Тематический цикл «Домашние животные и их детеныши» (десятая неделя)

Занятие 1

Цели. Обогащать активный словарный запас по теме. Учить строить предложения с предлогом с. Закрепить множественное число слов, обозначающих названия детенышей.

Наглядный материал. Картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

Ход занятия

Игра «На картинки мы глядим»

Воспитатель выставляет перед детьми картинки и предлагает детям назвать их. Педагог обращает внимание малышей на то, что на картинках нарисованы как взрослые животные, так и их детеныши. Малыши повторяют вслед за педагогом каждое предложение. Упражнение проводится 2-3 раза.

Мы на стульчиках сидим.

На картинки мы глядим.

Вот кошка с котятами,

Вот корова с телятами,

Вот коза с козлятами,

Вот свинья с поросятами,

Вот лошадь с жеребятами.

Игра «Кто где?»

Воспитатель использует картинки из предыдущего упражнения. Он просит детей показать, где на картинке взрослое животное, а где детеныш: «Где кошка? А где котята? (Дети показывают.) Кошка взрослая, а котята —детеныши. (Дети повторяют предложение.) Где корова? А где телята? Корова взрослая, а телята — детеныши...»

Занятие 2

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Учить строить предложения с предлогом с. Обогащать словарь детей антонимами. Побуждать детей к активному высказыванию. Способствовать сенсорному воспитанию.

Наглядный материал. Картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

Ход занятия

Игра «Кто с кем живет?»

Воспитатель показывает детям картинку (например, с изображением кошки), спрашивает, какое животное на ней нарисовано, а затем выясняет: «С кем живет кошка?» Дети должны ответить: «Кошка живет с котятами». И так далее.

Игра «Большой — маленький»

Воспитатель по очереди показывает детям картинки и комментирует. «Кошка большая, а котенок маленький. Корова большая, а теленок маленький. Коза большая, а козленок маленький...» Малыши повторяют предложения.

Игра «Чей детеныш?»

Воспитатель по очереди показывает детям картинки с изображением детенышей домашних животных и говорит, например: «Котенок— детеныш кошки. Чей это детеныш?». Дети отвечают хором.

Теленок — коровкин детеныш. Чей это детеныш? Жеребенок — лошадкин детеныш. Чей это детеныш? Щенок — собачкин детеныш. Чей это детеныш? И так далее.

Занятие 3

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Учить правильно употреблять предлог в; вслушиваться в рифмованную речь воспитателя и запоминать текст; координировать речь с движениями. Развивать фонематическое восприятие.

Наглядный материал. Игрушка: котенок; шапка, ящик, сумка, коробка, машина, корзина.

Ход занятия

Игра «Играем с котенком»

Педагог показывает детям котенка и говорит, что он очень любознательный, поэтому всегда куда-нибудь залезает. Воспитатель сажает котенка в корзину и спрашивает у малышей: «Куда залез котенок?». Они отвечают: «Котенок залез в корзину».

Воспитатель сажает котенка в машину (шапку, ящик, корзину, коробку) и задает детям тот же вопрос.

Речевая подвижная игра «Мы котята»

Воспитатель предлагает детям изобразить котят. Он произносит рифмовку, а малыши выполняют описываемые в ней движения. Затем игра повторяется еще раз, и дети по мере возможности повторяют текст вместе с воспитателем.

Мы котята, мы идем, мы идем, мы идем.

И на ножки мы встаем, мы встаем, мы встаем.

Лапками мы хлопаем, хлопаем, хлопаем.

Лапками мы топаем, топаем, топаем.

Мы виляем хвостиком, хвостиком, хвостиком.

Нюхаем мы носиком, носиком, носиком.

Игра проводится в течение нескольких дней.

Чтение без наглядного сопровождения

Я теленочка ласкала, был он маленький.

Свежей травкой угощала у завалинки.

Я теленочка любила, был он нежненький.

Я водичкою поила самой свеженькой.

И. Новиков

Тематический цикл «Дикие животные» (одиннадцатая неделя)

Занятие 1

Цели. Обогащать активный словарный запас детей. Учить внимательно слушать рифмованную речь и запоминать короткий текст; сопровождать игру речью. Формировать фонетико-фонематическую базу Учить детей отличать животных друг от друга по внешним признакам.

Наглядный материал. Игрушки и картинки, изображающие диких животных: волк, лиса, медведь и заяц.

Ход занятия

Игра «Кто живет в лесу?»

Воспитатель выставляет перед детьми картинки и с выражением 3 раза произносит рифмованную миниатюру, подключая малышей к совместному проговариванию.

Раз-два-три, раз-два-три,

На животных посмотри:

Волк, лиса, медведь и зайка,

Ты попробуй их поймай-ка.

Все они в лесу живут,

Они быстро убегут.

Затем воспитатель просит детей найти в игровом уголке животных, которые изображены на картинках. Малыши вместе с педагогом рассматривают животных, отмечая их сходства и отличия.

Игра «Что делают звери?»

Воспитатель берет игрушку, выполняет с ней различные действия и комментирует, например: «Мишка сидит, мишка стоит, мишка бежит». Затем это предложение педагог повторяет вместе с детьми.

Зайка лежит, зайка сидит, зайка стучит.

Волк стоит, волк кусает, волк играет. И так далее.

Занятие 2

Цели. Развивать речь детей в процессе действий с предметом. Учить детей вслушиваться в рифмованную речь; сопровождать игры речью.

Наглядный материал. Игрушка: заяц, кукла, машина, пирамидка, мяч и др.; морковка.

Ход занятия

Игра «Зайка»

Воспитатель показывает детям мини-спектакль (2-3 раза).

Кто из леса к нам идет

И морковку грызет?

Зайка в гости к нам пришел,

Зайка к деткам подошел:

— Здравствуйте, детишки.

Девчонки и мальчишки.

Я пришел к вам в гости,

У меня есть хвостик,

У меня есть лапки,

У меня есть ушки.

А у вас, ребятки,

В группе есть игрушки?

С ними я хочу играть,

Буду весело скакать.

Малыши дают зайке игрушки, сопровождая свои действия словами: «На, зайка, куклу. На, зайка, машинку...»

Воспитатель обращает внимание детей на то, как по-другому можно назвать зайку: «Заяц, заинька, зайчишка, зайчонок...» Малыши повторяют названные слова.

Дети вместе с педагогом рассматривают зайца, отмечают его особенности (длинные уши, короткий хвостик и т.д.).

Занятие 3

Цели. Развивать навыки фразовой речи. Учить детей правильно употреблять предлог на; сопровождать игру речью.

Наглядный материал. Игрушка: белка.

Ход занятия

Наши рекомендации