитательское по развитию речи, восприятие детьми материала последнего снизится на 50—60 % .

Хорошие результаты дает группирование занятий с несхожей учебной деятельностью, например: логопедическое и изобразительная деятельность или развитие элементарных математических представлений и физкультурное. В случаях, когда логопедическое занятие сочетается с математикой (что неизбежно происходит 2 раза в неделю из-за необходимости проведения обоих занятий в утренние часы), между ними обязательно следует обеспечить детям двигательную разрядку.

Кроме того, в содержание занятий, на которых ребенку приходится полчаса сидеть, полезно вводить динамические паузы, сюрпризные моменты, игры-соревнования и пр., что заметно повышает устойчивость восприятия учебного материала даже в рамках одной коррекционной задачи.

Уровень восприятия учебного материала индивидуален у каждого малыша. Однако существуют единые возрастные границы. Отмечено, что, если материал занятия слишком легок для малышей, то есть находится ниже уровня их восприятия, — такое занятие неинтересно детям, не вызывает их активности, да и польза от него наименьшая. В то же время, если материал занятия выше уровня восприятия детей — проведение его бессмысленно: дети ничего не поймут и не усвоят. Опыт показывает, что оптимальным является такое занятие, материал которого доступен, но находится на верхней грани восприятия детей, а также заставляет их подниматься, расти в обучении, «повышает познавательную планку».

При составлении сетки занятий мы учитываем:

установки массовой программы ДОУ;

значимость каждого вида занятий для коррекции дефекта;

психологические и возрастные особенности детей 6-летнего возраста с общим недоразвитием речи.

Наши рекомендации