Вот идет ворона, Важная персона — В черном фраке, С длинным клювом, Хвост чернее уголька, Лапы важно поднимает, По двору она шагает.

Спросите у ребенка: «Кто нарисован на картинке?»

Предложите ему показать и назвать те части тела вороны, которые вы попросите. (Голову, клюв, глаза, лапы, хвост, крылья.)

Предложите ребенку вспомнить и сказать, как кричит ворона? (Кар-кар — ворона кар­кает.)

Предложите ребенку рассмотреть вторую картинку — с изображенным на ней воробьем. Прочтите рифмовку:

Воробей с мороза, На дорожку — прыг. Больше нет морозов, — Чик-чирик!

Рассмотрите воробья, покажите и назовите части тела птицы. Обратите внимание ре­бенка на то, что воробей — маленькая птичка. Клюв у нее короткий, лапки маленькие. Предложите ребенку показать те части тела воробья, которые вы попросите, и по возмож­ности назвать их.

Предложите ребенку поиграть в ворону и воробья. Сделайте ободки из картона. Закре­пите (или склейте) их концы. На каждый ободок приклейте вырезанную картинку (ворону или воробья).

Расскажите, что птицы по-разному передвигаются — ворона ходит, важно поднимает лапы, а воробей прыгает на двух лапках. (Покажите каждое движение.)

Скажите, что вы будете называть птицу, а ребенок должен взять тот ободок, на кото­ром изображение этой птицы, пойти к миске с червяками и «поклевать» их, затем приле­теть обратно, помахивая руками-крыльями.

Игру можно повторить, предложив ребенку взять ободок с другой птицей.

Игра «Спрячусь я, а ты ищи!»

Чему учится ребенок: составлять двухсловное предложение (это, вот, там + имя суще­ствительное в именительном падеже).

Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 2).

Ход игры: подготовьтесь к игре заранее. Вырежьте большой и маленький листочки в нижней части листа. Наклейте их на сюжетную картинку так, чтобы их можно было отогнуть.

Прочтите ребенку рифмовку:

Кто чирикал из ветвей: — Чик-чирик, Ищи скорей?

Спросите ребенка, кто его позвал. (Воробей.)

Предложите ребенку поискать на сюжетной картинке спрятавшегося в листьях воро­бья — приподнимать все приклеенные к дереву маленькие листочки.

Спрашивайте ребенка: «Где же воробей?»

Когда ребенок найдет воробья, радостно воскликните: «Вот воробей!» или «Это воро­бей!»

Аналогично проведите игру с поисками большой вороны под большими листьями.

Ответ ребенка: «Вот ворона. Это ворона. Там ворона».

Игра «Помоги художнику дорисовать картину»

Чему учится ребенок: понимать значение имен существительных, образованных с по­мощью суффиксов -ик-; -ок-; понимать значение глаголов совершенного и несовершенно­го вида (рисовал, нарисовал).

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 3).

Ход игры: рассмотрите вместе с ребенком картинки. Предложите ему послушать не­большой рассказ.

«Художник захотел нарисовать птиц — ворону-маму и маленького вороненка. Нарисо­вал им туловище, хвостик, крылышки, лапки и головку, а клювик не успел, потому что наступил вечер. И решил художник дорисовать птичек на следующий день. Он ушел домой, а картины оставил в мастерской.

Ночью ожили нарисованные на них птицы — мама-ворона и ее ребенок — маленький вороненок. Посмотрели на себя в зеркало и запричитали: «Ой, нет клюва, нечем червячков клевать, нечем водички попить!» Расстроилась мама-ворона, горько плачет: „КАР-КАР!"

И маленький вороненок грустит, есть хочет, пить хочет, жалобно вторит маме: „Кар-кар, плохо мне без ... {клюва)"».

Попросите ребенка помочь воронам найти подходящий клюв.

Предложите ему подарить каждой птице клюв (выбрать нарисованный клюв).

Предложите ребенку показать (по возможности сказать), у кого клюв (у вороны), а у кого клювик (у вороненка). Прочтите рифмовку:

Буду клювом я клевать, Червяков собирать. Буду клювом пить водицу, Кушать кашу — чечевицу, Вить гнездо ребенку — Крошке-вороненку.

Игра «Помогаем птицам зимой»

Чему учится ребенок: понимать значение слов «много» и «мало»; использовать их в активной речи; понимать значение имен существительных множественного числа твори­тельного падежа.

Оснащение: сюжетная картинка (см. вклейку, рис. 4), натуральные крупы (горох, пшено).

Ход игры: предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Задайте вопросы по ее содержанию. Кто изображен на картинке? Какое время года? (Зима.) Прочтите риф­мовку:

Очень холодно зимой!

Мы домой спешим с тобой.

В доме нашем хорошо,

И уютно, и тепло.

А птички зимой голодают,

От холода замерзают.

Мы на улочку пойдем,

Угощенье им возьмем.

Будем птичек угощать

Зернышками, крошками,

Крупою и горошком.

Предложите ребенку рассмотреть и потрогать насыпанные в маленькие блюдца крупы. Назовите каждую крупу. Попросите ребенка повторить их название: «Горох. Пшено».

Предложите ребенку угостить птиц зернышками — насыпать крупу в нарисованную на сюжетной картинке кормушку. (Насыпать крупу можно маленькой и большой ложкой или просто руками.)

Предложите насыпать многопшена в кормушку для воробья. Малогороха для вороны. Спросите ребенка, сколько он насыпал пшена? А сколько гороха?

Игру можно повторить, поменяв количество крупы (много гороха, мало пшена; много пшена, много гороха; мало пшена, мало гороха).

Игра «Найди мой дом»

Чему учится ребенок: понимать грамматические категории (предложный падеж); зна­чение предлогов «на», «по», «под».

Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 5).

Ход игры: подготовьтесь к игре заранее. Вырежьте в нижней части листа картинку, изображающую кота. Наклейте ее на толстый картон. Вырежьте еще раз по контуру. Пришейте к картинке с двух сторон резинку. Предложите ребенку стать шаловливым котом. Наденьте на его руку резинку с картинкой (картинка должна оказаться на тыльной стороне руки). Предложите ребенку перебирать пальцами. Скажите: «Кот идет». Расска­жите небольшую историю про этого кота-озорника: «Жил-был кот. Но кот был не простой, а очень озорной. Однажды он пошел погулять». (Ребенок перебирает пальцами — кот идет по дорожке.) Спросите у ребенка: «Где идет кот?» (По дорожке.)

«Но наш кот не любил гулять, как все коты — подорожке, а любил кот лазать поверхам. Был наш кот верхолаз.

Полез он поводосточной трубе». (Ребенок перебирает пальцами по нарисованной на картинке трубе.) Спросите ребенка: «Что делает кот?» (Кот лезет.) «Где лезет кот?» (По трубе.)

«Долез кот до крыши. Думал, что подкрышей какая-то птичка сидит». Спросите: «Кто же сидит подкрышей?»

Предложите ребенку приподнять заранее приклеенную к дому крышу. (Под крышей никого нет.) Спросите ребенка: «Где воробей?» (Улетел.)

«Полез кот потрубе вниз. Пошел опять по дорожке. Скучно ему ходить подорожке взад-вперед. Видит — дерево. Подошел он к дереву. Полез нанего. Залез и увидел наверхушке гнездо». (Заранее приклейте гнездо на верхушку дерева.) „Кто же в гнезде?"— думает кот. Потрогал лапой гнездо — вылетела из него ворона и улетела... „Не хотят со мной птицы играть,— подумал кот.— Пойду домой. Молочка полакаю да спать лягу".

Вот и вся история про кота».

Игра «Дрессированная ворона»

Чему учится ребенок: называть действия, выполняемые взрослым; употреблять в ак­тивной речи глаголы единственного числа повелительного наклонения.

Оснащение: изготовьте шапочку вороны (ободок с картинкой).

Ход игры: спросите ребенка: «Ты хочешь, чтобы у тебя была дрессированная ворона?» Предложите ребенку стать дрессировщиком, а сами станьте дрессированной вороной. (Наденьте шапочку вороны.) Предложите ребенку вспомнить, какие действия может вы­полнять ворона. (Ходить, прыгать, летать, клевать...)

Предложите ребенку-дрессировщику отдавать «вороне» команды:

— Иди!

— Лети!

— Шагай!

— Клюй!

После каждой правильно выполненной команды нужно угостить «ворону» конфетой-червяком (изыски кондитеров — мармеладные червяки).

Игру можно повторить, только на этот раз вы станете дрессировщиком, а ребенок — «вороной».

Задания могут быть усложнены за счет выполнения не одного действия, а цепочки дейст­вий. (Лети, клюй. Прыгай, лети и пой...)

Игра «Любопытный малыш»

Чему учится ребенок: понимать и употреблять имена существительные в единственном числе; глаголы в единственном и множественном числе настоящего времени. Оснащение: сюжетная картинка (см. вклейку, рис. 6). Ход игры: предложите ребенку поиграть. Прочтите рифмовку:

Вышел пальчик погулять. Решил пальчик показать, Заодно и рассказать, Кто чем занят, почему,— Ведь один я не пойму!

Попросите ребенка поставить пальчик на начало дорожки (слева). Внимательно посмот­реть на картинку и ответить на вопросы:

Какая птица находится около его пальца? (Воробей.)

Что делает воробей? (Воробей клюет зернышки.)

Предложите ребенку провести пальчиком по дорожке (слева направо).

Спросите: «Кого встретил пальчик, пока шел по дорожке?» (Воробьев.)

«Что делают воробьи?» (Воробьи клюют зернышки.)

Предложите пальчику «пройти» по второй дорожке, расположенной сверху вниз.

Попросите ребенка поставить пальчик на начало второй дорожки (сверху). Спросите:

«Кого встретил пальчик в начале дорожки?» (Ворону.)

«Что делает ворона?» (Пьет воду из лужи.)

Предложите пальчику погулять по дорожке (провести пальчиком сверху вниз). Спроси­те у ребенка: «Кого встретил пальчик в конце дорожки?» (Ворон.) «Что делали вороны?» (Пили из лужи.)

Игра «Рассматриваем фотографии»

Чему учится ребенок: употреблять местоимение «я».

Оснащение: сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 7).

Ход игры: рассмотрите вместе с ребенком сюжетные картинки. Предложите ему послушать небольшой рассказ о том, как ворона хвасталась своими фотографиями перед сорокой:

«Пришла сорока к вороне в гости. Угостила ворона сороку крошками, зернышками, червяками. Поели подружки. Стали вспоминать, как лето провели. Начала ворона хвастать­ся перед сорокой своими фотографиями.

Сорока смотрит фотографии и приговаривает: „Ты такая красавица — перышки черные, клюв длинный, крылья блестящие, лапы стройные". А ворона смотрит, да рассказывает: „Это я ... (клюю). Это я ... (лечу). Это я ... (пью). Это я ... (вью гнездо)"».

Попросите ребенка от лица вороны прокомментировать «фотографии».

Игра «Найди и назови»

Чему учится ребенок: активизирует словарь за счет слов, обозначающих названия птиц; понимать и употреблять обобщающее слово «птицы»; способам словообразования с помощью суффиксов; согласовывать имя существительное с прилагательным в муж­ском и женском роде единственного и множественного числа.

Оснащение: сюжетная картинка (см. вклейку, рис. 8).

Ход игры: предложите ребенку послушать небольшой рассказ о птицах, живущих в го­роде.

Напомните о том, что им тяжело без помощи людей. Птицам приходится проводить весь день в поисках пропитания.

«Однажды прилетели воробьи к кормушке. Смотрят, а около кормушки дремлет кот, а около него стоит мешок с пшеницей. Большой воробей осмотрелся и говорит: „Видно, не удастся нам полакомиться крошками из кормушки. Смотрите, воробьи, я вижу на дорож­ке следы наших товарищей. Они ведут к мешку с пшеницей. Если каждый из нас пойдет по этим следам, мы сможем обойти кота и не разбудить его"».

Предложите ребенку назвать величину каждого воробья (большой воробей, маленький воробышек, маленькие воробьи). Попросите его на картинке найти следы, по которым должны идти птицы (воробей и маленькие воробышки).

Затем — найти дорожку, по которой пойдет каждая птица. Попросите ребенка помочь птицам дойти до корма — провести пальчиком по следам, ведущим от птицы к мешку.

Усложнение: при проведении игры повторно смените персонаж (ворона, сорока).

\/ Игра «Сорока кормитсорочат»

Чему учится ребенок: активизирует словарь за счет слов, обозначающих названия птиц и птенцов; правильно называть основные цвета; согласовывать существительные женского и мужского рода с прилагательными, обозначающими цвет.

Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 9).

Ход игры: покажите ребенку картинку. Рассмотрите ее. Прочтите потешку:

Сорока-ворона, Кашку варила, Деток кормила...

Предложите ребенку сказать, какого цвета шарфы у каждого сорочонка. (Красный шарф, синий шарф...) Спросите: «Какого цвета шляпа у мамы-сороки?»

Предложите малышу помочь маме-сороке накрыть на стол — поставить перед каждым сорочонком миску такого же цвета, как его шарфик.

Когда ребенок разложит перед сорочатами заранее вырезанные миски, предложите ему сказать, кому и какого цвета миску он поставил. (Сорочонку в красном шарфике я поставил красную миску...)

Игра «Любопытная сорока»

Чему учится ребенок: активизирует словарь за счет слов, обозначающих названия лесных птиц и их птенцов; использовать существительные с предлогом «в».

Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 10).

Ход игры: вырежьте из белой бумаги квадраты. Наклейте их на гнезда.

Рассмотрите вместе с ребенком сюжетную картинку. Предложите ему послушать рас­сказ: «Жила-была сорока. Как известно, сороки очень любопытны и болтливы. Однажды летела сорока, не торопясь, по лесу и видит — охотник по лесу идет, а на плече у него ружье висит. Всполошилась сорока и решила всех лесных обитателей предупредить. Ле­тит, кричит да во все гнезда заглядывает».

Попросите ребенка найти на картинке гнезда лесных птиц. Преложите ему заглянуть под белые квадраты и рассказать, кто живет в каждом гнезде. (Дятел с птенчиками, сова с совятами...) Спросите: «Кого предупредила сорока об опасности?»

Игра «Лесной оркестр»

Чему учится ребенок: активизирует словарь за счет слов, обозначающих лесных птиц; использовать существительные с предлогом «на».

Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 11).

Ход игры: рассмотрите вместе с ребенком картинки с изображением лесных птиц и музыкальных инструментов.

Расскажите ребенку: «Птицы — очень музыкальный народ. Однажды решил ворон ор­ганизовать в лесу свой оркестр. Созвал он со всего леса птиц, рассказал о своей задумке. Предложил каждой птице выбрать себе место на дереве».

Предложите ребенку рассадить птиц на ветки деревьев. Попросите его сказать, где будут сидеть сорока, дятел, кукушка, синица.

«Посмотрел ворон, как расселись птицы, и выразил им свое одобрение, громко крик­нув: „Кар-кар!"» Он предложил каждой птице рассмотреть музыкальные инструменты, назвать их, выбрать подходящий и сказать, на каком они желают играть.

(Я буду играть на трубе)».

Когда ребенок выполнит задание, предложите ему послушать фонограмму с записью пения птиц. Попросите ребенка внимательно прослушать и сказать, какой из птичьих голо­сов он узнал. Затем включите классическое музыкальное произведение. Попросите ре­бенка внимательно его послушать и сказать, голос какого музыкального инструмента он узнал.

Игра «Сосчитай птиц»

Чему учится ребенок: соотносить имена числительные «один», «два», «много» с соот­ветствующим количеством предметов; использовать глаголы совершенного и несовер­шенного вида.

Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 12).

Ход игры: подготовьтесь к игре заранее. Вырежьте из белой бумаги кружки, положите их перед началом игры на стол.

Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Предложите ему послушать небольшой рассказ: «Чудесный летний день. Светит солнце. Зеленеет сочная трава на лугу. В небе над деревом кружат вороны. На стволе дерева сидят два дятла. На ветках дерева — две сороки».

Предложите ребенку помочь сосчитать птиц и назвать их количество (две сороки, два дятла, много ворон).

«Вдруг в небе появился ястреб — птицы сразу разлетелись. Надо снова их всех пересчи­тать».

Попросите ребенка закрыть глаза, а в это время закройте кружочками некоторых птиц. Предложите ребенку еще раз пересчитать птиц. Сказать, какая птица улетела. Сколько птиц осталось?

Игра «Покормим птиц»

Чему учится ребенок: активизирует словарь за счет слов, обозначающих названия птиц; отвечать на вопросы дательного падежа.

Оснащение: шапочки птиц (или бумажные ободки с прикрепленными к ним картинками с изображением птиц); миска с лежащими в ней угощениями для птиц (сухарями, кукуру­зой); игрушечный бубен.

Ход игры: предложите ребенку рассмотреть шапочки и назвать птиц, прикрепленных к ободкам. Предложите ему поиграть. Скажите, что вы собираетесь покормить зимую­щих птиц (ворону, голубя, воробья, синицу).

Предложите ребенку стать птицей — выбрать понравившуюся шапочку и надеть ее.

Расскажите правила игры: «Я буду много раз ударять рукой в бубен — птицы будут летать. Ударю по бубну один раз — птицы подлетают ко мне».

Начните игру. Когда «птица» подлетит к вам, спросите: «Кому дать сухарик?»

Ответ ребенка-птицы: «Сухарик дать синице».

Игру продолжайте до тех пор, пока миска с угощением не окажется пустой.

Игра «Что делает воробей!»

Чему учится ребенок: употреблять возвратную форму глаголов 3 лица единственного числа настоящего времени.

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 13).

Ход игры: рассмотрите вместе с ребенком предметные картинки. Предложите ему поиграть. Прочтите рифмовку:

Картинку выбирай, Что я делаю — угадай, Да скорее называй!

Предложите ребенку стать воробьем (вороной, голубем...). Показывая по очереди на каждую картинку, называйте действия, которые он должен выполнить: купайся, отряхивай­ся, чисти перышки.

Игра «Строим гнездо»

Чему учится ребенок: подбирать определения; употреблять в активной речи антонимы «длинный — короткий»; образовывать сравнительную степень прилагательных «длиннее — короче».

Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 14); цветные каранда­ши или фломастеры.

Ход игры: предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Попросите его вспом­нить и рассказать, какое на ней изображено время года. (Весна.) Попросите рассказать, кто прилетает к нам весной из жарких стран? (Птицы.) Спросите ребенка, видел ли он на деревьях гнезда птиц? Поинтересуйтесь, знает ли он, из чего птицы строят гнезда. (Из ве­ток.)

Покажите ребенку большого и маленького грача. Предложите ему назвать птиц.

Расскажите, что грачи собираются вить гнезда. (Большой грач будет вить гнездо из длин­ных веток, а маленький — из коротких веточек.)

Попросите ребенка помочь птицам — указать дорогу к веткам, из которых они строят гнезда (соединить линиями длинные веточки с большим гнездом, а короткие — с малень­ким гнездышком).

Покажите ребенку две нарисованные ветки. Спросите: «Какая ветка длиннее? А какая короче?»

Игра «Хорошо — плохо»

Чему учится ребенок: подбирать к определенным поступкам подходящие наречия «хо­рошо», «плохо».

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку поиграть в игру «Хорошо — плохо». Предложите ре­бенку внимательно прослушать, предложение, подумать и сказать, хорошо или плохо поступил ребенок.

Лексический материал

Кормить зимой птиц ... (хорошо).

Положить птенчика в гнездо ... (хорошо).

Стрелять в птиц из рогатки ... (плохо).

Лечить птиц ... (хорошо).

Бросать палкой в сидящую птицу ... (плохо).

Вы можете усложнить игру, придумав новые ситуации.

Игра «Кто спрятался под листом!»у

Чему учится ребенок: образовывать форму творительного падежа.

Оснащение: подберите предметные картинки с изображением перелетных и зимую­щих птиц из любой игры.

Ход игры: вырежьте листья из зеленого картона. Положите картинки с изображением птиц на стол. Закройте их вырезанными из картона листочками.

Скажите ребенку, что его пальцы — указательный и средний — будут ножками. Пере­бирайте пальцами-ножками — они и пойдут. Предложите ребенку «погулять» по столу.

Перед началом прогулки прочтите рифмовку:

По столу иду пешком. Вижу листики кругом. Кто же там, под листком? Загляну, а потом...

Попросите ребенка остановиться около листка. Предложите ему поднять листок и на­звать спрятавшуюся птицу. Прочтите рифмовку опять.

Игру повторяйте до тех пор, пока ребенок не заглянет под все листочки.

Игру можно усложнить: увеличьте количество спрятанных под одним листком птиц (две, пять); увеличьте количество листочков и количество птиц, спрятавшихся под ними.

Игра «Расставь по порядку»

Чему учится ребенок: составлять сериационный ряд из слов-синонимов. Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 15). Ход игры: покажите ребенку картинку. Прочтите рифмовку:

Вот синица, синий бок, Прямо с ветки — скок да скок. А за мамой птенчики, Мохнатые комочки. Уселись все на веточке, Нахохлились как квочки.

Предложите ребенку рассадить птенчиков на веточке по росту. Попросите его назвать величину каждого птенчика:

по возрастающей: большой, поменьше, еще меньше... самый маленький;

по убывающей: самый маленький, побольше, еще больше... самый большой.

Предложите ребенку угостить птенчиков червяками. Скажите: «Угости каждого птенчи­ка червяком, подходящим ему по размеру. Назови величину птенчика и червяка». (Самый маленький птенчик, самый маленький червяк.)

Игра ссЯ и птички»

Чему учится ребенок: самостоятельно изменять грамматическую форму глагола (чис­ло и лицо).

Оснащение: не требуется.

Ход игры: попросите ребенка договаривать последнее слово в строке. Если ребенок не может справиться с заданием самостоятельно, предложите образец.

Они по небу ... (летают), Крыльями воздух ... (рассекают). Я по небу не ... (летаю), Я по тропочке ... (шагаю).

Зерна им насыпают, И воды наливают Они клювом ... (клюют) И голосисто ... (поют).

Я печальный стою, Почему я не ... (пою)? В луже ножки промочил, Горлышко я простудил.

Игра «Птичьи голоса»

Чему учится ребенок: образовывать от звукоподражаний глаголы.

Оснащение: картинки с изображением птиц.

Ход игры: задавайте ребенку вопросы.

Кто из птиц говорит «Курлы-курлы»? (Журавль.) Что делает журавль? ... (Курлычет.)

Кто из птиц говорит: «Ку-ку, ку-ку»? (Кукушка.) Что делает кукушка? ... (Кукует.)

Кто из птиц говорит «Кря-кря»? (Утка). Что делает утка? ... (Крякает.)

Кто из птиц говорит «Чик-чирик»? (Воробей.) Что делает воробей? ... (Чирикает.)

Кто из птиц говорит «Кар-кар»? (Ворона.) Что делает ворона? ... (Каркает.)

Игра «Орел»

Чему учится ребенок: правильно использовать в речи предлоги «под», «над».

Оснащение: сюжетная и предметная картинки (см. вклейку, рис. 16).

Ход игры: предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку.

Спросите, как называются изображенные на ней птицы. (Орел, куропатка, воробей.)

Предложите ребенку послушать небольшой рассказ: «Сидит орел на скале. Зорко смотрит по сторонам — высматривает добычу. Вот сейчас сорвется со скалы и полетит кам­нем вниз».

Задайте ребенку несколько вопросов по содержанию рассказа.

Кого увидел орел под скалой? (Перепелку, воробья.)

Где спряталась перепелка? (Среди камней.)

Где спрятался воробей?

«Быстро летел орел вниз, да ни с чем остался. Воробей упорхнул, а перепелка спрята­лась в камнях — слилась с ними. Смотришь на нее, да не видишь.

Решил орел попытать счастья в другом месте. Поднял он голову вверх. Смотрит, а над его головой стая голубей кружит».

Спросите ребенка: «Кто летал над орлом?» (Чайки.)

«Взмыл орел в небеса. Голуби разлетелись в разные стороны. Чайки опустились на воду. Опять остался орел без добычи.

— Ну и ловки стали птицы! — подумал голодный орел».

Предложите ребенку вспомнить и сказать, какие птицы летали надорлом, а какие — подскалой, на которой сидел орел?

Игра «Угадай, чем!»

Чему учится ребенок: использовать в речи творительный падеж.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку закончить начатое вами предложение.

Дятел долбит дерево ... (клювом).

Дятел держится за кору ... (когтями).

Ворона важно вышагивает ... (лапами).

Гусь смазывает перья ... (жиром).

Утка гребет в воде ... (лапками).

Журавль летит и машет ... (крыльями).

Вы можете усложнить игру, добавив еще несколько предложений.

Игра «Подумай, разложи»

Чему учится ребенок: согласовывать существительное с прилагательным в роде, числе.

Оснащение: предметные картинки с изображением птиц (возьмите картинки из преды­дущих игр), цветной картон.

Ход игры: положите перед ребенком лист красного картона. Себе возьмите лист жел­того картона.

Объясните правила игры: «Я буду показывать картинки с изображенными на них разны­ми птицами. Ты должен внимательно их рассмотреть. Если клюв птицы красный, то эта картинка переходит к тебе. (Положи ее на свой красный лист картона.) Если же клюв птицы желтый, я возьму ее себе и положу на желтый лист картона».

Когда все картинки будут разложены, предложите рассмотреть их еще раз. Попросите ребенка назвать птиц с желтыми и красными клювами.

Например: У лебедя красный клюв. В воробья желтый клюв.

Проведите по аналогии игру с поиском желтых и красных лап у разных птиц.

У воробья лапы желтые. У голубя лапы красные.

У сороки лапы желтые. У снегиря лапы красные.

Игра «Хвастуны»

Чему учится ребенок: образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов -чик-, -ик- и увеличительного суффикса -ище-. Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 17).

Ход игры: предложите ребенку внимательно рассмотреть картинку. Обратите внима­ние ребенка на части тела птиц.

Предложите ребенку послушать небольшой поучительный рассказ про голубя, журавля и воробья:

«Однажды встретились воробей и журавль. Говорит воробей журавлю: „Посмотри, какие у меня лапки. Маленькие, аккуратненькие лапки, а у тебя на лапки, а лапищи. А клюв — не клювик, а клювище". Подумал журавль и предложил воробью на время поменяться лапами и клювами.

Обменялись. И что же получилось? Неудобно журавлю на маленьких лапках по болоту ходить. Да и голодный он — маленьким клювиком в болоте корм не найти. И воробью туго пришлось: скакать на длинных лапищах неудобно, да и большой клювище в полете вниз тянет. Встретились они снова. Захотели опять обменяться лапами и клювами, да не тут-то было. Не получается. Что же делать?

Летел голубь, увидел эту несуразицу и сказал: „Этой беде можно помочь. В этом вам поможет ... (имя ребенка), если правильно определит, где чьи лапы и клюв, да еще пра­вильно их назовет, тогда ваши части тела вернутся обратно"».

Игра «Днем, ночью»

Чему учится ребенок: активизировать словарь за счет слов, обозначающих названия хищных птиц; определять, в какое время суток охотится птица; отвечать на вопрос «ко­гда?».

Оснащение: сюжетные и предметные картинки (см. вклейку, рис. 18), цветные каран­даши или фломастеры.

Ход игры: спросите ребенка, какие части суток он знает? (Утро, день, вечер, ночь.)

Предложите ребенку вспомнить и рассказать, что он делает ночью? А что делает днем?

Попросите ребенка показать картинки с разными частями суток и назвать их. (Ночь или день?)

Попросите ребенка называть изображенных птиц. Попросите его выбрать хищных птиц и назвать их. (Сова, филин, сокол.)

Спросите: «На кого охотится каждая из названных птиц?»

Предложите ребенку рассортировать картинки — хищных птиц, охотящихся ночью, со­единить при помощи карандаша с картинкой, на которой изображена ночь. А хищных птиц, охотящихся днем, соединить с картинкой, на которой изображен день. Попросите ребенка назвать ночных и дневных хищных птиц.

Игра «А если много!»

Чему учится ребенок: образовывать множественное число глаголов. Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку поиграть — закончить начатую вами фразу. Лексический материал Если орел парит, то орлы ... (парят). Если тетерев токует, то тетерева ... (токуют). Если журавль курлычет, то журавли ... (курлычут). Если кукушка кукует, то кукушки ... (кукуют). Если воробей чирикает, то воробьи ... (чирикают).

Вы можете усложнить игру, придумав еще несколько незаконченных предложений или предложите ребенку самому их придумать.

Игра «Что забыл нарисовать Незнайка)»

Чему учится ребенок: уточнит представление о птицах, их птенцах; научится правильно употреблять имена существительные единственного и множественного числа в родитель­ном падеже.

Оснащение: сюжетная и предметные картинки (см. вклейку, рис. 19).

Ход игры: предложите ребенку рассмотреть рисунок. Скажите, что это Незнайка нари­совал на мольберте птиц. Попросите ребенка рассказать, что Незнайка нарисовал непра­вильно.

Спросите: «Чего нет у журавля (ласточки, вороны, утки)? (Нет клюва, лапы, крыла, крыльев.)

Попросите ребенка исправить ошибки художника — найти недостающие части тела для каждой птицы.

Задание можно усложнить, предложив ребенку раскрасить недостающие части тела у каждой птицы.

Игра «Кто что ест!»

Чему учится ребенок: образовывать формы родительного падежа.

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 20); фломастер любого цвета.

Ход игры: предложите ребенку внимательно рассмотреть нарисованных птиц и назы­вать их.

Затем попросите его рассмотреть нарисованные для них лакомства и назвать их. Пред­ложите ребенку соединить фломастером угощение и ту птицу, которая его любит: кукуш­ка — гусеница; пеликан — рыба; сова — мышка; соловей — червяк.

Предложите ребенку рассказать, кто что ест.

Например: «Кукушка любит есть гусениц».

Игра «Он, она, они»

Чему учится ребенок: согласовывать местоимения 3 лица единственного и множест­венного числа с глаголами. Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку закончить предложение: Он летит,она ... (летит),они ... (летят). Он клюет,она ... (клюет),они ... (клюют). Он стоит,она ... (стоит),они ... (стоят).

Наши рекомендации