Занятие внеклассным чтением.
Урок по теме «Звуки [к], [к’], буквы К, к (закрепление)».
Повторение.
Проводится игра «Полубуковка» (на наборном полотне помещены буквы и, к, н, а, с, о).
Составление и чтение слов.
Проводится игра «День — ночь»: кино — кони — окуни — окна;слово кино составляется на индивидуальных наборных полотнах. Обсуждается возможность составления слова тремя способами: из букв, из слоговых карточек, из отдельных букв и слоговых карточек (к + и + н + о, ки + но, к + и + но).
Чтение слов.
Дети читают слова в столбиках, данные со вспомогательными пометами (с. 54). При чтении слова окно твердый согласный звук присоединяется к гласному (ок), затем читается слог-слияние. С прочитанными словами составляются предложения (Дети пили сок. У сосны большой сук; Кони пасутся в поле).
Устные рассказы.
Выслушиваются рассказы отдельных учащихся об их любимых кинофильмах и мультфильмах, но так, чтобы включались слова со звуками и буквами «К».
Упражнение в чтении текста.
Дети читают по предложениям текст на с. 54, анализируют его содержание. Детям предлагается одним словом озаглавить рассказ («Кукушка»). Текст прочитывается детьми несколько раз.
Словарно-логическое упражнение.
По предметным рисункам, подобранным учителем, проводится игра «Четвертый лишний» (дятел, кукушка, белка, воробей).
Урок по теме «Звуки [т], [т’], буквы Т, т».
Повторение.
По «ленте букв» (с. 55) ведется повторение гласных и согласных.
Выделение из слов звуков [т], [т’].
Слово кот произносится в соответствии с помещенной на доске схемой , на ней синим квадратиком обозначен звук, который не входит в слияние. Слово кот произносится так, чтобы последний звук слышался отчетливо: [т]. Этот звук — согласный (не образует слога, при его произнесении встречается преграда: язык упирается в верхние зубы), звук [т] твердый.
По предметному рисунку «5 рыбок» и с опорой на схему в слове пять выделяется конечный звук [т’]. Он не входит в слияние и обозначен на схеме зеленым квадратиком. Предлагается произнести слово пять таким образом, чтобы последний звук слышался четко. Звук [т’] — согласный (образуется с преградой), мягкий.
Проводится упражнение в распознавании на слух детьми звуков [т], [т’] в словах, произносимых учителем (утка, трава, мост, карась, тина, куст, паутина, лист, поплавок и т. д.).
Знакомство с буквами Т, т(с. 57).
Дети знакомятся с буквой т для звуков [т] и [т’] в «Русской азбуке» и кассе букв примерно так же, как на предыдущих уроках при изучении согласных н, к, с. Учитель сообщает название буквы — «тэ». Читающие дети прочитывают стихи. Весь класс подчеркивает в стихах букву т.
Чтение слогов-слияний(с. 57).
Дети учатся читать слоги с буквой т и всеми изученными гласными. Целесообразно читать парами: сначала гласную, потом слог с данной гласной (а-та, о-то, и-ти и т. д.). Обращается внимание на произнесение слога целиком, чтобы получилось слияние. Отмечается, что буква и — показатель мягкости предшествующего согласного, в слоге с буквой и согласный звук мягкий — [т’]. Возможно договаривание слогов до целого слова, например: та — вата, то — лото, ти — дети.
Составление и чтение слов (с. 58—59).
Из разрезных слогов и букв на индивидуальных и на классном наборном полотнах составляются и преобразуются слова: кот — котик, так — тук — стук.
Упражнение в чтении слов и в устном рисовании.
Читаются слова, данные в столбиках, имеющие дополнительные пометы. Ребусы помогут детям составлять новые слова.
Упражнение в чтении текста.
Рассказ на с. 59 дети читают по предложениям, отвечают на вопросы: чем заняты дети? Кто из них на каком инструменте играет? Что они могут исполнять? Рассказ перечитывается повторно.
Дети составляют рассказ по рисунку (с. 60—61). Отвечают на вопрос: что добавляет рисунок к тексту?
Урок по теме «Звуки [т], [т’], буквы Т, т (закрепление)».
Повторение.
С доски учащиеся читают заготовленное учителем предложение У Никиты окуни. Выслушивается еще несколько рассказов детей о случаях на рыбалке.
Прочитывается текст (с. 57). Тут же предлагается придумать заголовок (например, «Хитрый кот»).