Словесное рисование по опорным словам.
Учитель рисует на доске раму. Внутри ее в разных местах печатаются слова:
coc | ны | а | и | с | т | о | со | ка |
о | си | ны | ку | с | ты |
Детям надо догадаться, прочитав слова, напечатанные в большой рамке (с. 58), что может быть нарисовано на рисунке в рамке.
Ученики читают слова (сосны, осины, аист, кусты, осока) и по воображению «рисуют» словесную картину. Например: «Вдали лес, там растут сосны и осины. Вблизи растут кусты и осока, тут болото. По болоту ходит аист».
Заслушивается несколько рассказов по опорным словам о том, какой получилась картина. Целесообразно дополнительно провести логическое упражнение (деревья): по рисункам дети называют деревья (дуб, береза, ель, сосна, ива, осина) и объясняют, как следует отличать деревья от кустарников (у кустарников много стволов).
Упражнение в чтении дополнительного текста.
Учитель пишет на доске текст, который анализируется и прочитывается:
Тут куст.
Аист стоит у куста.
Работа над словами-омонимами.
Дети рассматривают два рисунка (с. 59, внизу) и приходят к выводу, что слово каток и слово каток — это разные слова.
Урок по теме
«Повторение и закрепление пройденного материала».
Чтение слов по «Русской азбуке».
Ученики читают слова с вспомогательными пометами (с. 66), объясняют, что сверху — имена девочек, внизу — имена мальчиков.
Составление рассказа по рисунку. Дети соотносят содержание иллюстраций (с. 62—63) со стихами К. И. Чуковского.
Игра «Волшебные клеточки».
На доске начерчена таблица с частично не заполненными клеточками:
Дети читают верхнее и нижнее слово: лук, сон. Надо, трижды меняя буквы, от верхнего слова дойти до нижнего. Ученики называют эти слова, а учитель вписывает их (при правильном ответе) в пустые клеточки (решение: лук — сук — сок — сон).
Занятие внеклассным чтением.
Урок по теме «Звуки [в], [в’], буквы В, в».
Повторение.
Проводится игра-соревнование «Кто составит больше слов?»: из изученных букв дети на индивидуальных наборных полотнах в течение трех минут составляют слова, которые затем проверяются.
Беседа по рисунку.
Учитель проводит беседу по рисунку на с. 72—74. На нем изображены футболисты, герои хорошо известных детям мультфильмов. Вспомнив вместе с детьми, как зовут каждого из изображенных спортсменов, беседу желательно перевести на спорт, физкультуру. Подчеркивается, что занятия спортом воспитывают выносливость, развивают ловкость. Особо выделяется футбол. Учитель спрашивает у детей, знают ли они, как распределяются обязанности среди игроков футбольной команды: вратаря, нападающих, защитников.
Выделение звуков [в], [в’].
Устно составляется предложение Вратарь ловит мяч. Из первого слова, которое сопоставляется со схемой, выделяется твердый согласный звук [в], а из слова ловит — мягкий согласный звук [в’]. Дети устанавливают, что звуки [в] и [в’] звонкие.
Распознавание на слух выделенных звуков.
Нужно узнать звуки [в] и [в’] в словах, которые подбирают сами ученики.
Знакомство с буквами В, в.
Детям показывают буквы, которыми обозначаются твердый и мягкий согласные звуки [в] и [в’]. Сообщается название буквы — «вэ». Рассматривается старинное начертание этой буквы. Дети в пословицах (с. 72) находят и подчеркивают буквы В. Естественно, что каждая из пословиц предварительно читается вслух учениками, умеющими читать, потом пословица произносится хором. Желательно запомнить их. Рекомендуется также предложить детям рассказать, в чем смысл каждой из пословиц, в каких случаях жизни ее можно вспомнить или привести.
Чтение слогов-слияний.
Слоги СГ (слоги-слияния согласного с гласным) дети прочитывают на с. 73, затем отыскивают в классной слоговой кассе. Ученик, вызванный к доске, показывает некоторые слоги, а класс читает их и договаривает до целых слов (ва — вата, сова, трава, корова; ви — вилы, винтик; вы — совы, коровы и т. д.).
Упражнение в составлении и чтении слов.
Проводится слого-звуковой анализ слов-имен Вова, Слава. Устно составляются предложения с этими словами. Они набираются из букв и слоговых карточек и прочитываются.
Упражнение в чтении слов.
Анализируется слого-звуковой состав каждого слова в столбиках (с. 75). Слова прочитываются, объясняется, что они встретятся в рассказе.
Упражнение в чтении текста.
Дети цепочкой читают весь текст. Понимание содержания проверяется с помощью вопросов: кем были Вова и Слава? Что сказали о Вове? Что сказали о Славе? Учитель спрашивает, как можно озаглавить рассказ («Вратари», «Наши футболисты» и др.). Выясняется, какие слова из столбиков встретились в тексте.