Тема: Элементы букв (с. 23).

« / » — короткая палочка.

1. Подготовка к письму.

Ребята рассматривают страницу. Учитель сообщает, что на этом уроке дети начнут писать элементы букв.

Ученики составляют рассказ по рисунку, готовятся к написанию элементов букв. Обводят по контуру предметы.

2. Работа в тетради.

Учитель показывает на доске написание элемента «короткая палочка» и просит найти этот элемент в предметах. Дети рассматривают домики, находят этот элемент и дорисовывают домики.

Затем дети открывают первые страницы тетради (алфавит) и находят в них элемент «короткая палочка».

Письмо в рабочих строках идет под руководством учителя.

Дети заполняют на уроке не все строки, незаполненные строки могут служить для дополнительной и индивидуальной работы.

3. Разучивание скороговорки «В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона».

« » — удлиненная палочка(с. 24).

1. Подготовка к письму.

Дети рассматривают страницу, придумывают веселую сказку о зверюшках.

2. Работа в тетради.

Учитель показывает на доске элемент — «удлиненная палочка» и просит детей найти его в предметах. Ученики находят этот элемент в предметах, обводят их по контуру, рисуют в строчке, рассматривают алфавит в начале тетради, находят в буквах удлиненную палочку. Написание элемента идет под руководством учителя.

« » — короткая палочка с закруглением внизу (с. 25).

1. Подготовка к письму.

Дети рассматривают страницу, составляют сказку про умного ежа.

2. Работа в тетради.

Учитель показывает на доске написание элемента — «короткая палочка с закруглением внизу». Дети находят элемент в предметах, обводят его. Затем ищут элемент в буквах в начале тетради.

Письмо в рабочих строках идет под руководством учителя. Учитель обращает внимание детей на начало письма — сверху вниз.

« » — удлиненная палочка с закруглением внизу(с. 26).

1. Подготовка к письму.

Дети рассматривают рисунки, составляют по ним сказку.

2. Работа в тетради идет под руководством учителя.

3. Разучивание скороговорки «Пекарь пек калачи в печи».

« » —палочка с закруглением вверху и внизу (с. 27).

1. Письмо пройденных элементов под диктовку: короткая палочка, короткая палочка с закруглением внизу, удлиненная палочка, удлиненная палочка с закруглением внизу.

2. Работа в тетради.

Учитель показывает новый элемент на доске. Дети находят элемент в предметах, записывают его (обводят по контуру).

В рабочих строках дети пишут под руководством учителя.

3. Составление веселой сказки по сюжетному рисунку.

« » — удлиненная вниз петля (с. 28).

1. Подготовка к письму.

Учитель на доске показывает написание нового элемента. Дети конструируют элемент из проволоки или ниток, находят его в предметах, обводят по контуру и начинают писать элемент в рабочих строках под руководством учителя.

2. Составление сказки по сюжетному рисунку.

3. Разучивание скороговорки «Наш Филат не бывает виноват».

« » — удлиненная вверх петля (с. 29).

1. Подготовка к письму.

Учитель показывает на доске новый элемент. Дети конструируют его из ниток или проволоки.

Находят отгадку на странице: «Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, любит морковку». (Заяц.)

Ученики дорисовывают зайца в рабочей строке, пишут в рабочих строках под руководством учителя.

2. Составление сказки про зайчат. Обведение по контуру предметов.

« » — удлиненные петли вверху и внизу(с. 30).

Подготовка к письму.

Дети тренируются в написании сложных элементов, конструируют их из проволоки и ниток. Находят элементы в нарисованных предметах.

Отгадывают загадки и находят отгадки на странице, составляют сами загадки.

«В сенокос горька, а в мороз сладка. Что за ягодка?» (Рябина.)

«Прилетит — плохи дела. А кого паук боится?

Угадали? Это...» (Птица.)

« » — полуовалы левые и правые (с. 31).

1. Подготовка к письму.

Учитель показывает на доске написание полуовалов.

Дети находят, обводят полуовалы в нарисованных предметах, раскрашивают рисунки.

Работа в тетради идет под руководством учителя.

2. Составление рассказа по сюжетному рисунку.

Найти отгадку на странице: «Днем спит, ночью летает, прохожих пугает». (Филин.)

« » — овал (с. 32).

Работа в тетради идет аналогично описанным выше урокам.


1 Работа по этой теме продолжается на с. 8—12 прописи № 1.
2 Планы уроков, посвященные рабочей строке (с. 14—22 прописи № 1), составляются учителем самостоятельно.

ТЕТРАДЬ № 2

Строчная буква а(с. 3).

1. Знакомство с написанием строчной а.

Рассмотрите первую страницу новой тетради. Сегодня вы начинаете писать буквы. Письменные буквы отличаются от печатных своей формой, хотя и звучат одинаково. Сравните печатную маленькую букву а с письменной. У них есть общие элементы. Какие? (Овалы.) Есть и разные. (У печатной буквы а палочка с закруглением вверху и внизу, у письменной — с закруглением внизу.) Сколько элементов вам нужно взять, чтобы сконструировать эти буквы? (Два.)

Учитель на доске пишет строчную а. Дети конструируют букву из ниток или проволоки.

2. Работа в тетради.

Найдите предметы и обведите их по контуру.

«Шарик свернутый лежал, чтоб в окно не убежал. А теперь его надую, с ним по улице пойду я». (Г. Сапгир.)

Дети рассматривают шарики (узоры), находят в них сходство с первым элементом строчной буквы а и обводят шары по контуру.

Придумайте сказку, загадку про шары, а можно стихотворение.

Помогите сочинить стихотворение: Шаловливый, воздушный шар, непослушный, с ветром убежал вместе. А куда и не сказал.

Затем ученики обводят элементы строчной а вверху тетради, пишут их в модульной сетке рабочей строки (каждому элементу буквы — свой домик). Обводят букву вверху страницы, рассказывают о человечке, который принес им новую букву, и пишут ее в рабочих строках.

3. Распознавание строчной а.

Внизу страницы написаны слова. Дети ставят под строчной а точку или накладывают на нее прозрачную бумагу и копируют букву на бумагу. Придумывают предложения с написанными словами. Записываются свои слова с новой письменной буквой. Еще не изученные буквы заменяют точками, например: мама — .а.а и т. п.

Прописная буква А(с. 4).

1. Знакомство с написанием прописной буквы А.

Дети рассматривают страницу сверху. Находят прописную букву А и ее элементы. Учитель на доске показывает написание прописной А. Дети обводят букву и ее элементы по контуру.

2. Работа в тетради.

Ученики обводят по контуру узор. Находят на нем один из элементов прописной А. Пишут в рабочих строках элементы прописной буквы А и саму букву.

3. Распознавание прописной буквы А в словах.

Дети находят букву А в написанных словах. Обводят ее или копируют, ставят под ней точку. Пишут свои слова: Анна — A..a.

Строчная буква о. Прописная буква О (с. 5).

1. Письмо под диктовку.

Дети записывают под диктовку учителя элементы букв:

овал ( ), удлиненная палочка с закруглением внизу ( ), короткая палочка с закруглением внизу ( ), удлиненная палочка, наклоненная вправо ( ), короткая горизонтальная палочка ( ); буквы, состоящие из этих элементов ( ).

Проверка написанных элементов идет на доске.

2. Знакомство с написанием строчной и прописной букв о, О.

Дети рассматривают буквы вверху страницы. Учитель пишет их на доске. Ученики конструируют буквы из проволоки или ниток.

3. Работа в тетради идет под руководством учителя.

4. Распознавание букв о, О в словах.

Строчная и прописная буквы о, О (с. 6).

1. Письмо под диктовку.

Напишите овал ( ), палочку с закруглением внизу, буквы, которые можно сконструировать из этих элементов (а, о).

Учитель открывает написанные на доске элементы. Дети проверяют под руководством учителя свое написание.

2. Работа в тетради идет под руководством учителя.

3. Распознавание букв в написанных словах.

4. Игра «Сколько раз услышали [о]?».

«Посмотри на колесо — увидишь букву «о». (А. Шибаев.)

«В старом дереве дупло

Ну совсем как буква «о». (В. Степанов.)

Строчная буква и(с. 7).

1. Знакомство с написанием строчной и.

Определите местонахождение звука [и] в словах. «Индюки сошлись у ивы: «Ишь, как мы с тобой красивы!» (Б. Тимофеев.)

Найдите в кассах букв и слогов букву и маленькую. Посмотрите, как пишется строчная (маленькая, письменная) буква и.

Учитель показывает на доске: «Начинаю писать первый элемент буквы и сверху, довожу до линии рабочей строки, закругляю элемент вправо, довожу до линии рабочей строки ( ); начинаю писать второй элемент сверху, веду вниз, закругляю вправо, довожу элемент до середины строки ( )».

Ученики конструируют букву из ниток или проволоки.

2. Работа в тетради под руководством учителя.

Прописная буква И (с. 8).

1. Знакомство с написанием прописной И.

Учитель на доске пишет прописную И. Дети рассматривают букву и конструируют ее из ниток или проволоки.

2. Работа в тетради идет под руководством учителя.

3. Распознавание буквы И в написанных внизу страницы словах.

Письменная буква ы(с. 9).

1. Знакомство с написанием строчной буквы ы.

Найдите в словах звук [ы]. «Бык мычит две буквы: — My! — Мяу! — кот сказал ему. — Слышал? Значит, мы, коты, знаем больше букв, чем ты!» (Г. Виеру.)

Рассмотрите на странице букву ы. Сравните ее с маленькой письменной буквой и.

«А бедняжка буква ы бродит с палочкой, увы». (А. Шибаев.)

Учитель на доске пишет строчную букву ы. Дети конструируют букву из ниток или проволоки.

2. Работа в тетради идет под руководством учителя.

3. Письмо под диктовку: а, и, о.

Учитель просит детей определить и записать общий элемент букв: «а», «и», «ы» — ().

4. Разучивание скороговорок, стихотворений.

Сколько раз услышите звук [ы]?

«Мама мыла с мылом Милу,

Мила мыло не любила».

«Мы слыхали от совы, что нет слов на букву ы».

Повторение (с. 10).

1. Письмо под диктовку.

Запишите буквы, которые имеют один из элементов — « ». (а, и, ы.) Запишите, как плачет ребенок. (А-а-а!) Как удивляется человек, какой звук он произносит? (О!)

2. Работа в тетради идет под руководством учителя.

3. Работа с «Русской азбукой».

Дети составляют рассказы по иллюстрациям из «Русской азбуки» и записывают в тетрадь слова и предложения (вместо букв, которые еще не знают, ставят точки).

4. Найдите звук [ы].

«Жили-были прыгуны.

— Мы допрыгнем до луны!

Ввысь их вышвырнул батут.

— Где вы, прыгуны?

— Мы тут!»

(В. Берестов.)

Строчная буква у (с. 11).

1. Знакомство с написанием строчной буквы у.

Прислушайтесь к словам, определите, где находится звук [у]. «Как улитке перед сном скучно в домике своем! Сказку выдумать пытается, грустной сказка получается». (Г. Виеру.)

Учитель на доске показывает, как пишется строчная буква у, четко называя каждый элемент: «Палочка с закруглением ( ), удлиненная вниз петля ( )».

Дети конструируют букву из проволоки или ниток.

2. Работа в тетради идет под руководством учителя.

3. Разучивание стихотворений, скороговорок.

Услышьте звук [у].

«У — сучок в любом лесу».

«Летел на болото носатый удод.

Глядел на удода

Усатый Федот».

Прописная буква У (с. 12).

1. Знакомство с написанием прописной буквы У.

Найдите звук (услышьте звук) [у].

«У опушки две старушки брали грузди и волнушки. Филин: — У-ух! Филин: — У-ух! У старушек замер дух. Жутко!» (Е. Благинина.)

Сравните письменную большую букву У с большой печатной.

Дети сравнивают прописную и большую печатную буквы. Конструируют после показа на доске учителем написания прописной буквы У большую письменную букву У.

2. Работа в тетради идет под руководством учителя.

3. Продолжите стихотворение, скороговорку.

«Ученик учил уроки — у него в чернилах ... (щеки)».

«Удод, удод, удодушка,

Удодливый ... (удод)».

(М. Яснов.)

«Как улитке перед сном

Скучно в домике ... (своем)».

(Г. Виеру.)

Повторение (с. 13).

Строчная буква н (с. 14).

1. Знакомство с написанием строчной н.

Определите местонахождение звуков [н], [н’].

«Hoc не в свои дела суют, носами перед сном клюют, зато один веселый нос папаша Карло нам принес». (Я. Аким.)

О каком «веселом носе» говорится в стихотворении? (Буратино.) Какой звук вы слышите в слове нос? ([н].) Найдите в тетради письменную букву н. Это буква маленькая. Попробуйте ее сконструировать. Сколько элементов понадобилось?

Учитель на доске показывает написание строчной н. Дети пробуют писать букву на нелинованном листе бумаги.

2. Работа в тетради идет под руководством учителя.

Дети рассматривают элементы букв, букву вверху страницы, обводят их по контуру. Пишут в рабочих строках сначала элементы букв, затем букву н.

Написание слогов и слов идет после того, как учитель покажет соединение между буквами на доске. Ученики пишут слова по слогам с проговариванием вслух каждого звука.

После этого составляются предложения.

Внизу страницы вставляют в слово ноша слог но.

Прописная буква Н (с. 15).

1. Знакомство с написанием прописной Н.

Определите, какой звук слышится в словах: [н] или [н’].

«Эн» надела поясок, «И» надела поясок. Буква «Эн» надела ровно, буква «И» — наискосок».

О какой букве н говорится в стихотворении? (Печатной.) Учитель на доске пишет прописную . Дети рассматривают букву на доске и в тетради. Конструируют ее из проволоки или ниток.

2. Работа в тетради идет под руководством учителя.

Дети пишут элементы буквы Н, буквы, слоги, слова. Придумывают слова и предложения с написанными слогами.

3. Работа с кассой букв и слогов.

Составление предложения: Ну, Нина!

Когда так говорят: «Нина и Анна»?

4. Составьте слоги, слова: на, ны, Ни, а, у, н, и, н, А.

Повторение.

Под руководством учителя дети пишут в рабочих строках пройденные буквы, слоги, слова. Списывают слоги, слова из «Русской азбуки». Пишут под диктовку: ан, но, на, он, они, она, ни, Нина. (Задания на повторение выполняются в дополнительной тетради.)

Строчная и прописная буквы с, С(с. 16).

1. Знакомство с написанием букв с, С.

Какой звук слышится в словах: [с] или [с’]?

«Села мышка в уголок, съела бублика кусок». (Г. Виеру.)

Доскажите слово, определите звук.

«Трещала с самого утра: «Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что — пора? Такая с ней морока, когда трещит ... (сорока)»; «Я свой костюм отнес чинить, а там давай его ... (синить)».

Найдите букву, которой обозначаются звуки [с], [с’]. Рассмотрите буквы в тетради. Чем отличается большая письменная буква от маленькой? (Размерами.)

2. Работа в тетради идет под руководством учителя.

Написание элементов букв, слогов, слов. Составление предложений с написанными словами.

3. Работа с кассой букв и слогов.

Составление слова, предложения: сани; «У Сани сани».

Строчная и прописная буквы с, С (с. 17).

1. Повторение написания строчной и прописной букв с, С.

2. Распознавание звуков.

Какой звук слышится: [с] или [с’]?

«Длинная шея, красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки». (Гусь.) «В дом чужого не пущу, без хозяина грущу». (Собака.)

С какой буквы напишете слова с буквой «эс»?

Солнце село за селом. Спят синицы. Сойки спят. Спит вреке усатый сом.

3. Работа с кассой букв и слогов.

Составляются и пишутся слова в тетрадь: сам, сани, нос, сон.

Записываются в тетради слоги из слов: Сима — Си; Соня — Со; сон.

Повторение.

1. Письмо под диктовку.

Буквы: а, н, у, с, ы, и, о.

Слова: он, она, сом, сон.

2. Работа с текстами «Русской азбуки» идет по выбору учителя.

3. Разучивание стихотворений, скороговорок.

«Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок».

(Г. Виеру.)

«Везет в гору Саня за собою сани».

Строчная буква к (с. 18).

1. Знакомство с написанием строчной буквы к.

Какой звук слышится: [к] или [к’]?

«Что за скрип, что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста, если я ... (капуста)?» «Есть, ребята, у меня два серебряных коня. Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня?» (Коньки.)

2. Обозначение звуков на письме.

Первоклассники рассматривают страницу тетради. Учитель на доске показывает написание строчной буквы к. Дети конструируют букву из ниток или проволоки.

3. Работа в тетради идет под руководством учителя.

Запись слогов из слов: кит — ки, кот — ко.

4. Работа в кассе букв и слогов.

Составить слова: сок — сук, коса.

Прописная буква К (с. 19).

1. Знакомство с написанием прописной буквы К.

Учитель на доске пишет прописную букву К. Дети рассматривают букву, обводят ее элементы, конструируют букву из проволоки или ниток, пишут элементы и букву на нелинованном листе бумаги.

2. Работа в тетради идет под руководством учителя.

3. Выделение звука и буквы.

Какой слышите звук: [т] или [т’]?

«Темноты боится Петя: Трусоват он, видно, дети!» (Б. Тимофеев.)

С какой буквы будете писать слова с буквой «тэ»?

«Телезритель Тимка. Папа Тигр купил телевизор, и тигренка словно подменили...»

Продолжите сказку.

4. Составьте слово.

Игра: ки, нит, ма, Ти, т, о, к.

Строчная и прописная буквы т, Т(с. 22).

1. Конструирование букв, составление слов и запись их в тетрадь.

2. Работа в тетради под руководством учителя.

3. Работа с текстами из «Русской азбуки».

4. Разучивание стихотворения с буквой «тэ».

«Телевизор тигр купил, самый лучший попросил. — Я люблю, — сказал он строго, — чтоб полосок было много!» (Г. Виеру.); «Эй, не стойте слишком близко — я тигренок, а не киска».

Придумайте название стихотворения. (Тигренок; в зоопарке; сердитый зверь.)

Дети выбирают название стихотворения из предложенных учителем.

Строчная буква л (с. 23).

1. Знакомство с новой буквой.

Какой звук слышите: [л] или [л’]?

«Лисицы лают. Глухомань. Лежит в листве под липой лань. Линь в глубине холодных вод лениво, но легко плывет». (В. Лунин.)

Какой буквой обозначаются эти звуки? Найдите маленькую букву л письменную или печатную. Сравните их. Найдите букву л в альбоме, сконструируйте ее. Сколько элементов брали? Как они называются? (Короткая палочка, наклоненная вправо, и короткая палочка с закруглением внизу.)

Учитель на доске показывает написание строчной л. Дети рассматривают букву, конструируют ее из проволоки или ниток.

2. Разучивание стихотворения.

«Алфавит продолжит наш буква Л — лесной шалаш».

(В. Степанов.)

3. Работа в тетрадях.

4. Работа с кассой букв и слогов.

Составление слов: лоси, луна; предложения: У Нины кукла.

Прописная буква Л (с. 24).

1. Знакомство с написанием прописной буквы Л.

Какую букву напишете: большую или маленькую?

«Лев комарика ловил, лапой лоб себе разбил!» (Б. Тимофеев.)

Сравните маленькую письменную букву л с большой письменной Л.

Учитель на доске пишет прописную букву Л. Дети конструируют букву из ниток или проволоки.

2. Работа в тетради ведется под руководством учителя.

3. Работа с текстами из «Русской азбуки».

4. Работа с кассой букв и слогов.

Составление слов: Лина, лист, лук; предложения: У Лины стул.

Строчная и прописная буквы л, Л(с. 25).

1. Письмо под диктовку.

«У Наты лук».

2. Работа в тетради под руководством учителя.

3. Списывание с печатного образца: «Лина и Антон».

Строчная буква р (с. 26).

1. Знакомство с написанием строчной р.

Какой звук слышите: [р] или [р’]?

«Лесники ее котят взять домой не захотят. Ей не скажешь: «Кошка, брысь», потому что это ... (рысь)»; «В реке большая драка: поссорились два ... (рака)».

Учитель на доске показывает, как пишется строчная буква р.

Ученики рассматривают букву, конструируют ее из проволоки или ниток.

2. Работа в тетради ведется под руководством учителя.

3. Работа с кассой букв и слогов.

Составьте предложение У рака норка.

Прописная буква Р (с. 27).

1. Знакомство с написанием прописной буквы Р.

Какую букву напишете: р или Р?

«Ручка круглая у трости. Трость для деда сделал Костя». (Г. Виеру.)

Учитель на доске показывает, как пишется большая письменная буква Р.

Ученики конструируют букву из проволоки или ниток. Обводят букву и ее элементы в тетради.

2. Работа в тетради идет под руководством учителя.

3. Работа с кассой букв и слогов.

«Рита и Рома у ивы».

4. Разучивание скороговорки «Проворонила ворона вороненка».

Строчная буква в (с. 28).

1. Знакомство со строчной буквой в.

Какой звук слышится: [в] или [в’]?

«Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи, скромный полевой цветок, синеглазый ... (василек)»; «Ездить нужно осторожно, за рога держаться можно. Жаль вот только — гривы нет... Что за конь? ... (велосипед)».

Учитель показывает на доске, как пишется строчная буква в.

Дети конструируют букву в из проволоки или ниток.

2. Работа в тетради идет под руководством учителя.

3. Работа с кассой букв и слогов.

Составьте слова: вот, винт, внук.

Прописная буква В (с. 29).

1. Знакомство с прописной буквой В.

Какую букву напишете: в или В?

«Любо плавать Ване в белом море — ванне». (А. Шлыгина.)

Учитель на доске показывает, как пишется большая письменная буква В.

Дети конструируют букву из ниток или проволоки.

2. Работа в тетради идет под руководством учителя.

3. Работа с кассой букв и слогов.

Составьте слова: Вова, Иван; предложение: Вова и Иван у ворот.

Строчная и прописная буквы в, В (с. 30).

1. Работа в тетради под руководством учителя.

2. Письмо под диктовку.

Буквы: А, о, У, у, ы, К, к, н, Т, Р, п, с.

3. Добавьте слово.

«Воробей взлетел повыше: Видит все с высокой ... (крыши)». (Б. Тимофеев.) «Ворон вертолет ... (ведет), несмышлят-зверей ... (везет)». (А. Пудваль.)

Строчная буква е (с. 31).

1. Знакомство с написанием строчной буквы е.

Учитель показывает на доске написание строчной буквы е. Ученики конструируют букву из проволоки или ниток. Обводят букву по контуру вверху страницы.

2. Работа в тетради идет под руководством учителя. Слова записывают после составления их в кассе букв и слогов.

3. Работа с кассой букв и слогов.

Составить предложение: У ели лиса.

Прописная буква Е (с. 32).

1. Знакомство с написанием прописной буквы Е.

Учитель показывает на доске написание прописной буквы Е. Дети конструируют букву и пишут ее на нелинованном листе бумаги.

2. Работа в тетради под руководством учителя.

Повторение.

1. Работа в тетради идет под руководством учителя. Все слова с е пишутся после предварительной работы с кассой букв и слогов.

2. Работа с кассой букв и слогов.

Анализ слова лес. Составьте схему этого слова и сложитеего в кассе букв и слогов.

Сложите в кассе букв и слогов слоги: ле, ве, те; составьте с ними слова.

Что показывает буква е в этих словах?

3. Разучивание стихотворения.

«Енот не станет есть, пока
Его еда не мыта.
Ему помощница — река:
Еду полощет, трет слегка;
А после — ест досыта.
Енот — любитель чистоты,
Немытого не ест... А ты?»

(В. Лунин.)

Повторение.

1. Работа в тетради идет под руководством учителя.

2. Работа с текстами «Русской азбуки».

3. Работа с кассой букв и слогов.

Слова: ел, еле, мел, лес, сел.

4. Услышьте звук [е].

«Едет клоун по шоссе
На блестящем колесе.
Для чего? Зачем? — Для смеха!
Пожелайте мне успеха».

(В. Берестов.)

ТЕТРАДЬ № 3

Строчная буква п(с. 3).

1. Работа в тетради.

Какой звук слышите: [п] или [п’]?

«Пять братьев вместе родятся, а росту разного». (Пальцы.); «Хвост с узорами, а сапоги со шпорами. Песни распевает, время считает». (Петух.)

Учитель показывает на доске написание строчной буквы п.

Ученики рассматривают в тетради строчную букву п, ее элементы, обводят их. Находят в узоре элемент буквы и обводят его по точкам. Затем находят в словах внизу страницы букву п и ставят под ней точку.

Пишут элементы букв и букву п под руководством учителя, читают слоги с буквой п. Учитель обращает внимание детей на соединение в слогах. Слоги и слова пишутся как под руководством учителя, так и самостоятельно. Затем дети составляют предложение, подбирая слова из написанных ими слов: папа, пила, пела.

Вписывают в предложение слово пила, читают его.

Работа с предложением Вера пела песни идет самостоятельно.

2. Работа с «Русской азбукой».

Запись слов, предложений из «Русской азбуки» в тетрадь.

Прописная буква П (с. 4).

1. Работа в тетради.

Какую букву напишете: п или П?

«Птички в гнездышке сидят и на улицу глядят»; «Загудел паровоз и вагончики повез: «Чу-чу-чу, далеко я укачу».

Учитель на доске показывает, как пишется прописная буква П. Первоклассники находят букву в тетради. Обследуют букву по контуру.

2. Работа в тетради.

Дорисуйте узоры; найдите в них часть элемента прописной буквы П. Потренируйтесь в написании буквы П.

Дети под руководством учителя пишут букву П в тетради. Затем читают слово и предложение на странице, составляют рассказ.

Слова и предложения после анализа записываются с проговариванием.

Повторение (с. 5).

1. Составьте и запишите из предложенных вверху страницы элементов букв прописную П, строчные г, п, л.

2. Обведение по контуру узоров.

3. Повторение написания прописной и строчной букв П, п.

4. Списывание предложений из «Русской азбуки» на тему «Повар».

5. Вписывание пропущенной буквы в слова: пилка, полка.

Строчная буква м(с. 6).

1. Знакомство с написанием буквы м.

Какой звук слышите: [м] или [м’]?

«Наши руки были в мыле. Мы посуду сами мыли, мы посуду мыли сами, помогали нашей маме».

Учитель на доске показывает написание строчной буквы м.

«То вниз, то вверх бежит перо, рисуя букву «эм», — как бы спускаешься в метро и вверх идешь затем». (С. Маршак.)

Ученики находят букву в тетради. Рассматривают ее элементы, обводят их и узор. Пишут букву, ее элементы, слоги, слова в рабочих строках под руководством учителя. Записывают в предложение слово мир. Читают предложение.

На свободной строчке записываются слова или предложение из «Русской азбуки».

Прописная букваМ(с. 7).

1. Знакомство с написанием прописной буквы М.

Какую букву напишете: строчную или прописную?

«Мама! Так тебя люблю, что не знаю прямо! Я большому кораблю дам названье «Мама». (Я. Аким.)

Учитель показывает на доске написание прописной буквы М. Дети рассматривают в тетради букву М, ее элементы. Обводят элементы букв, узор: пишут элементы букв, букву, слог, слово под руководством учителя. Вставляют в предложение слово Мурка. Записывают из «Русской азбуки» слова, предложения в тетрадь.

Повторение (с. 8).

1. Составление из предложенных вверху страницыэлементов букв, прописных Л, М, строчных л, м.

2. Обведение по контуру узора.

3. Написание прописной буквы М и строчной буквы м.

4. Составление рассказа на тему «Утром». Запись слов и предложений по предложенной схеме.

5. Вписывание пропущенного слога ка в слова: сумка, рамка.

Строчная буква з (с. 9).

1. Знакомство с написанием буквы з.

Какой звук слышите: [з] или [з’]?

«Михаил залез на дуб, чтобы врач не вырвал зуб. Бил Андрей ногою в дверь, а Сергей ревел, как зверь».

Учитель на доске показывает написание строчной буквы з. Дети рассматривают на странице тетради элементы строчной буквы з и строчную букву з. Сравнивают строчную букву з с печатной.

2. Работа в тетради идет под руководством учителя.

Ученики обводят узор, находят в нем один из элементов строчной буквы з, пишут элементы буквы з, строчную букву з и слова с ней. Списывают с печатного текста из «Русской азбуки» слова и предложения. Вставляют пропущенный слог в слова: коза, лоза.

Прописная буква З (с. 10).

1. Знакомство с написанием прописной буквы З.

Учитель показывает на доске написание прописной буквы З.

Ученики находят прописную букву З в тетради, рассматривают ее элементы, сравнивают ее с печатной.

2. Работа в тетради.

Обведение узора по контуру.

Какой элемент буквы З видите в узоре?

Поэлементное письмо прописной буквы З. Исправление ошибок карандашом. Написание прописной буквы З, слов и предложений идет под руководством учителя.

Повторение (с. 11).

1. Запись букв из предложенных вверху страницы элементов (« », « »).

2. Обведение по контуру узора.

3. Написание букв и слов под руководством учителя.

4. Составление и запись предложений.

Строчная буква б (с. 12).

1. Знакомство с написанием строчной буквы б.

Какой звук слышится: [б] или [б’]?

«Пышный хвост торчит с верхушки. Что за странная зверюшка? Щелкает орехи мелко. Ну, конечно, это ... (белка)»; «А водитель спозаранку крутит круглую ... (баранку)».

Учитель на доске показывает написание строчной буквы б.

1. Работа в тетради.

Ученики рассматривают в тетради письменные буквы, строчную букву б, ее элементы. Обводят элементы, букву с помощью прозрачной бумаги. Затем дети рассматривают узор, находят в нем один из элементов строчной буквы б, обводят узор по намеченному контуру.

Написание элементов букв, буквы, слов, предложений идет под руководством учителя.

3. Игра. Учитель на доске пишет слова и просит найти потерявшуюся букву: .елка, .сы, б.ра.ан и т. д.; соединить рассыпавшиеся буквы в слово: р, а, б, н.

Написание слов с буквами б и п (с. 13).

1. Письмо букв из предложенных элементов: строчные и

2. Ученики тренируются в написании буквы б. Отгадывают загадку про змею: «Шелестя, шурша травой, проползает кнут живой. Вот он встал и зашипел: Подходи, кто очень смел». Рисуют змею; находят букву б в словах, обводят ее по контуру. Читают слова в рабочих строках и сравнивают написание слов с п и б. Пишут в тетради.

3. Игра. Соберите слово: у, л, б, а, к; а, к, п, а, л.

Составьте новые слова: бак, у, ы, о, л.

Прописная буква Б (с. 14).

1. Знакомство с написанием прописной буквы Б.

Учитель показывает на доске написание прописной буквы Б. Ученики конструируют буквыиз ниток или проволоки.

2. Работа в тетради.

Дети рассматривают в тетради прописную букву Б и ее элементы, обводят их. Рассматривают узор, находят в нем один из элементов прописной Б и обводят узор по контуру.

Письмо слов, букв, элементов букв и запись предложенияидет под руководством учителя.

3. Индивидуальная работа на доске и на карточках.

Списывание с печатного слова: суп, зуб, столб; банка, боб, бинт, бак и т. д.

Повторение (с. 15).

1. Запись букв из элементов, предложенных вверху страницы

2. Обведение узора по нанесенному контуру.

3. Письмо букв Б, б.

4. Чтение слов и предложений на тему: «Славик и Бобик».

5. Запись слов и предложений на тему «Славик и Бобик» с помощью текстов из «Русской азбуки».

Строчная буква д (с. 16).

1. Знакомство с написанием строчной буквы д.

Какой звук слышите: [д] или [д’]?

«Белый столб на крыше и растет все выше, выше. Вот дорос он до небес — и исчез». (Дым.); «Он по-рабочему одет — удобно, просто, ловко. На нем малиновый берет и пестрая спецовка». (Дятел.)

Учитель показывает на доске написание строчной буквы д. Дети рассматривают в тетради элементы строчной буквы д и строчную букву, конструируют ее.

2. Работа в тетради идет под руководством учителя.

3. Игра. Составые слово: де... (ти), де... (рево), .уб, .ым, .ом.

Прописная буква Д (с. 17).

1. Знакомство с написанием прописной буквы Д.

Какую букву напишете: строчную или прописную?

«Доктора не бойтесь, дети. Он добрее всех на свете». «Драчун Петя. Петя драться любит очень, с ним играть никто не хочет».

Учитель на доске пишет прописную букву Д. Дети рассматривают в тетради прописную букву Д и ее элементы, конструируют букву из проволоки или ниток.

2. Работа в тетради.

Обведение узоров в тетради.

Какой элемент прописной буквы увидели в узоре?

Написание элементов букв, буквы, слогов, слов, предложения идет под руководством учителя.

Повторение (с. 18—19).

1. Запись букв из предложенных элементов: «а», «д», «Д», «о».

2. Работа в тетради.

Обведение узора, написание букв, составление и запись рассказа с опорой на текст из «Русской азбуки» идет под руководством учителя.

3. Запись слогов и слов под диктовку: Ди, ти, де, те. Составление слова из написанных слогов и запись его в тетрадь (дети).

4. Индивидуальная работа со словами на д, т.

Ученики, которые быстро пишут, записывают под диктовку учителя слова: дело, тело, дом, дым и т. д.; медленно пишущие дети вставляют буквы в слова (слова записаны на отдельных карточках): д.л., д.м, д.д и т. д.; остальные списывают слова из «Русской азбуки» по выбору учителя.

Строчная буква я (с. 20).

1. Знакомство с написанием строчной буквы я.

Учитель показывает на доске написание строчной буквы я. Дети рассматривают букву в тетради и конструируют ее из ниток или проволоки.

2. Работа в тетради.

Первоклассники рассматривают букву я вверху страницы. Пишут на нелинованном листе (слева) букву я и разучивают стихотворения:

«Каждый знает: буква Я самая хвастливая». (Г. Юдин.)

Почему так говорят о букве Я?

«Буква Я шагает гордо. Всем на свете буква Я доложитьгот

Наши рекомендации