Тематический цикл «Игрушки» (вторая неделя)
Предисловие
Данное пособие адресовано педагогам дошкольных учреждений для проведения занятий по развитию речи с детьми 3—4 лет.
Возраст 3—4 года — это благоприятный период для развития речи ребенка. Необходимо учитывать эту особенность и уделять развитию речи детей как можно больше времени. Своевременное развитие речи обеспечивает полноценное психическое развитие ребенка.
Для того чтобы словарь ребенка пополнялся новой лексикой, воспитателю необходимо соблюдать следующие правила речевого поведения:
• много говорить самому;
• следить за темпом речи (речь педагога должна быть неторопливой, размеренной);
• выслушивая ребенка, не отворачиваться от него, смотреть ему в глаза, проявлять заинтересованность;
• не прерывать ребенка («Хватит, я все поняла!»), стараться выслушать его до конца;
• не использовать в общении с ребенком жаргонную лексику;
• не ругать ребенка в присутствии других детей. Предлагаемый в пособии материал является результатом
многолетнего творческого труда авторов. Он был опробован в ходе работы с детьми и доказал свою эффективность. Он способствует:
• обогащению словарного запаса детей;
• формированию грамматического строя речи;
• развитию связной речи.
С детьми 3—4 лет проводится одно занятие в неделю продолжительностью 15 минут. Если педагог что-то не успел в течение занятия или считает необходимым повторить некоторые упражнения, он может использовать речевой материал не только во время специальных занятий, но и в ходе режимных моментов (перед завтраком, обедом, во время прогулки, свободных игр детей и т.д.), что позволит избежать перегрузки детей.
Желаем вам творческих успехов!
Тематический цикл «Игрушки» (первая неделя)
Цели. Обогащать словарный запас детей. Учить использовать в речи сложносочиненные предложения, существительные в родительном падеже множественного числа. Способствовать сенсорному развитию.
Наглядный материал. Игрушки.
Ход занятия
«Где живут игрушки?» Воспитатель вместе с детьми рассматривает игрушки в группе и читает четверостишие (2 раза).
Здесь живут игрушки:
Пирамидки, пушки,
Куколки, машинки,
Кубики, картинки.
Затем педагог задает детям вопросы, на которые они должны ответить полными предложениями. При необходимости воспитатель оказывает помощь.
— Какие игрушки перечислены в стихотворении?
— Какие еще игрушки вы видели?
— Кто сделал игрушки?
— Из чего сделаны игрушки? (Из резины, пластмассы, дерева, железа.)
«Каких игрушек много?» Воспитатель по очереди показывает детям разные группы игрушек и спрашивает: «Каких игрушек у нас много?» Малыши отвечают: «У нас много кубиков (матрешек, машин, кукол...)». Педагог помогает детям правильно сформулировать предложения, выделяя голосом и артикуляцией окончания существительных во множественном числе.
«Большая — маленькая». На столе перед детьми выставлены пары игрушек: большие и маленькие. Воспитатель предлагает назвать игрушки и определить их размер (хоровые и индивидуальные ответы): «Эта матрешка большая, а эта матрешка поменьше. Эта машина большая, а эта машина поменьше. Эта кукла большая, а эта кукла поменьше. Этот кубик большой, а этот кубик поменьше».
«Мы к игрушкам прибежали». Воспитатель читает стихотворение и вместе с детьми выполняет соответствующие движения. Игра проводится 2 раза и закрепляется в последующие дни.
Мы по кругу побежали
И к игрушкам прибежали:
На игрушки посмотрели
И на корточки мы сели.
На коленочки мы встали
И с игрушками играли.
Затем воспитатель раздает детям игрушки и спрашивает каждого ребенка, кто с какой игрушкой играет. Дети дают ответы полными предложениями: «Я играю с матрешкой (с куклой, машиной, кубиком, мячиком)» и т. д.
Предисловие
Данное пособие адресовано педагогам дошкольных учреждений для проведения занятий по развитию речи с детьми 3—4 лет.
Возраст 3—4 года — это благоприятный период для развития речи ребенка. Необходимо учитывать эту особенность и уделять развитию речи детей как можно больше времени. Своевременное развитие речи обеспечивает полноценное психическое развитие ребенка.
Для того чтобы словарь ребенка пополнялся новой лексикой, воспитателю необходимо соблюдать следующие правила речевого поведения:
• много говорить самому;
• следить за темпом речи (речь педагога должна быть неторопливой, размеренной);
• выслушивая ребенка, не отворачиваться от него, смотреть ему в глаза, проявлять заинтересованность;
• не прерывать ребенка («Хватит, я все поняла!»), стараться выслушать его до конца;
• не использовать в общении с ребенком жаргонную лексику;
• не ругать ребенка в присутствии других детей. Предлагаемый в пособии материал является результатом
многолетнего творческого труда авторов. Он был опробован в ходе работы с детьми и доказал свою эффективность. Он способствует:
• обогащению словарного запаса детей;
• формированию грамматического строя речи;
• развитию связной речи.
С детьми 3—4 лет проводится одно занятие в неделю продолжительностью 15 минут. Если педагог что-то не успел в течение занятия или считает необходимым повторить некоторые упражнения, он может использовать речевой материал не только во время специальных занятий, но и в ходе режимных моментов (перед завтраком, обедом, во время прогулки, свободных игр детей и т.д.), что позволит избежать перегрузки детей.
Желаем вам творческих успехов!
Тематический цикл «Игрушки» (первая неделя)
Цели. Обогащать словарный запас детей. Учить использовать в речи сложносочиненные предложения, существительные в родительном падеже множественного числа. Способствовать сенсорному развитию.
Наглядный материал. Игрушки.
Ход занятия
«Где живут игрушки?» Воспитатель вместе с детьми рассматривает игрушки в группе и читает четверостишие (2 раза).
Здесь живут игрушки:
Пирамидки, пушки,
Куколки, машинки,
Кубики, картинки.
Затем педагог задает детям вопросы, на которые они должны ответить полными предложениями. При необходимости воспитатель оказывает помощь.
— Какие игрушки перечислены в стихотворении?
— Какие еще игрушки вы видели?
— Кто сделал игрушки?
— Из чего сделаны игрушки? (Из резины, пластмассы, дерева, железа.)
«Каких игрушек много?» Воспитатель по очереди показывает детям разные группы игрушек и спрашивает: «Каких игрушек у нас много?» Малыши отвечают: «У нас много кубиков (матрешек, машин, кукол...)». Педагог помогает детям правильно сформулировать предложения, выделяя голосом и артикуляцией окончания существительных во множественном числе.
«Большая — маленькая». На столе перед детьми выставлены пары игрушек: большие и маленькие. Воспитатель предлагает назвать игрушки и определить их размер (хоровые и индивидуальные ответы): «Эта матрешка большая, а эта матрешка поменьше. Эта машина большая, а эта машина поменьше. Эта кукла большая, а эта кукла поменьше. Этот кубик большой, а этот кубик поменьше».
«Мы к игрушкам прибежали». Воспитатель читает стихотворение и вместе с детьми выполняет соответствующие движения. Игра проводится 2 раза и закрепляется в последующие дни.
Мы по кругу побежали
И к игрушкам прибежали:
На игрушки посмотрели
И на корточки мы сели.
На коленочки мы встали
И с игрушками играли.
Затем воспитатель раздает детям игрушки и спрашивает каждого ребенка, кто с какой игрушкой играет. Дети дают ответы полными предложениями: «Я играю с матрешкой (с куклой, машиной, кубиком, мячиком)» и т. д.
Тематический цикл «Игрушки» (вторая неделя)
Цели. Развивать навыки связной речи. Способствовать сенсорному развитию. Учить детей называть основные части предметов, их особенности. Закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением. Развивать первоначальные навыки слогового анализа.
Наглядный материал. Кукла и машина.
Ход занятия
«К нам приехала машина». Воспитатель демонстрирует детям куклу, сидящую в машине, и два раза читает четверостишие:
К нам приехала машина, А в ней кукла Валентина, Валя, Валенька, Валюшка, Очень милая игрушка.
«Кукла похожа на девочку? — спрашивает воспитатель. — Чем кукла отличается от девочки? (Маленькая — большая, живая — неживая.) У девочки щеки, а у куклы... (щечки). У девочки брови, а у куклы... (бровки). У девочки ресницы, а у куклы... (реснички). У девочки волосы, а у куклы... (волосики). У девочки пальцы, а у куклы... (пальчики). Во что одета кукла?»
Воспитатель еще раз читает четверостишие и предлагает детям вместе рассказать о кукле.
Далее проводится аналогичная работа по составлению рассказа о машине: «Кто сделал машину? Из чего она сделана? Что есть у машины? (Мотор, кузов, кабина, колеса...) Сколько колес у машины? (Четыре колеса.) Эта машина какая? (Грузовая.) Для чего нужна грузовая машина?» и т. д.
«Спрячем слова в ладошки». Воспитатель хлопает в ладоши столько раз, сколько слогов в названии той или иной игрушки. Дети повторяют действия педагога («прячут слова в ладошки»).
«Играем с куклой». Воспитатель произносит рифмовки и сопровождает свою речь соответствующими действиями. Дети повторяют движения и рифмовки.
С куклой Валей мы играем,
Куклу Валю мы качаем.
С куклой Валей мы играем
И в машину мы сажаем.
С куклой Валей мы играем
И в машине мы катаем.
С куклой Валей мы играем,
Из машины вынимаем.
Чем лучше развита речь, тем лучше развивается мышление ребенка.
Л. С. Выготский