Лексическая тема: Времена года
Цели: продолжать учить детей составлению описательных рассказов с опорой на схему, развивать связную речь детей, совершенствовать внимание и словесно-логическое мышление.
Оборудование: картины с изображением пейзажей в разное время года, картинки-шутки с изображением нелепых ситуаций (Незнайка летом едет на лыжах и т.п.), схема для составления описательных рассказов о временах года (см. приложение № 7), фотография негритянской девочки, конверт с письмом.
Ход занятия Организационный момент. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о временах года.
Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет — когда это бывает? Тает снежок, ожил лужок, день прибывает — когда это бывает?
Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает — когда это бывает? Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает — когда это бывает?
1. Воспитатель достает из сумки конверт, раскрывает его и читает письмо: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мари. Я живу в Африке, где целый год лето. Я узнала, что в вашей стране 4 времени soda и все они разные. Расскажите мне о них. Это так интересно!
Воспитатель достает из конверта фотографию негритянской девочки и показывает детям «портрет Мэри». Затем предлагает ребятам рассказать о разных временах года по плану-схеме и обещает записать рассказы на магнитофон.
Воспитатель выставляет на доску картины с изображением пейзажей в разное время года и схему составления рассказов. После того как уточнены все пункты схемы и дети подготовились к рассказу, воспитатель вызывает одного ребенка и напоминает, что говорить надо четко, громко, выразительно, без остановок; затем включает магнитофон. Таким образом опрашиваются 4—5 детей. Слушая каждого отвечающего, остальные ребята контролируют правильность описания и, при необходимости, добавляют или исправляют рассказ. Когда все рассказы детей записаны на магнитофон, воспитатель объясняет, что отправит пленку девочке Мэри в Африку.
Примечание. Такая игра не только дает дополнительную мотивацию к составлению рассказов, но и усиливает самоконтроль детей за речью, что очень важно в логопедической группе.
2. Игра «Что неверно нарисовал художник?».
Воспитатель выставляет на доску картинки с изображением нелепых ситуаций, например: Незнайка зимой лежит на снегу в плавках и загорает, рядом дети лепят снежную бабу и цветут ромашки, над землей летают ласточки и т. п. Задание воспитателя: объяснить, что неверно нарисовал художник и почему так не бывает в жизни. Дети подробно рассказывают о замеченных неточностях, а воспитатель следит за правильностью аргументации и составления предложений.
3. Игра «Встаньте по порядку».
Воспитатель выставляет на доску 4 картины с изображением природы в разное время года. Затем вызывает четверых детей, предлагает им взять по одной картинке и объясняет, что вызванные дети должны будут встать так, как следуют друг за другом времена года, изображенные на картинках. Игра повторяется несколько раз со сменой первого времени года в цепочке картин, и каждый раз детям предлагается объяснить, почему они встали именно так.
4. Игра «Что хорошего, что плохого?».
Воспитатель предлагает детям вспомнить погоду в разные времена года и объяснить, что хорошего, а затем что плохого в таких явлениях, как снег, дождь, ветер, солнце. Например: дождь дает влагу растениям, моет улицы, дома — это хорошо; но под дождем можно промокнуть и простудиться — это плохо, и пр.
5. Динамическая пауза.
Воспитатель предлагает детям представить то время года, о котором он будет рассказывать, и выполнить вслед за ним движения: Вот и наступило лето (Руки вперед, в стороны). Солнцем вся земля согрета (Поворот вокруг своей оси).
Мы на солнце загораем (Руки на затылок), Землянику собираем (Присесть), Ловко плаваем в реке (Движения пловца руками), Спим, свернувшись, в гамаке (Руки под щеку).
Воспитатель предлагает детям прослушать музыку, представить себе природу в любое время года, а потом рассказать, кто что представил. Звучит фрагмент музыки П.И.Чайковского из цикла «Времена года». После прослушивания музыки те дети, которые хотят рассказать о своих переживаниях, фантазиях, мыслях, делятся ими с товарищами и воспитателем.
Итог занятия, оценка деятельности детей.
Примечание. Естественно, что такое занятие является итоговым и успешно может быть проведено лишь в конце учебного года.
Приведенное занятие по своей форме является комплексным, и на этом виде работы с дошкольниками стоит остановиться подробнее.
В последнее время стало модным осуществлять на одном занятии сразу несколько видов учебной деятельности, например, считать, рассказывать, рисовать, танцевать, слушать музыку и пр. Для занятий с детьми массовых групп такие комбинации оправданы, так как в планах этих групп отсутствуют коррекционные задачи, большое количество которых необходимо при обучении детей с речевой патологией. В группах для детей с общим недоразвитием речи допустимо сочетание различной изобразительной деятельности и слушания музыки, так как благодаря эмоциональному настрою такой подход увеличивает художественную отдачу дошкольников. Некоторая комбинаторика допустима также в итоговых занятиях, поскольку их основная цель — суммировать пройденный материал. Обучающие занятия в логопедических группах необходимо проводить в строгом соответствии с поставленной узкой целью и в рамках этой цели сочетать разнообразные виды работы для решения единой обучающей задачи. Только так можно добиться желаемого результата с детьми данной категории. Опыт показывает, что, когда в одном занятии бывают соединены слишком далеко отстоящие методические цели (например, обучение пересказу, рисованию красками и чтению), обучающий эффект минимален.