Распознавание на слух выделенных звуков.
Учитель называет слова, например: танк, кони, команда, атака, знамя, пулемет, орден — и спрашивает детей, в каких словах они слышат звуки [н] и [н’]. Детям предлагается самим назвать несколько слов, в которых они слышат [н] или [н’], например имена детей: Нина, Таня, Наташа, Антон, Иван, Ваня, Никита, Надя, Нюра, Аня, Саня, Лена, Вероника, Зина.
Знакомство с буквами Н, н.
Учитель сообщает, что звуки [н] и [н’] обозначаются одинаково, то есть одной и той же буквой, привлекает внимание детей к старинному начертанию букв Н, н. Название буквы — эн. Она служит для обозначения твердого согласного звука [н] и мягкого согласного звука [н’]. Детям дается задание подчеркнуть буквы н в словах текста на с. 44—45.
Рассказ по рисунку.
По сюжетному рисунку (с. 44—45) составляется рассказ.
Обучение чтению слогов-слияний.
Учитель говорит: «Будем учиться читать слоги с буквой н. Вот сколько этих слогов. (Учитель показывает на слоговую таблицу, с. 45.) В них разные гласные буквы. Назовите их». Дети прочитывают знакомые им гласные буквы в слогах на, но, ны, ну, ни. «Только в слоге с гласной буквой и, — продолжает учитель, — произносится мягкий согласный [н’]. В слогах с буквами а, о, ы, у (показывает указкой) произносится твердый согласный [н].
Читайте слоги-слияния, в которых согласный звук твердый. При чтении слогов-слияний с буквой н надо смотреть на следующую за согласной гласную букву».
Дети читают: на, но, ны, ну. «Читайте слог-слияние, где согласный звук мягкий (ни), — говорит учитель. — Как вы узнали, что в этом слоге согласный звук мягкий? (По гласной букве и.) А как вы узнали, что в других слогах-слияниях согласный [н] был твердый?» (По гласным буквам а, о, ы, у.)
Дети повторно читают слоги, добавляя к ним другие до получения целых слов.
Один ученик прочитывает слог-слияние, а другой должен сказать целое слово, например: на —наша, но — ножик, ны — слоны, ну — тяну, ни — низкий.
Составление слогов-слияний из букв разрезной азбуки.
Учитель показывает карточку со схемой слога-слияния .
— Для какого слога эта схема? (Для слога ни, потому что зеленым цветом обозначен мягкий согласный звук.) Какие две буквы вы возьмете, чтобы составить этот слог? (Буквы н и и.) Составляйте этот слог. (Один ученик работает на общеклассном наборном полотне, остальные — на индивидуальных.) Прочитаем, какой слог составили. Как произносится в нем согласный звук? (Мягко.) Как это обозначили? (Гласной буквой и.) Назовите слова, в которых может встретиться слияние ни (кони, саны, нитки, ткани, ученик, учебник, книга).
Учитель показывает карточкусо схемой слога-слияния и спрашивает, для каких слогов эта схема. (Для слогов с твердым согласным звуком.) Затем выставляет на наборное полотно четыре буквы н и спрашивает, какие надо добавить гласные буквы справа, чтобы получились слоги с твердым согласным звуком. Вызванный ученик добавляет гласные буквы а, о, ы, у и читает получившиеся слоги.
Повторное чтение по слоговой таблице.
Дети по заданию учителя читают индивидуально и хором слоги вразбивку.
Упражнение в чтении.
Внизу на с. 44 дети прочитывают подпись и соотносят ее с содержанием рисунка.
Здесь и на последующих уроках весьма полезным окажется прием, некогда предложенный выдающимся педагогом-методистом В. П. Вахтеровым: «Я говорил фразу, дети, разлагая каждое слово на звуки, как бы диктовали мне, что я должен писать на доске, а я писал под их диктовку букву за буквой, заботясь только о разборчивости своего письма, и затем предлагал детям списывать написанное на доске, предупредив об этом детей и приглашая их внимательно всматриваться в написанное, прежде чем я возьму тряпку в руки».
Урок по теме «Звуки [н], [н’], буквы Н, н (закрепление)».
Повторение.
В общеклассной кассе букв и слогов или на «ленте букв» ученики сначала находят все изученные гласные и ставят их на наборное полотно. Затем учитель называет вперемежку слоги-слияния, а ученики находят нужную слоговую карточку и помещают ее под соответствующей гласной буквой: карточку со слогом на под а, со слогом ни под и и т. д. Ученики читают слоги-слияния.
Напоминаем, что читающие дети привлекаются к чтению стихотворения, специально введенного в учебник для них. Онопомещено на правой стороне разворота.
Нечитающие дети в словах этого стихотворения находят и подчеркивают по заданию учителя какую-либо заданную букву или буквы.
Возможно всем детям предложить найти в словах стихотворения пройденные слияния, их учитель предварительно покажет на карточках или напишет печатными буквами на доске. Слияния подчеркиваются дужками снизу.
Общим для всех детей может оказаться задание по схематической записи всего стихотворения или какой-то части его: каждое слово надо будет обозначить продольной горизонтальной линией (ее можно написать сразу под словом). Начальное слово предложения или строки должно быть обозначено линией с небольшой черточкой в самом начале, конечное слово завершится постановкой точки, ?, !.
Читающих детей можно попросить выделить в стихах слова, произнесение которых расходится с их орфографической записью.
Составление и чтение слов.
Дети читают слоги, написанные учителем на доске (на, ни, но). Затем учитель слева к каждому слогу добавляет букву о и спрашивает, какое слово получилось (она, они, оно). Каждое слово прочитывается, объясняется его значение (она — так говорят о девочке, они — когда много кого-то или чего-то, оно — когда, например, говорят об окне).
С этого момента, как мы уже упоминали, вводится и систематически практикуется на всем протяжении начального обучения два, условно говоря, типа чтения:орфоэпическое и орфографическое.
Выдающийся русский психолог Н. И. Жинкин установил, что нормативный код речи «вырабатывается в двух видах правил: одно из них — правило чтения, то есть переход от букв к произносимым словам, другое — правило орфографии, переход от произносимых и слышимых слов к буквам. Эти правила различные, так как направление переходов противоположно, хотя пункты переходов остаются тождественными, а при записи слов — кодирование, то есть переход на буквенный ряд.
...Непонимание роли речедвижений в процессе усвоения буквенного кода является одной из главнейших методических неудач при обучении правописанию, вследствие чего усвоение орфографического навыка затягивается на очень длительный срок.
...Необходимо вырабатывать такую систему речедвижений, которая была бы в полной мере эквивалентной буквенному ряду. Иначе говоря, необходимо ввести орфографическое проговаривание учащимися всех слов прежде, чем они будут написаны.
Орфографическое проговаривание потребует слогораздельного произнесения слов, что вызовет усиление всех слоговых позиций. Нейтральные, слабые позиции будут во всех слогах снова одинаково сильными, что и требуется по буквенному коду. При этом морфемный состав слова, на котором в значительной мере держится русская орфография, полностью сохраняется. Таким образом у учащихся сформируется новый, речедвигательный код перехода к орфографическому написанию полных слов. Этот новый код не может ни вытеснить, ни интерферировать с орфоэпическим кодом, усвоенным в раннем детстве, по следующим причинам. Орфоэпический код включен в систему устной речи, в то время как орфографический включен в систему письменной. По известному закону физиологии переключения, в обстановке устной речи вступит в силу орфоэпический код, а в обстановке письменной речи — орфографический» (Жинкин Н. И. Механизация речи. — М., 1958.— С. 362—363).
Итак, на всем протяжении обучения грамоте, а еще лучше и далее целесообразно практиковать по преимуществу чтение вслух, громкое чтение и побуждать учеников время от времени прочитывать отдельные слова так, как они произносятся в разговоре (орфоэпическое чтение), и так, как они должны быть записаны, как они пишутся (орфографическое чтение).