Игра «в гости пришла кукла».

Введение

Ваш малыш не говорит. Вы в растерянности. Это еще одна проблема, а у Вас их и так достаточно. Сможете ли Вы справиться с ней самостоятельно и как? Задача настолько серь­езна, что для ее решения необходима длительная программа комплексного воздействия - ме­дицинского, логопедического, психолого-педагогического.

А что же делать родителям? Как правило, они не обладают специальными знаниями, и проблема неговорящего ребенка застает их врасплох. Кроме того, специалисты наблюдают сложные межличностные отношения в семьях, где воспитываются дети с такой патологией. Часто родители неадекватно относятся к речевым и двигательным дефектам малыша: они либо чрезмерно опекают и балуют его, либо, напротив, эмоционально холодны, ограничивая свое общение с ним, удовлетворением минимальных потребностей ребенка. Ни тот, ни дру­гой подходы в корне не верны. Необходимо отделять речевые проблемы ребенка от него са­мого, и бороться с проблемами, а не с малышом. Часто родители не в состоянии реально оце­нить его возможности, занижая их, или благодушно объясняя трудности простым нежелани­ем говорить. Именно поэтому необходимо организовать постоянное общение родителей с вра­чом и логопедом - дефектологом, которые помогут преодолеть беспомощность в вопросах вос­питания и обучения больного ребенка, познакомят с системой его реабилитации.

В этой книге мы предприняли попытку обобщить опыт логопедической службы психонев­рологического санатория №65 по психологической поддержке и обучению родителей, имею­щих детей с диагнозами: общее недоразвитие речи 1-II уровня, обусловленное дизартриями при детском церебральном параличе, алалии и анартрии.

В санатории ребенок получает медикаментозное лечение, квалифицированную логопеди­ческую и психологическую помощь, лечебную физкультуру и массаж. Непосредственное уча­стие родителей в этом сложном процессе ускоряет и облегчает реабилитацию ребенка. С этой целью мы разработали систему домашних занятий, благодаря которой у родителей формиру­ется правильное отношение к интеллектуальному и речевому дефекту ребенка, раскрывают­ся пути его преодоления, создаются условия для полноценного общения с ним.

Работать по предложенной нами системе можно совместно с логопедом - дефектологом или самостоятельно. Все задания, собранные в 55 занятий, предлагаются ребенку в игровой форме. Играя с геометрическими формами, тактильными таблицами, он познает свойства предметов; игры с игрушками развивают внимание и речевую активность ребенка; дыхатель­ные игровые задания позволяют формировать правильное речевое дыхание; различая и запо­миная звучание музыкальных инструментов, звуковых коробочек, звукоподражаний, малыш учится слушать, запоминать, - таким образом развивается его слуховое восприятие. В книге представлено много заданий, направленных на понимание вопросов и инструкций, так как развивать в ребенке способность к пониманию речи окружающих так же важно, как и на­учить его разговаривать.

Необходимый иллюстративный материал собран в «Приложении к занятиям». Вырезав и наклеив на картон иллюстрации, можно использовать их в нескольких занятиях по одной теме. Разработанный нами «Альбом звукоподражаний и слов» также состоит из предметных, сю­жетных картинок, игровых заданий разной степени сложности и сводной таблицы звуков, звукоподражаний и слов. Ее использование поможет родителям увеличить активный словарь ребенка на каждый вызываемый звук.

Все речевые упражнения составлены с учетом разных стартовых возможностей детей. По­этому необходимым условием работы по этой книге является участие в ней логопеда - дефектолога. Его задача - помочь родителям в выборе нужных игровых приемов и инструкций, по­нятных ребенку, обучить их приемам артикуляционной гимнастики и массажа, не включен­ным в книгу, познакомить с правилами поведения в игровой ситуации.

Каждое занятие для вас, дорогие родители, будет уроком постижения огромного мира вашего малыша. От урока к уроку Вы научитесь лучше понимать ребенка и это, в свою очередь сделает ваше общение с ним более полноценным и значимым. В ежедневных играх важен положительный эмоциональный настрой. Учитесь радоваться вместе с ребенком. Поощряйте его. Хвалите за любой, даже самый маленький шаг к победе над своим недугом. Терпеливо относитесь к неудачам на занятии, помните о том, что не нужно торопиться в таком непростом и многотрудном деле. Чаще обращайтесь к тем играм, которые сложны для ребенка, добивайтесь, чтобы он играл в них с удовольствием, Однако, каждое занятие должно быть ограничено во времени, так как нельзя перегружать ребенка каким-либо одним видом деятельности. Если Вы заметили, что малыш устал, отказывается от игры, остановитесь, отвлеките его,. а позже снова поставьте перед ним ту же задачу.

Мы надеемся, Вас не разочарует видимая простота упражнений. Их выполнение является огромным трудом для ребенка. И если он чему-то научился, сумейте и Вы оценить его усилия. его готовность и желание трудиться. Будьте терпеливы, доброжелательны, и ваш труди тер­пение будут вознаграждены!

Занятие № 1.

Задание 1.

Цель: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу, развивать ощущения собственных движений.

Взрослый хлопает своей ладонью по ладони ребенка, сопровождая свои действия сти­хотворным текстом, и побуждает малыша к ответным действиям:

Ладушки - ладушки,

Где были?

У бабушки!

Ладушки - ладошечки,

Звонкие хлопошечки.

Хлоп - хлоп!

Задание 2.

Цель: учить фиксировать взгляд на ярком предмете, прослеживать его движение
взглядом и рукой, формировать захват руки.

Ребенку предлагается найти яркую игрушку (колечко), подвешенную за ниточку в ограниченном пространстве стола (дивана). Взрослый перемещает игрушку (колечко), дергая за ниточку, малыш прослеживает движение взглядом и пытается схватить ее ру­кой.

Задание 3.

Цель: развивать зрительное восприятие, учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к произвольному произнесению звукоподражания.

С помощью сюрпризного момента (из «чудесного» мешочка, коробочки, из-за шир­мы) ребенку предъявляется знакомая или любимая игрушка (например, мишка). Взрос­лый совершает игровые действия с мишкой, сопровождая их словами: «В гости к нам при­шел мишка. Он здоровается с тобой: «У -у - у!» Поздоровайся с мишкой (взрослый по­буждает ребенка к произвольному или сопряженному * произнесению звукоподражания).

Если малыш охотно включается в игру, можно предложить ее усложнение - игру «Кто позвал» (вместе с мишкой в гости к малышу пришел волк-волчок («у-у-у!»); игрушки рас­полагаются по правую и левую стороны от ребенка и по очереди «зовут» малыша, он по­ворачивается к той игрушке, которая его «позвала»).

Варианты: аналогичные игры проводятся с самолетиком («у-у-у!») и паровози­ком («у-у-у!»).

* Сопряженная речь— одновременное совместное произнесение слов и фраз ребенком и взрослым,

отраженная речь — речь, повторенная за взрослым, произвольная речь — самостоятельное речевое высказывание.

Занятие № 2.

Задание 1.

Цель: формировать положительный эмоциональный настрой на совместную с взрослымработу, развивать ощущения собственных движений.

Взрослый, действуя руками ребенка, произносит стихотворный текст

Прилетели гули-гули голубочки, (машет руками)

На головку сели гули моей дочке. (кладет руки на голову малыша)

Ой! Шу, полетели! (разводит руки ребенка в стороны)

Задание 2.

Цель: учить ребенка фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом его движение.

Взрослый побуждает ребенка найти игрушку в пространстве комнаты (на диване, на стуле, на полке) и проследить взглядом за ее перемещением (с дивана на ковер, с ковра на стул, со стула на стол и т.п.) Активизировать внимание малыша можно с помощью стихотворных текстов:

Где же кукла наша,

Найдем мы куклу Машу!

Вова к кукле подойдет,

Вова куколку найдет.

Если ребенок не фиксирует взгляд на игрушках, целесообразно начинать эту работу с использования цветных повязок на голове матери, ярких, блестящих предметов одновременно со звуковым раздражителем (звучанием бубна, погремушки, молоточка)

Задание 3.

Цель: побуждать ребенка к произвольному выдоху,

Игра "Султанчики» (султанчик легко изготовить из яркой фольги или новогодней мишуры. привязав ее к карандашу).

Взрослый предлагает ребенку подуть вместе с ним на султанчик, обращая внимание малыша на то, как красиво разлетаются полоски.

Занятие № 3.

Задание 1.

Цель: развивать собственные ощущения с использованием различных поверхностей

Перед ребенком на столе находятся мисочка с теплой водой, дата, жесткая щетка Взрослый действует рукой ребенка, хлопая поочередно по воде, вате, жесткой щетке и сопровождая действия словами: «Хлоп-хлоп, моя рученька!" Если малыш с удовольствием участвует в этой игре, можно побуждать его к самостоятельным действиям.

Усложнение: за счет использования разнообразных поверхностей - наждачная бумага, мисочка с кремом и Т.п.

Задание 2.

Цель: формировать произвольный ротовой выдох.

Игра «Шарик»: взрослый предлагает ребенку подуть на легкий шарик для пинг-понга, который находится в тазике с водой.

Задание 3.

Цель: учить фиксировать взгляд на предмете, прослеживать взглядом его движение:

А. Появление игрушки из-за ширмы в заданном месте (например справа) с предварительной фиксацией взгляда на нем (предлагаемая инструкция: «Это мишка! Он спрятался. Посмотри, где спрятался?»). прослеживание движения игрушки в заданном на­правлении над ширмой (для этой игры можно использовать игрушки Би-ба-бо для кукольного театра).

Б. Появление игрушки из-за ширмы одновременно со звуковым сигналом (ударом в бубен).

Усложнение (вводится в случае, если ребенок легко справляется с основным задани­ем)

а) находить игрушку по ее характерным деталям в пространстве комнаты (уши зайца выглядывают из коробки, мяч из-за ножки стола, голова куклы из под подушки и т.п.);

б) находить игрушки в пространстве комнаты с помощью «подзорной трубы. охватывающей оба глаза (листа плотной бумаги, свернутого в широкую трубочку).

Занятие № 4.

Задание 1.

Цель: развивать ощущения собственных движений с помощью легких массажных действий ручками

Взрослый выдавливает крем на левую руку ребенка. Поглаживая и похлопывая ее от локтя до кончиков пальцев (а также в обратном направлении), размазывает крем, действуя правой рукой малыша. Затем меняет руки. Все движения сопровождаются словами:

С горки - бух! (движение отлоктя к пальцам руки)

На горку-ух! (движение от копчиков пальцев до локтя)

По мере возможностей необходимо побуждать ребенка к самостоятельным действиям

Задание 2.

Цель: формировать произвольный выдох.

Игра «Перышко»: ребенок сдувает с ладони взрослого перышко, легкий ватный ша­рик.

Задание 3.

Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к произвольному произнесению звукоподражания «а-а- а», развивать слуховое внимание.

Занятие № 5

Задание 1.

Цель: активизировать ощущения собственных движений с использованием ровных и неровных поверхностей.

Взрослый выдавливает крем на гладкую поверхность (зеркало, плоскую тарелку) и, работая рукой ребенка, размазывает крем по зеркалу (тарелке). Все действия сопровож­даются словами:

По ровненькой дорожке (поглаживающие движения)

Топ-топ! (стучит ладонью по зеркал у)

По гладенькой дорожке (поглаживающие движения)

Скок-скок! (постукивающие движения).

Аналогичные движения производятся на неровной поверхности массажного коврика и сопровождаются словами:

По кочкам, по кочкам - топ-топ,

На бугорочки - скок-скок,

В ямку - бух!

Задание 2.

Цель: формироватьпроизвольный выдох.

Игра «Занавесочка». Ребенок дует на бахрому, выполненную из папиросной бумаги. Предлагаемая инструкция: «Подуй на занавесочку, за ней сюрприз» (маленькая игрушка).

Задание 3.

Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать ребенка к сопряженному, отраженному или произвольному произнесению звукоподражания «а-а-а», развивать слуховое внимание.

Игра «Айболит»: взрослый создает игровую ситуацию - к Айболиту приходят знако­мые ребенку игрушки: зайка, неваляшка, крокодил.

- У зайки болят зубы. Зайка плачет: «А-а-а!»

- Как плачет Зайка?

- У крокодила болят зубы. Крокодил плачет: «А-а-а!» и т.п.

Малыш произносит вместе со взрослым, повторяет за ним, потом произносит само­стоятельно звукоподражание «а - а - а!»

Занятие № 6.

Задание 1.

Цель: активизировать движения пальцев рук, формировать положительный эмоцио­нальный настрой на занятия со взрослым.

Взрослый действует руками ребенка: указательным пальцем правой руки выполняет круговые движения по ладони левой руки. Действия сопровождаются словами:

Сорока - сорока Кашку варила.

Деток кормила.

Этому дала (по очереди загибаются мизинец),

Этому дала (безымянный),

Этому дала (средний),

Этому дала (указательный),

Этому дала (большой пальцы).

Задание 2.

Цель: привлекать внимание ребенка к звучащему предмету (колокольчику),

На столе перед ребенком 2 коробки, в одной из которых находится колокольчик. Взрослый достает его из коробки, демонстрирует звучание, затем убирает инструмент и, переставив коробочки местами, предлагает малышу найти колокольчик (выбрать нуж­ную коробочку).

Варианты:

- использование погремушки, коробочки с мелкими предметами;

- увеличение количества пустых коробочек, участвующих в игре (ребенок выбирает из трех-четырех коробочек, в одной из которых находится колокольчик или погремушка).

Задание 3.

Цель: учить соотносить игрушки с сопряженным, отраженным или произвольным зву­коподражанием и различать их.

Игра «У нас в гостях» («Зоопарк»): Из-за ширмы последовательно появляются игруш­ки: мишка, кукла, крокодил, волк, зайчик. Они «здороваются» с малышом («а - а - а», «у -у - у») и прячутся за ширму.

Вопросы и инструкции:

- Угадай, кто поздоровался? Покажи.

- Позови того, кто поздоровался (вызов звукоподражаний).

Усложнение:

А. «Чудесный мешочек».

Доставая из него игрушки, ребенок воспроизводит звукоподражания.

Вопросы и инструкции:

- Покажи, кто позвал?

Кто поздоровался так: «А - а - а»?

Б. «Кто ушел?» На столе 2-3 игрушки (самолет, волк, крокодил). Ребенок воспроиз­водит звукоподражание к каждой игрушке. После этого одна из них убирается (напри­мер, крокодил).

Вопрос: «Кто ушел?» (побуждать к произнесению звукоподражания).

Взрослый обращает внимание на то, как ребенок фиксирует взгляд на игрушке и про­слеживает взглядом ее движение над ширмой.

Занятие № 7.

Задание 1.

Цель: активизировать активные и пассивные движения пальцев рук, формировать положительный настрой на занятия со взрослым.

Взрослый действует руками ребенка: загибает и разгибает пальчики малыша попере­менно на правой и левой руке, сопровождая движения словами:

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - дедушка.

Этот мальчик - папочка.

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - Вовочка.

Задание 2.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

Цель: учить продолжительному ротовому выдоху.

Игра «Ветерок»: взрослый предлагает ребенку подуть на цветок одуванчика, веточку с листочками или на листочки, вырезанные из папиросной бумаги, как ветерок, сопро­вождая действия ребенка стихотворным текстом:

Очень жаркий день-денечек.

Дунь - подунь, наш ветерочек.

Ветерочек, ветерок,

Дунь - подунь, наш ветерок!

Задание 3.

Цель: активизировать зрительное восприятие ребенка, формировать его речевую ак­тивность, используя двигательные возможности.

Игра «Удочка». На столе, расположенные в ряд, лежат 2-3 разноцветные ленты (удоч­ки). К концам двух из них привязаны знакомые игрушки (ребенок может назвать их, используя звукоподражание). Взрослый предлагает «поймать на удочку» мишку (самолет, крокодила). Для этого нужно потянуть за нужную ленту и подтащить игрушку к себе (мож­но использовать совмещенные действия руками взрослого и ребенка или побуждать ма­лыша повернуться и потянуться к нужной игрушке). После того как игрушка будет «пой­мана», ребенок называет ее, используя звукоподражание.

Занятие № 8.

Задание 1.

Цель: учить ребенка совершать действия руками (раскрывать ладони, широко разводя пальцы) в соответствии со стихотворным текстом.

Взрослый произносит слова:

Поехали - поехали, Поехали - поехали,

С орехами, с орехами, К зайчику за мячиком,

К дедушке за репкой, За мячиком твоим,

Желтой, большой, Круглым и большим,

Вот какой! Вот каким! (показ руками)

(Взрослый разводит руки ребенка

в стороны, показывая размеры репки и раскрывает его ладони).

Задание 2.

Цель: учить продолжительному ротовому выдоху.

Игра «Бабочка, лети». Взрослый показывает ребенку бабочку, вырезанную из цветной бумаги, закрепленную по центру ниткой, дует на нее. Бабочка «летает». Игра сопро­вождается стихотворным текстом:

Бабочка летала,

Над Вовочкой порхала.

Вова не боится -

Бабочка садится.

Взрослый «сажает» бабочку на руку ребенка, побуждая малыша подуть на нее.

Задание 3.

Цель: учить ребенка определять направление звука.

Два колокольчика находятся на расстоянии 1— 1,5 м друг от друга (в поле зрения ребенка). Взрослый попеременно звенит в колокольчики, предлагая ребенку повернуть­ся к звучащему предмету.

Варианты.

А. «Где же, где же колокольчик?»

Взрослый произносит стихотворную фразу, сопровождая ее демонстрационными дей­ствиями:

- Где же, где же колокольчик? (Показывает колокольчик и прячет его в коробочку).

- Нет - нет, нет - нет. (Покачивает головой, побуждая ребенка к

аналогичным дей­ствиям).

- Где же, где же колокольчик? (Вынимает колокольчик из другой коробочки).

- Вот-вот, вот-вот. (Звенит в колокольчик, побуждая малыша к

аналогичным действи­ям рукой).

Б. Использование погремушек, звуковых коробочек.

Занятие № 9.

Задание 1.

Цель: используя разницу температурных ощущений, побуждать ребенка к произволь­ным эмоциональным восклицаниям «Ой! Ай! Ух! Ox! Ax!"

На столе перед ребенком мисочки с теплой водой, куском льда, предварительно на­гретым в горячей воде пинг - понговым шариком. Малыш последовательно прикасается к этим температурным раздражителям с помощью взрослого, сопровождая действия эмо­циональными восклицаниями (образец дает взрослый).

Задание2.

Занятие № 10.

Задание 1.

Цель: формировать представление о схеме тела.

Взрослый читает стихотворный текст, сопровождая его совмещенными с ребенком движениями:

Вова хлопать как умеет,

Своих ручек не жалеет:

Хлоп - хлоп, хлоп - хлоп! (хлопает руками)

Вова топать как умеет.

Своих ножек не жалеет:

Топ - топ, топ - топ! (топает ножками)

Ручками захлопали:

Хлоп - хлоп - хлоп! (хлопает руками)

Ножками затопали:

Топ - топ - топ! (топает ножками)

Задание 2.

Цель: учить узнавать и выделять барабан из ряда звучащих предметов (колокольчи­ка, погремушки, звучащей коробочки).

Ребенку демонстрируется звучание барабана, дается звукоподражание: «Бом - бом». Далее взрослый показывает имитационное движение раскрытой ладонью по столу, по­буждая малыша к одновременному с движением проговариванию звукоподражания.

По просьбе взрослого ребенок выбирает барабан из ряда звучащих предметов (игрушки находятся перед малышом). Большое внимание уделяется имитационным движениям, согласованным со звукоподражанием.

Задание 3.

Цель: учить сличать и объединять предметы по признаку цвета.

Игра «Разноцветная коробочка» (описание см. в занятии №9).

Аналогичные задания проводятся с кубиками, счетными палочками, цветными кар­точками, мелкими игрушками, мелким материалом (мозаикой, пуговицами).

Занятие № 11.

Задание1.

Цель: активизировать ощущения (различать на ощупь мокрое и сухое).

Взрослый ставит перед ребенком два одинаковых широких бокала (в одном находится крупа, во втором - вода.). Предлагает малышу опускать пальчики поочередно в каждый бокал и комментирует его ощущения: «Водичка мокрая. Ручки мокрые у Вовочки. Крупа сухая и ручки сухие у Вовочки.» После этого можно попросить ребенка найти мокрый (сухой) бокал, не опуская в него пальцы (дается инструкция: «Покажи мокрый (сухой) бокал»).

Задание 2.

Цель: формировать представление о схеме лица, выполнять воображаемые действия (вместе со взрослым или вслед за ним) с помощью стихотворного текста.

Взрослый читает сокращенный вариант потешки:

Водичка, водичка!

Умой мое личико,

Умой глазки,

Умой ротик.

Умой носик,

Умой ушки! (совершает воображаемые действия - «умывается»)

При повторном чтении он побуждает ребенка к выполнению аналогичных действий. При наличии двигательных затруднений взрослый действует руками малыша.

Задание 3.

Цель: учить узнавать и выделять барабан из ряда звучащих предметов (колокольчика, погремушки, звучащей коробочки).

А. Игрушки убираются за ширму и ребенок не видит, а только слышит звучание пред­метов. Если возникают трудности осмысления задания, можно сделать его более доступ­ным, положив перед ребенком парную игрушку-барабан. Услышав звучание барабана за ширмой, малыш начинает стучать по лежащему перед ним инструменту.

Б. «Играет - не играет» (ребенку предлагается определить, звучит ли барабан среди других инструментов за ширмой. Правильным ответом является имитационное движе­ние, согласованное со звукоподражанием).

Задание 4.

Цель: формировать длительный произвольный выдох.

Игра «Кораблики»: взрослый предлагает подуть на легкий бумажный или пластмассо­вый кораблик в тазике с водой.

Занятие № 12.

Задание 1.

Цель: учить ребенка действовать в соответствии со звуковым сигналом.__

Ребенку предлагается раскидывать на ковер (диван) игрушки из коробки (корзинки) на каждый удар бубна (барабана) с одновременным проговариванием звукоподражания «бух», «бом». В конце игры взрослый помогает малышу собирать игрушки в корзинку.

Задание 2.

Цель: учить соотносить игрушку со звукоподражанием, побуждать к сопряженному, отраженному или произвольному звукоподражанию «уа».

Используя сюрпризный момент (из-за ширмы, из «чудесного» мешочка, из куколь­ного домика, одновременно со звуковым сигналом - звуком колокольчика или бараба­на), взрослый показывает игрушку - пупсика, называет ее: «Это малыш. Малыш плачет. «Уа - уа!», побуждает к произнесению звукоподражания и игровым действиям с игрушкой (покачать, покормить из соски).

Если ребенок испытывает двигательные затрудне­ния, можно использовать совмещенные игровые движения (взрослый производит дей­ствия руками ребенка).

Усложнение: игры «Кто позвал?», «У нас в гостях» с использованием игрушек из пре­дыдущих занятий.

Задание 3.

Цель: формировать представление о схеме лица, выполнять воображаемые действия (совмещенными со взрослым или отраженными движениями) с помощью стихотворного текста с использованием игрушек.

А. Игра «Покажи у куклы (мишки, зайки)»

Взрослый читает потешку:

Водичка, водичка!

Умой кукле личико,

Умой кукле глазки,

Умой кукле ротик,

Умой кукле носик,

Умой кукле ушки! (совершает воображаемые действия - «умывает куклу»)

При повторном чтении он побуждает ребенка к выполнению аналогичных действий с игрушкой. При наличии двигательных затруднений взрослый действует руками малы­ша.

Б. Игра «Делай как я»: ребенок совершает воображаемые действия, глядя на взросло­го, сидящего напротив.

Занятие № 13.

Задание 1.

Цель: развивать моторику руки в сочетаниисо стихотворным текстом.

Взрослый читает стихотворный текст: «Тук - тук, - я стучу, новый столик сколочу», побуждает ребенка удерживать руку в кулаке, отсту­кивая кулачком по поверхности стола каждое слово короткой потеш­ки (помощь взрослого в виде совмещенных действий).

Задание 2.

Цель: организовать зрительное восприятие ребенка: находить игрушку (мячик, кук­лу, мишку) в заданном пространстве комнаты; учить соотносить игрушку с ее изоб­ражением на предметной картинке, называть ее, используя звукоподражание или лепетные слова.

Взрослый побуждает ребенка находить заданные игрушки в пространстве комнаты, называть их.

Вариант №1:после предварительного показа и игры взрослый прячет игрушку, затем просит малыша найти ее, назвать, используя звукоподражание, и предъявляет предмет­ную картинку сее изображением (рассматривает ее и называет).

Вариант №2: взрослый дает инструкцию: «Найди мячик на диване (под столом)»: ре­бенок находит мячик и предметную картинку с его изображением, совершает игровые действия с игрушкой, называет, используя звукоподражание («оп»).

Задание 3.

Цель: учить соотносить предметы по признаку цвета (можно использовать игрушки
из задания №2).

Игра «Разноцветные домики»: ребенку предлагается разложить мелкие игрушки (ку­бики) в домики (2-4 коробочки, раскрашенные в основные цвета). Предлагаемые инструкции:

- Найди такой же домик.

- В каком домике живет игрушка? Покажи.

Занятие № 14,

Задание 1.

Цель: формировать представление о схеме тела с использованием стихотворного текста.

Взрослый читает стихотворение, сопровождая его показом на игрушке (ребенке, на себе):

Заболела кисонька,

Кисонька - беляночка.

Заболела у кисоньки головушка: (поглаживает голову)

Ой-ой!

Заболела у кисоньки лапонька: (поглаживает лапку (руку)

Ой - ой!

Заболела у кисоньки ножка: (поглаживает ногу)

Ой - ой!

Заболел у кисоньки животик: (поглаживает животик)

Ой - ой! и т.п.

Таким образом, отрабатываются все части тела и лица.

Задание 2.

Цель: учить ребенка различать звучание простейших музыкальных инструментов (барабана, погремушки, дудочки, бубна, колокольчика),развивать слуховую память.

Взрослый предлагает ребенку прослушать звучание двух музыкальных инструментов (или звучащих игрушек). Каждое действие с ними он предваряет фразой: «Сначала я поиграю колокольчиком, потом - погремушкой» (интонационно выделяя слова «сначала», «потом»).

Затем ребенка просят:

А. Ответить на вопрос или показать, какую игрушку взяла сначала (потом)?

Б. Воспроизвести звучание игрушек : «Поиграй, как я» (ребенок повторяет действия взрослого с игрушками).

Задание 3.

Цель: учить соотносить предметы по признаку цвета.

Игра «Цветное мороженое»: взрослый предлагает ребенку разложить в разноцветные чашечки мороженое (шарики) такого же цвета и угостить кукол (побуждает к произнесе­нию слова «на»).

Занятие № 15.

Задание 1.

Цель: развивать моторику руки.

Игра «Колобок»: ребенок выполняет движения, сопровождая их стихотворным тек­стом. В случае двигательных затруднений взрослый действует руками ребенка.

Кулачок как колобок. Одна рука сжата в кулак - «колобок», другой рукой

Мы сожмем его разок. ребенок поглаживает кулачок, несколько раз сжимает

его рукой, затем положение рук меняется.

Задание 2.

Цель: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.

Упражнение «Загоним мяч в ворота»: используя бумажный или выполненный из ваты «мячик», ребенок и взрослый попеременно дуют на него, перекатывая по столу.

Задание 3.

Цель: учить узнавать части тела и лица на предметной картинке, изображающей человека, и соотносить их с частями собственного тела.

Иллюстративный материал смотрите вПриложении к занятиям.

Игра «Найди и покажи».

Ребенку предъявляется картинка с изображением человека или куклы. Взрослый про­сит малыша показать свою ножку и найти ножку у куклы на картинке.

Варианты:

а) аналогичная игра проводится с отдельными картинками, выложенными в ряд или произвольно расположенными на столе;

б) «Мойдодыр-1»: взрослый просит малыша вымыть определенную часть тела или лица, предъявляя ему соответствующую предметную картинку [пример: «Вова, вымой... (картинка с изображением глаз)];

в) «Мойдодыр-2»: предметные картинки лежат на столе изображением вниз. Малы­шу предлагается открыть любую, назвать ее и показать имитационное действие (напри­мер, открыв картинку с изображением рук, он показывает как моет свои руки),

Занятие № 16,

Задание 1.

Цель: активизировать ощущения собственных движений (активных и пассивных -руками взрослого), побуждать к совершению знакомых действий с воображаемыми предметами.

Взрослый напоминает ребенку, как причесывают волосы расческой (рукой, сжатой в кулак, поглаживает по волосам); как едят суп (рукой, сжатой в кулак, действует в направлении от стола ко рту); как пьют из кружки (руку, сжатую в кулак, прикладывает ко рту и запрокидывает голову), как грозят пальчиком и др.

Задание 2.

Цель: учить соотносить предметы по признаку цвета.

Игра «Разноцветные столики». На столе перед ребенком 2-4 листа разноцветной бума­ги и коробка, в которой находятся предметы аналогичных цветов (колечки от пирами­док, пуговицы и др.). Ребенку предлагается разложить эти предметы на соответствую­щий цвету лист бумаги.

Задание 3.

Цель: формировать длительный целенаправленный ротовой выдох.

Игра «Задуй свечу». Перед ребенком на столе стоит зажженная свеча (использовать свечки для украшения торта). Взрослый предлагает дунуть на свечу, чтобы она погасла, показывает способ действия, затем просит малыша сделать то же самое.

Занятие № 17.

Задание 1.

Цель: развивать моторику руки, выполняя имитационные движения в сопровождении
стихотворного текста.

Упражнение «Веселые маляры»: взрослый читает двустишье: «Мы покрасим этот дом, жить Ванюша будет в нем», побуждая ребенка к имитационным движениям кистей обеих рук в направлении вверх - вниз, слева- направо (локти на уровне груди).

Задание 2.

Цель: познакомить с объемной геометрической формой - шаром, его свойствами и
игровыми действиями.

Взрослый достает из «Чудесного мешочка» шар, знакомит ребенка с его названием («шар, шарик»), предлагает его ощупать» выделяет свойство - «круглый». В случае двига­тельных затруднений можно использовать совмещенные действия - ощупывание шара руками ребенка и взрослого. Показывая игровые действия, он называет их: «Катается».

Можно катать шарик по ковру, столу, в ограниченном пространстве (по дорожке, выложенной из палочек, в ворота, с горки, построенных предварительно); в заданном направлении (к маме, к любимой игрушке).

Особое внимание уделяется инструкциям типа: «На шарик! Дай шарик! (учитывая про­износительные возможности ребенка, можно побуждать к произнесению этих фраз).

Задание 3.

Цель: учить ребенка различать звучание разных музыкальных инструментов, развивать слуховую память.

Описание смотрите в занятии №14:

а) количество звучащих игрушек увеличивается (от 3 до5);

б) действия с игрушками производятся за ширмой (без опоры на зрительное восприятие);

в) к уже знакомым игрушкам добавляется звучание новой игрушки, которое необходимо выделить;

г) игра с предварительным планированием действий: «Сначала я поиграю в колокольчик, потом - в барабан». Ребенку предлагается соотнести план с производимыми действиями (план может быть нарушен для того, чтобы активизировать внимание ребенка).

Задание 4.

Цель: учить соотносить реальные объекты (игрушки) с потешками, стихами.

Ребенку последовательно предъявляются знакомые игрушки. Показ сопровождается чтением стихотворения. (Рекомендуем использовать стихотворения Агнии Барто «Мои игрушки»). После того, как все игрушки (3 - 5) будут выставлены перед малышом, взрос­лый повторно читает стихотворение и просит угадать и выбрать соответствующую игрушку.

Занятие № 18.

Задание 1.

Цель: учить выделять шар из ряда предметов, совершать с ним различные игровые действия (катать, собирать в коробку, делать бусы).

Предлагаемые игровые действия выбираются с учетом двигательных возможностей ребенка.

В «Чудесном мешочке» находятся различные предметы: несколько шаров разной ве­личины, карандаш, пирамидка, коробочка. Малышу предлагается найти на ощупь и вы­тащить из «Чудесного мешочка» шарик. Вопросы: «Что это? Какой? Как играть? Пока­жи.» Вопросы и инструкции к «безречевому» ребенку: «Нашел шарик? Покажи, какой он круглый. Поиграй (покатай, положи в коробочку)». После того, как все шарики будут выбраны из мешочка, ребенок и взрослый рассматривают их и находят различие (боль­шие и маленькие). Затем раскладывают шарики разной величины в большую и малень­кую коробочки. Если у ребенка хорошие моторные возможности, можно провести игру «Собери бусы» (используются шарики с дырочками).

Задание 2.

Цель: учить ребенка имитационным движениям с использованием стихотворных текстов,закреплять представление о частях тела.

Взрослый читает стихотворный текст, сопровождая его имитационными движения-ми и побуждая малыша к копированию его движений.

У слона большие уши, Вот такие... Длинный хобот,

Вот такой...

Слон качает головой.

(круговые движения руками от головы)

(движения обеими руками вперед от лица) (покачивающие движения головой)



Я люблю свою лошадк

Наши рекомендации