Объективация мужчин, разница между процессами объективации по отношению к мужчинам и женщинам

За последние годы увеличилось количество рекламы, в которой сексуально объективируются мужчины. Это началось гораздо позже, чем по отношению к женщинам и, конечно, количество рекламы с сексуализированными мужчинами несопоставимо с количеством такой же рекламы с женщинами. И, тем не менее, у этих двух явлений есть кардинальные различия, хотя внешне это увидеть практически невозможно.

Когда объективируют мужчин, их образ представляют нам как образ сильного, уверенного, властного мужчины. Женщин же, наоборот, представляют слабыми, уязвимыми, хрупкими и гораздо менее властными. Об этом говорят многие детали: язык тела, макияж, мимика модели и т.д. Это, по факту, делает процесс сексуальной объективации по отношению к мужчинам практически невозможным – они всё равно остаются субъектами, потому что они властны, и сексуальность только подчеркивает их доминирование. Связано это, опять же, со смещёнными акцентами, в культуре сексуальность для женщины – это её основное преимущество, для мужчины же – это лишь дополнительная положительная черта, но при этом основное значение в личности мужчины в нашем сознании является его успешность.

рис.14 Образы мужчины и женщины в рекламе

Если же мы представим действительно сексуально объективированного мужчину, то это будет выглядеть комично, нелепо и уж точно ничего общего с рекламой иметь не будет. Такой процесс в феминистском обществе называют «гендер-бендер», когда на место сексуализированной женщины помещают сексуализированного мужчину и смотрят, что из этого выходит. Это ещё один хороший способ проверить рекламу на предмет сексуальной объективации: если в рекламе нельзя заменить человека одного гендера на человека другого гендера так, чтобы не произошло кардинальных изменений в посыле изображения – перед вами сексуальная объективация.

рис.15 Замена гендера сексуализированного человека

В журнале «Psychological Science» были опубликованы результаты ещё одно исследования, связанного с разницей между сексуализацией мужских и женских тел. Исследователи, возглавляемые Филлипом Бернардом, представляли участникам изображения мужчин и женщин в сексуализированных позах, одетых в купальные костюмы или нижнее белье. Изображения демонстрировались на экране монитора, одно за другим. Известно, что людям трудно распознавать изображения людей, если они перевернуты вверх ногами, однако перевернутые изображения неодушевленных предметов распознаются без особого труда. В связи с этим некоторые фото демонстрировались перевернутыми, другие – нет. После демонстрации каждого изображения участникам демонстрировался черный экран в течение секунды, после чего показывалось два изображения, и их просили выбрать то фото, которое соответствует только что увиденному.

Испытуемые мужчины и женщины подбирали сходные фото одинаковым образом. Они гораздо лучше распознавали не перевернутые изображения мужчин, чем перевернутые изображения. Это предполагает, что даже сексуализированные мужчины воспринимаются ими как люди. Напротив, у них не возникало никаких проблем в распознании женщин в нижнем белье, даже если изображения были перевернуты. Это указывает на то, что сексуализированные женщины последовательно опознаются как неодушевленные предметы.[8]

Наши рекомендации