Возьми такую же мозаику. Посади такой же цветочек.

Где красная мозаика? Покажи. Посади красный цветок.

Усложнение: выкладывать цветочки заданного цвета по схеме (смотрите Приложение к занятиям).

Задание 3.

Цель: учить различать и запоминать последовательность звучания немузыкальных шумов._

Игра «Поставь по порядку». Взрослый демонстрирует звучание и выставляет коробоч­ки с различными наполнителями (монетами, спичками, горохом) в заданной последова­тельности, используя слова «сначала», «потом». Затем предлагает ребенку сделать то же самое с его набором коробочек (количество коробочек варьируется от 2 -3 до 4-6 в каж­дом наборе).

Игра «Перепутаница» является продолжением предыдущей игры: после того, как ко­робочки (2-3 шт.) будут выставлены по порядку, взрослый меняет их расположение у себя или у ребенка и просит восстановить их последовательность в ряду.

Занятие № 26.

Задание 1.

Цель формировать предпосылки комбинированного типа дыхания (носовой вдох, ротовой выдох)

Игра "Пузырьки» проводится с использованием стакана, до половины наполненного водой, и соломинки для коктейля. Взрослый показывает ребенку, как можно пускать пузыри с помощью соломинки (вдох носом, выдох через рот, зажав соломинку губами).

Ребенок учится контролировать силу выдоха (при сильном выдохе вола выливается из стакана, при слабом выдохе на поверхности не образуются пузырьки).

Задание 2.

Цель: познакомить с объемной геометрической формой - призмой: названием, свойствами и игровыми действиями.

Взрослый достает из мешочка новую геометрическую форму, дает ее название; «при­зма», предлагает рассмотреть ее, ощупать, выделяя «уголочки, бока и вершинку»; знако­мит со свойствами; призма может стоять и лежать (показ сопровождается словами «сто­ит», «лежит»).

Затем побуждает малыша найти призму среди знакомых форм, расположенных на столе и совершать с ними игровые действия (строить дом, башню из кубиков и призмы).

Варианты.

А. «Стоит, лежит, катится»; ребенок выбирает среди знакомых геометрических форм одну - с заданными свойствами.

Инструкции:

- Покажи, что может стоять и лежать.

- Найди, что катается.

- Что может только стоять?

Б. «Большая - маленькая»: малышу предлагается найти форму с заданными свойства­ми (большую или маленькую) из ряда предложенных (большая и маленькая призмы, боль­шой и маленький шарики, большой и маленький кубики). Все формы выкладываются на столе перед ребенком.

Задание 3.

Цель: учить выделять красный цвет предметов по слову, находить предметы в ограниченном пространстве стола, дивана, на полке, в пространстве комнаты.

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть предметы, расположенные в заданном про­странстве комнаты (игрушки - на полке, одежда - на диване, посуда - на столе).

Предлагаемые инструкции:

- Найди красные игрушки.

- Покажи красную одежду.

- Возьми красную посуду.

Занятие № 27.

Задание 1.

Цель: развивать моторику обеих рук с использованием пальчикового бассейна.

Упражнение «Веник» выполняется с широкой амплитудой движений раскрытой ладо­нью вправо - влево с фиксацией запястья на дне бассейна.

Аналогичные движения можно выполнять рукой, сжатой в кулак, и попеременными движениями ладони и кулака.

Задание 2.

Цель: узнавать изображения родителей на фотографиях, выполнять инструкции, содержащие слова «мама, папа», побуждать ребенка использовать эти слова в собственной речи.

Описание игр на I странице Альбома звукоподражаний и слов.

Задание 3.

Цель: учить выделять красный цвет предметов по слову, используя предметные картинки.

Иллюстративный материал смотрите в Приложении к занятиям. Игра «Парные картинки»: на столе произвольно разложены разноцветные картинки с одинаковым предметным изображением (бабочки, цветочки, птички).

Предлагаемые инструкции:

- Найди такую же картинку.

- Выбери все красные картинки.

Занятие № 28.

Задание 1.

Цель: учить выделять призму из ряда предметов, геометрических форм с помощью
ощупывания,

Игры:

«Чудесный мешочек - 1»: в мешочке находятся круглая баночка с крышечкой, боль­шой ключ, большая и маленькая призмы, плоское зеркало. Ребенку предлагается ощу­пать предметы, находящиеся в мешочке, и выбрать призму.

Вопросы, направленные на получение утвердительного или отрицательного ответов «Да. Нет»:

- Это шар?

- Это призма?

- Покажи большую (маленькую).

«Чудесный мешочек - 2»: в мешочке находятся геометрические формы - большой я маленький шарики, большой и маленький кубики, большая и маленькая призмы.

Малыш вытаскивает форму по своему желанию и называет ее (по мере возможности). Затем правила изменяются: взрослый просит достать заданную форму: «Найди призму (кубик, шарик). После того, как все геометрические формы будут выбраны из мешочка, малышу предлагается построить домик с крышей, ворота, горку из призм, пока­тать шар с горки, в ворота.

Усложнение в виде игры с выделением формы с заданными свойствами: «Найди большую призму. Покажи маленький кубик. Дай большой шарик».

Задание 2.

Цель: учить различать звукоподражания ту», «уа», соотносить звукоподражание с
картинкой.

Описание игр (1 -3) на II странице Альбома звукоподражаний и слов.

Задание 3.

Цель: формировать поисковую деятельность, расширять поле зрения, учить выде­лять красный цвет предметных картинок на иллюстративном полотне. ____________

Ребенку предлагается рассмотреть большое иллюстративное полотно, на котором на­рисованы разноцветные предметы, назвать их, по возможности, и найти изображения красного цвета.

Иллюстративное полотно можно сделать, используя картинки из альбома для рас­крашивания.

Занятие № 29,

Задание 1.

Цель: Развивать моторику обеих рук с использованием пальчикового бассейна.



Упражнение «Повар»выполняется в сопровождении стихотворного текста:

Варим, варим, варим щи.

Щи у Вовы хороши!

(круговые движения кистью в «бассейне»

по и против часовой стрелки)

Задание 2.

Цель: побуждать ребенка действовать в соответствии с инструкцией, включать звукоподражания в художественные тексты (№ 4,5,6 II страницы Альбома звукоподражаний и слов)

Задание 3.

Цель: учить собирать пирамидку с учетом величины, ориентируясь на слова «боль­шой", "маленький».

Взрослый предлагает рассмотреть пирамидку, показывает, что она состоит из разных колец. Затем разбирает ее, снимая кольца, объясняет: «Маленькое колечко, большое ко­лечко». После того, как все кольца будут выложены на столе, малышу предлагается най­ти большое (маленькое) колечко, показать его. Затем взрослый вместе с ребенком соби­рает пирамидку, обращая внимание на то, что работа начинается с большого, а заканчи­вается маленьким кольцом.

Занятие № 30.

Задание 1.

Цель: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания (носовой вдох, ро­товой выдох), учить регулировать силу воздушной струи.

Игра «Мотыльки»: на уровне глаз ребенка крепится шнур с привязанными к нему бу­мажными мотыльками разного цвета (или величины). Взрослый читает стихотворный текст, предлагая малышу подуть на мотылек определенного цвета или величины.

На весеннем на лугу

Мотыльки летают.

Красный мотылек взлетел и т.п.

Задание 2.

Цель: учить соотносить звукоподражание с предметной картинкой, различать Звукоподражания «му», «мяу», побуждать к их сопряженному, отраженному или произвольному произнесению.

Описание игр (1,2,3) на III странице Альбома звукоподражаний и слов.

Задание 3.

Цель: развивать моторику руки, выполняя имитационные движения в сопровождении
стихотворного текста.


Пила, пила,

Пили живей,

Мы домик строим для зверей!

(скользящие движения ребром ладони

по поверхности стола)

Задание 4.

Цель: учить выделять красный цвет предметных изображений по слову._____

Иллюстративный материал смотрите в Приложении к занятиям (занятия 27,31).

На лист картона красного цвета ребенок выкладывает карточки с изображениями того же цвета (смотрите Приложение к занятиям), выбирая их из стопочки предложенных раз­ноцветных картинок.

Предлагаемые инструкции:

- Выбери красные картинки.

- Положи красную картинку на красную полянку (лист картона).

Занятие № 31.

Задание 1.

Цель: развивать кинестетический контроль (учить воспроизводить позу изображенного
на картинке объекта).

Иллюстративный материал смотрите в Приложении к занятиям 31, 35.

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть сюжетную картинку с одним объектом. Вопросы:

- Кто это? (Кого увидел на картинке?)

- Что делает?

- Покажи, как....?

сюжетные картинкипозы, воспроизводимые ребенком

птичка летит ребенок в положении «руки в стороны»

птичка сидит руки опущены и прижаты к бокам

мальчик спит ребенок, положив голову на ладошки, склоняет ее к плечу

мальчик стоит ребенок в том же положении

мальчик сидит ребенок в том же положении

Если малыш испытывает двигательные затруднения, можно использовать помощь взрослого.

Затем играющие меняются ролями: взрослый показывает действие, а ребенок пока­зывает соответствующую картинку.

Задание 2.

Цель: побуждать ребенка действовать в соответствии с инструкцией, включать звукоподражания в стихотворные тексты._______________

Описание игр (4,5,6) на III странице Альбома звукоподражаний и слов.

Задание 3.

Цель: учить соотносить цветное и контурное изображения предмета, называть цвет предмета.

Иллюстративный материал смотрите в Приложении к занятиям.

Игра «Рассеянный художник».

А. Проводится на материале парных картинок (одна картинка цветная, вторая - кон­турная ). Контурные картинки находятся у взрослого, цветные - у ребенка. Малышу пред­лагается найти одинаковые картинки, назвать цвет предмета (красный).

Б. Ребенку предлагается «раскрасить словами» контурное изображение знакомых предметов.

В. Взрослый предъявляет малышу частично раскрашенную предметную или сюжет­ную картинку и просит назвать ту ее часть, которая раскрашена в красный цвет.

Аналогичная работа проводится со сличением и выделением по слову желтого, зеле­ного, синего цвета, различению и сопоставлению двух и более цветов.

Занятие № 32.

Задание 1.

Цель: учить ребенка воспроизводить заданное движение с опорой на показ.___

Взрослый предлагает ребенку стать «зеркалом» («обезьянкой») и повторять движения по показу в сопровождении стихотворного текста:

Ну - ка, зеркальце, смотри!

Все нам верно повтори!

Встану я перед тобой,

Повторяй - ка все за мной.

- движения руками вперед - назад, в стороны;

- ходьба на месте или посильное движение ногами с опорой;

- наклоны туловища в стороны (часики: «Тик-так, тик-так, мы вот эдак и вот так») и др. Усложнение: воспроизводить движения по инструкции типа: «Подними руки вверх,

помаши руками» и т.п.

Задание 2.

Цель: учить ребенка различать действия, совершаемые одним объектом (кошкой),
соотносить действия и глаголы, их обозначающие (идет, лежит, сидит, лакает, умывается, играет).

Описание игр на IV странице Альбома звукоподражаний и слов.

Задание 3.

Цель: учить ребенка выполнять простые действия с дидактической игрушкой – матрешкой (открывать и закрывать, вкладывать и вынимать), различать их по величине (большая и маленькая).

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть матрешку, отмечает, какая она яркая, на­рядная. Встряхивает ее: внутри что-то гремит. Открывает крышку и показывает вторую -маленькую матрешку. Поставив две матрешки рядом, сравнивает их (одна большая, а дру­гая маленькая); просит показать большую и маленькую матрешки. Затем учит вклады­вать маленькую матрешку в большую.

Усложнениеза счет увеличения количества матрешек разной величины.

Занятие № 33.

Задание 1.

Цель: учить воспроизводить движение, изображенное на сюжетной картинке.

Иллюстративный материал смотрите в Приложении к занятиям.

Ребенок рассматривает картинку, предлагаемую взрослым, отвечает на его вопросы: «Кто это? Что делает? Покажи, как...."

Сюжетная картинкадвижения ребенка

Бабочка летит - ребенок машет руками, имитируя махи крыльев;

Птичка клюет - движения туловищем вперед с наклонами головы;

Девочка кушает - пальцы сжаты в кулак, движения рукой от стола ко рту;

Девочка идет - аналогичное движение совершается ребенком

Девочка прыгает с учетом его двигательных возможностей;

Кошка лакает молоко - имитирующее движение языком.

Задание 2.

Цель: побуждать ребенка к соотнесению звукоподражания с картинкой и сопряженному,отраженному или произвольному произнесению звукоподражания «ам».

Описание игр на V странице Альбома звукоподражаний и слов.

Задание 3.

Цель: познакомить с плоскостной геометрической фигурой - кругом.

С помощью любого игрового приема (загадки, «чудесного мешочка») взрослый предъявляет ребенку шарик, предлагает нарисовать его на картоне. Называет свой рису­нок - «круг». На глазах у малыша вырезает его из картона, пытается прокатить по столу сначала круг (не катится), затем шар (катится). Таким образом устанавливается различие между кругом и шаром.

Усложнение:

«Чудесный мешочек»:

А. Ребенок вытаскивает из мешочка геометрическую фигуру по своему желанию и на­зывает ее.

Б. Взрослый просит вытащить заданную фигуру.

«Большой - маленький»: (по просьбе взрослого ребенок находит фигуру с заданными свойствами на столе или в мешочке: «Найди и покажи большой круг (маленький шарик)». Если малыш различает и называет цвета, можно включить в игру шары и круги разного цвета.

Занятие № 34.

Задание 1.

Цель: развивать моторику обеих рук с использованием «пальчикового бассейна»

Упражнение «Пальчики разбежались»: ребенок опуска­ет руку в «бассейн», прижимает ладонь ко дну, поперемен­но сдвигает и раскрывает пальцы (ладонь находится на «дне» пальчикового бассейна). Если малыш испытывает двигательные затруднения, взрослый помогает ему, поло­жив свою ладонь на руку ребенка.

Задание 2.

Цель: узнавать на картинках знакомые предметы, различать их по функциональному назначению (съедобное - несъедобное).

Описание игр на VI странице Альбома звукоподражаний и слов.

Задание 3.

Цель: учить ребенка совершать разные игровые действия с шариками и кружочками.

Иллюстративный материал смотрите в Приложении к занятиям.

Вместе с ребенком взрослый собирает бусы из шариков (участие малыша определяет­ся его двигательными возможностями: от самостоятельных действий до пассивной по­мощи: выбрать шарик из коробки и подать взрослому). На листе бумаги взрослый рисует круглые контуры бус или показывает готовый рисунок и предлагает малышу сделать та­кие же бусы из кружочков, накладывая их на круглые контуры.

Усложнение: контуры бус могут быть по-разному расположены в пространстве.

Задание 4.

Цель: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания.

Игра «Воздушные шары»; ребенку предлагается подуть на воздушный шарик, кото­рый находится на уровне лица ребенка. Игровая цель: подуть на шарик так, чтобы он отлетел к мишке, кукле, зайке.

Занятие № 35.

Задание 1.

Цель: учить ребенка различать сходные движения с опорой на сюжетные картинки.

Иллюстративный материал смотрите в Приложении к занятиям (занятие 33, задание 1; занятие 35, задание 1). См. выше.

Взрослый предъявляет последовательно пары сюжетных картинок на движения: идет - бежит, идет-едет, кушает-пьет, сидит-лежит, клюет-кушает, клюет-лакает, лакает-ку­шает и пр. Вопросы: «Кто идет? Кто едет? Покажи картинку, где кушает (пьет).»

Задание 2,

Цель: учить ребенка соотносить звукоподражание с предметной картинкой, побуж­дать к сопряженному, отраженному или произвольному произнесению звукоподража­ний -6и», «бом».

Описание игр (1-5) на VII странице Альбома звукоподражаний и слов.

Задание 3.

Цель: познакомить с плоскостной геометрической фигурой - квадратом, учить раз­личать куб и квадрат.

Используя любой игровой прием (сюрприз, загадку, «чудесный мешочек»), взрослый предъявляет ребенку квадрат, «рисует его» на листе картона, называет: «Квадрат» и выре­зает. Затем пытается поставить рядом кубик и квадрат (куб стоит, а квадрат лежит). Та­ким образом устанавливается различие между кубом и квадратом.

Усложнение: игры «Чудесный мешочек» (описание см. в занятии № 18, задание 1), - Большой - маленький» (описание см. в занятии №32, задание 3).

Занятие № 36.

Задание 1.

Цель: выполнять имитационные ручные движения в сочетании со стихотворным текстом.

Лодочка плывет по речке, (соединить ладони обеих рук «ковшиком»)

Оставляя на воде колечки. (делать скользящие движения

по поверхности стола).

Задание 2.

Цель: учить соотносить звукоподражание с предметной картинкой, побуждать к адекватному произнесению звукоподражаний в ходе игровых действий.

Описание игр (6 -10) на VII странице Альбома звукоподражаний и слов.

Задание 3.

Цель: учить совершать различные игровые действия с квадратами и кубиками.

Иллюстративный материал смотрите в Приложении к занятиям (занятие 46, задание 3).

Вместе с ребенком взрослый выкладывает из кубиков дорожку (можно покатать по дорожке машинки, водить «человечков").

Затем на листе бумаги рисует контуры дорожки из квадратиков и предлагает малышу сделать такую же, накладывая на контур деревянные или пластмассовые квадратики (мож­но использовать игровые задачи задания 2).

Усложнение: различное пространственное расположение и направление дорожек.

Занятие № 37.

Задание 1.

Цель: развивать моторику руки.

Упражнение сопровождается чтением стихотворного текста.

Бабушка печет блины,

Очень вкусные они

Со сметаной, творогом (попеременные движения тыльной стороной

И горячим молоком. кисти и ладонью по поверхности стола)

Задание 2.

Цель: побуждать к различению понятий «один - много», пониманию инструкций, содержащих слова в форме единственного и множественного числа.

Описание игр на VIII странице Альбома звукоподражаний и слов.

Задание 3.

Цель: познакомить с плоскостной геометрической фигурой - треугольником, учить различать призму и треугольник.

Используя игровые приемы, указанные в занятиях № 33,35, взрослый знакомит ре­бенка с треугольником и устанавливает различие между объемной (призмой) и плоскостной (треугольником) геометрическими формами (треугольник лежит, а призма стоит и лежит).

Усложнение: см. в занятиях №33,35.

Занятие № 38.

Задание 1.

Цель: формировать ощущения собственного тела.

«На какой цветок (пальчик) села бабочка»: ребенку предлагается положить ладошку на оси, растопырить пальчики (цветочки). Взрослый сажает бабочку (колпачок) на каждый пальчик в произвольном порядке. Вопросы: «На каком пальчике (цветочке) сидела бабочка? Дотронься до этого пальчика». В начале игра проводится со зрительным контролем, затем рука ребенка закрывается от него «экраном». Игровые действия сопровож­дается стихотворным текстом:

Девочке (мальчику) на ручку

Бабочка села.

Девочка (мальчик) бабочку

Поймать не успела.

«Кого укусила муха»:если формирование пальцевого гнозиса затруднено, можно использовать более сильный раздражитель - щипок, укол. Вопросы: «Какой пальчик укусила муха? Покажи».

Задание 2.

Цель: учить узнавать действия, изображенные на картинках, соотносить звукоподражания и картинки, побуждать к их сопряженному, отраженному или произвольному произнесению.

Описание игр (1 - 3) на IX странице Альбома звукоподражаний и слов.

Задание 3.

Цель: учить адекватно использовать объемные и плоскостные геометрические формы в различных игровых действиях.

Игры:

« Коробка форм»: в крышке высокой коробки вырезаны квадратное, круглое, треугольное отверстия; ребенку предлагается убрать в коробку объемные формы (шар, куб, призму), не поднимая крышку. Особое внимание уделяется тому, чтобы малыш правильно соотносил форму прорези с геометрической формой.

Если ребенок не осмысляет задание, взрослый демонстрирует игровые действия, со­провождая их словами: «Шарик - в круглую дырочку, кубик - в квадратную, призму - в треугольную дырочку».

«Чудесный мешочек». В мешочке находятся плоскостные и объемные геометрические формы.

А. Ребенок вынимает формы по одной и называет их.

Б. По просьбе взрослого он вынимает заданные формы.

Занятие № 39.

Задание 1.

Цель: развивать мелкую моторику руки.

Упражнение «Птичка в гнезде»: одну руку согнуть в кулак, большой палец отвести и поднять вверх, обхватить его пальцами другой руки.

Задание 2.

Цель: побуждать малыша к адекватному выполнению действий с заданными картонками, включать отработанные звукоподражания в стихотворные тексты, соединять
их с имитирующими действиями.

Описание игр (4 - 6) на IX странице Альбома звукоподражаний и слов.

Задание 3.

Цель: учить адекватно использовать объемные и плоскостные геометрические формы в различных игровых действиях.

«Геометрические вкладыши». Плоскостные геометрические формы (треугольник, квад­рат, круг) вложены в углубления той же формы («домики»). Взрослый вынимает формы из «домиков», уточняет их названия и просит малыша найти каждой форме ее домик. С целью активизации внимания можно наклеить яркие предметные картинки на каждую форму.

Занятие № 40.

Задание1.

Цель: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания.

Ребенок дует через трубочку, свернутую из плотной бумаги, на ватку или перышко, лежащие на столе.

Задание 2.

Цель: побуждать ребенка соотносить звукоподражания с предметными картинка -
ми, выполнять игровые действия, сопровождая их звукоподражаниями._________

Описание игр (1 - 4) на X странице Альбома звукоподражаний и слов.

Задание 3.

Цель: активизировать представления ребенка о схеме тела животных и игрушек.

Иллюстративный материал смотрите в Приложениик занятиям (занятие 40).

На листе бумаги нарисован контур животного - кошки, выполненный из кругов. К нему прилагаются части тела, заранее вырезанные из картона.

Взрослый вместе с ребенком анализирует рисунок:

- Кто это?

- Где головка (туловище, хвостик, лапки)?

- Покажи.

Затем малыш накладывает картонные заготовки на рисунок-образец. Если задание не вызывает затруднений, можно предложить выполнить работу рядом с образцом. Мел кие детали (усы. глаза, уши) дорисовываются взрослым.

Занятие № 41.

Задание 1.

Цель: развивать мелкую моторику руки (побуждать малыша удерживать пальцы в кулаке, сгибать и разгибать большой палец).


Исходное положение: пальцы ребенка сжаты в кулак. Взрослый сгибает и разгибает большой палец и, по возможности, производит им вращательные движения. Уп­ражнение может сопровождаться двустишьем: «Этот пальчик быстро встал и по кругу побежал». Затем взрослый предлагает ребенку выполнить это упражнение самостоятельно.

Задание 2.

Цель: учить ребенка выполнять инструкции, адекватно использовать звукоподражания, включать их в стихотворные тексты, пальчиковую гимнастику.

Описание игр (5 - 7) на X странице Альбома звукоподражаний и слов.

Задание 3.

Цель: учить узнавать на ощупь различную фактуру предметов с использованием тактильных таблиц (меховая, шелковистая и шероховатая поверхности).

Взрослый последовательно знакомит ребенка со свойствами тактильных таблиц:

- меховая - мягкая, пушистая;

- шероховатая, изготовленная из наждачной бумаги - неровная, шершавая;

- шелковистая - гладкая, ровная.

Побуждает малыша поглаживать, ощупывать их руками (большое внимание уделяет­ся работе обеих рук). Затем предлагает найти парные (одинаковые) таблицы (работа проводится с двумя одинаковыми наборами таблиц).

Варианты: набор таблиц можно расширить за счет включения :

- колючей - аппликатор Кузнецова;

- неровной - наплывы свечи на картоне, сломанные спички, толстый шнурок или ре­льефная тесьма и др.

Рекомендации по изготовлению тактильных таблиц :

Для изготовления тактильных таблиц вырезать из толстого картона карточки разме­ром 5x15 см. На одну сторону каждой карточки наклеить: № 1 — наждачную или бархатную бумагу, либо замшу; № 2 — рельефную тесьму или толстый шнур по всей поверхности; № 3 — накапать воск свечи; № 4 — кусочек меха; № 5 — лоскуток шелковой ткани; № 6 — спички.

Занятие № 42.

Задание 1.

Цель: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания, стимулировать мышцы гортани.

Занятие проводится в форме обучения игре на дудочке с предварительным показом носового вдоха и активного ротового выдоха в медленном темпе.

Задание 2.

Цель: различать понятия «один - два», понимать инструкции, содержащие слова в форме единственного и множественного числа.

Описание игр на XI странице Альбома звукоподражаний и слов.

Задание 3.

Цель: учить различать фактуру предметов (без опоры на зрительное восприятие т.е. за экраном).

Взрослый последовательно показывает по одной тактильной таблице, дает ребенку ощупать ее, называет свойства.

Затем просит найти такую же за экраном, на ощупь. Если малыш справляется с этим заданием, можно усложнить игру.

Усложнение.

А. Взрослый просит найти за экраном таблицу с заданными свойствами, например: «Найди мягкую, пушистую».

Б. «Разложи по порядку»: взрослый раскладывает тактильные таблицы в заданной пос­ледовательности, сопровождая действия словами: «Сначала положу пушистую, потом гладкую, потом шершавую». Затем предлагает сделать то же самое ребенку со вторым набором таблиц.

Занятие № 43

Задание 1.

Цель: развивать мелкую моторику руки с использованием пальчиковой гимнастики.

Упражнение «Птички пьют из бочонка»: согнуть пальцы одной руки в кулак, пальцы другой руки попеременно вставлять сверху в отверстие кулака.

Задание 2.

Цель: учить соотносить слова, состоящие из двух прямых открытых слогов, с предметными картинками, побуждать к сопряженному, отраженному или произвольному произнесению слов или звукокомплексов, воспроизводящих ихслоговую структуру.

Описание игр (1 - 3) на XII странице Альбома звукоподражаний и слов.

Задание 3.

Цель: учить ребенка последовательно действовать по инструкции, развивать его тактильную память

Взрослый предлагает ребенку разложить таблицы по инструкции: «Положи сначала гладкую, потом шершавую, за ней пушистую».

Затем взрослый предлагает сравнить полученный результат со вторым набором, вы­ложенным заранее.

Последовательность расположения двух наборов таблиц может не совпадать. В этом случае малышу предлагается восстановить порядок (предлагаемая инструкция: «Сделай, как у меня»).

Занятие № 44.

Задание 1.

Цель: формировать предпосылки комбинированного типа дыхания, активизировать целенаправленный ротовой выдох.

Игра «Мыльные пузыри» проводится с готовой игрушкой (не рекомендуется использовать самодельные мыльные пузыри).

Взрослый знакомит ребенка со способом действия с игрушкой и побуждает его выду­вать мыльные пузыри через колечко.

Задание 2.

Цель: учить ребенка действовать в соответствии с инструкцией, побуждать к мо­делированию фразы._

Описание игр (3-5) на XII странице Альбома звукоподражаний и слов.

Задание 3.

Цель: учить выполнять игровые действия с использованием тактильных дорожек,
развивать мелкую моторику руки.

Ребенку предлагаются игровые задания с использованием тактильных дорожек, вы­полненных из различных материалов (объемной тесьмы, шелковой ленты, полосок наж­дачной бумаги №0).

Игра «В гости». На листе бумаги наклеены две дорожки (гладкая и шершавая). К ним подкладываются картинки (игрушки) с изображением кошки и зайки. Малышу необхо­димо выбрать нужную дорожку для того, чтобы пойти в гости к зайке (кошке) и провести по ней все пальчики по очереди. Можно усложнить задание, предложив ребенку пройти по заданной дорожке и узнать, к кому пришел в гости.

Занятие № 45.

Задание 1.

Цель: формировать контроль за мышечными ощущениями.

Упражнение «Следы»: перед ребенком на столе игрушечный или нарисованный до­мик и заранее размягченный пластилин или мягкий пластик в форме дорожки.

- Если к домику кто-нибудь пойдет, на дорожке останутся следы (взрослый показы­вает, как сделать следы, используя совмещенные действия). Упражнение проводится последовательно:

- каждым пальцем отдельно,

- каждой парой пальцев обеих рук (большими, указательными, средними),

- указательным и средним пальцами каждой руки.

I

Задание 2.

Цель: учить соотносить слово, звукоподражание с изображением на предметной кар­тинке, адекватно отвечать на вопросы и действовать в соответствии с инструкци­ей.

Описание игр (I - 5) на XIII странице Альбома звукоподражаний и слов.

Задание 3.

Цель: учить конструировать с учетам цвета предметов (выделение красного цвета предметов по слову).

Взрослый предлагает ребенку, выбирая мозаику красного цвета, выложить дорожку на игровом поле по заранее проведенной линии.

Инструкции и вопросы:

- Найди красную мозаику, положи ее на дорожку (линию).
- Какую дорожку строишь?

- Какую мозаику берешь?

Два последних вопроса задают при условии хороших произносительных возможнос­тей ребенка.

Можно предложить ребенку провести по красной дорожке мелкие игрушки того же цвета.

Занятие № 46.

Задание 1.

Цель: развивать мелкую моторику руки с использованием «пальчикового бассейна».

Упражнение «Пальчики побежали»: опора руки на дно «бассейна», кисть руки поднята; взрослый отво­дит большой палец ребенка назад, легко фиксирует его своей рукой, организуя, таким образом растяжку и мы­шечное напряжение; взрослый побуждает малыша, пе­ребирая пальчиками, передвигаться по дну «бассейна» («Пальчики побежали вперед»).

Задание 2.

Цель: учить ребенка выполнять инструкции, адекватно использовать звукоподража­ние и воспроизводить контур (слоговую структуру) слова, включать их в стихотворные тексты, конструктивную деятельность.

Описание игр (6 - 8) на XIII странице Альбома звукоподражаний и слов.

Задание 3.

Цель: учить конструировать из квадратов с учетом цвета (выделение красного цвета по слову).

Иллюстративный материал смотрите в Приложении к занятиям.

Взрослый предлагает ребенку построить дорожку (домик) из квадратиков красного цвета (выбирая их из множества разноцветных). Дорожка (домик) выкладываются на листе картона с заранее нанесенным контуром. Ребенок действует способом наложения квадрата на контур.

Занятие № 47,

Задание 1.

Цель: развивать мелкую моторику обеих рук на основе пальчиковой гимнастики.



Птенчики в гнезде сидят,

Маму ждут и есть хотят.

Пальцы одной руки сложить в щепоть, об­хватить ее ладонью дру­гой руки и постараться шевелить пальчиками. Затем менять положе­ние

Задание 2.

Цель: учить различать предметы по величине (большой и маленький), понимать инструкции, содержащие слова с уменьшительно-ласкательным значением.________________

Описание игр на XIV странице Альбома звукоподражаний и слов.

Задание3.

Цель: учить ребенка собирать разрезные картинки из двух частей, используя показ, образец, устную инструкцию.__

Взрослый предъявляет ребенку картинку с целым изображением. После совместного рассматривания, нахождения частей и деталей изображаемого объекта он говорит, Что картинка «порвалась» и ее надо сложить заново. Если малыш не понимает инструкцию, взрослый показывает способ действия с картинкой (складывает ее на глазах ребенка, со­провождая показ словами).

Усложнение вводится по мере усвоения адекватного способа действия.

А. По принципу «парных» картинок - у взрослого лежит целая картинка, у ребенка - с тем же изображением, но разрезанная на две части. Малышу предлагается сложить та­кую же картинку, как у взрослого.

Б. Перед ребенком находится картинка, разрезанная на две части. Рассматривая ее, он пытается узнать изображение. Взрослый дает инструкцию: «Сложи матрешку».

В. «Убери лишнюю»: малыш получает задание собрать уже знакомую картинку, ото­брав лишь необходимые части (в набор деталей добавляется лишняя).

Г. Предметные картинки могут быть разрезаны по разному: в горизонтальном, верти­кальном, диагональном направлении, с изменением направления разреза (образцы смот­рите в Приложении к занятия

Наши рекомендации