Представление о гласных и согласных звуках.

Учитель предлагает детям вновь произнести слово аист и понаблюдать, чем, по их мнению, отличается первый звук слова от последнего. Выслушав различные ответы, учитель сам разъясняет:

— При произнесении звука [а] выдыхаемый воздух во рту не встречает никаких преград, при произнесении же звука [т] преграда есть — язык и зубы плотно сомкнуты. Те звуки, которые произносятся без преград, называются гласными. В слове аист мы выделяли еще два звука — [и], [с]. Какой из них является гласным? Почему?

В слове аист назовите гласные звуки (Звуки [а], [и].) Назовите согласные звуки. (Звуки [с], [т].)

Делается вывод, что те звуки, которые произносятся с затруднением, как бы через преграду, называются согласными.

Работа со схемами.

Учитель говорит: «Для того чтобы различать гласные звуки на схемах, обозначим их красным цветом». Учитель вызывает к доске ученика, который на наборном полотне под нарисованной схемой выставляет два красных квадратика — обозначение гласных звуков [а] и [и]. Другой ученик добавляет к ним два белых квадратика — обозначение согласных звуков [с] и [т].

Распознавание на слух и выделение гласных звуков из слов.

Для анализа берутся имена детей: Ира, Оля, Аня, Ася, Уля, Игорь, Алеша, Алик. Ученики называют первый слог этих слов и убеждаются, что он равен одному гласному звуку. Дети доказывают, что звуки [а], [о], [и], [у] — гласные.

Сообщается еще один признак гласных — гласные образуют слог.

Выделяя начальные звуки во всех перечисленных выше словах, ученики выставляют на индивидуальных наборных полотнах карточки с изображением красных квадратиков.

Распознавание на слух и выделение согласных звуков из слов.

Подвергаются анализу такие имена, в которых согласный звук находится в удобной для выделения и наблюдения позиции (Тарас, Антон, Алик, Егор, Алексей, Сергей, Вадим, Роман, Тимур, Максим и т. п.). Каждый раз учащиеся доказывают, что ими выделен именно согласный звук.

Выделяя конечные звуки во всех этих словах, школьники ставят на наборном полотне карточки с белыми квадратиками.

Урок по теме «Слияние согласного звука с гласным».

Повторение.

Повторно предлагается для анализа слово аист.

Учащиеся отвечают на вопросы: сколько слогов в слове аист? Сколько звуков в первом слоге? Как это обозначить на схеме?

Какой это звук — гласный или согласный? Почему вы так думаете?

Докажите. (Указывается признак гласных звуков: при их произнесении во рту нет преград выдыхаемому воздуху.) Какой в этом слове еще гласный звук? Как это обозначить на схеме? (Красным квадратиком, клеточкой.)

— Назовите согласные звуки в слове аист, — говорит учитель. — Докажите, что звук [с] согласный. (При его произнесении язык и зубы образуют преграду выдыхаемому воздуху: слышен шум.) Можно ли звук [т] считать гласным? (Нет, это согласный звук.)

Составление предложения по рисунку.

Дети рассматривают правый сюжетный рисунок (с. 16—17), отвечают на вопросы: где были гуси? Куда они бегут? Какое дерево склонилось над прудом? (Ива.)

Закрепление представления о гласных звуках.

По рисункам (с. 16—17) дети выделяют в словах начальный звук и доказывают, что он гласный (осы, гласный звук [о]; ива, гласный звук [и]). Учащиеся рассматривают схемы под этими рисунками и объясняют, почему первая клеточка должна быть закрашена в красный цвет.

Введение понятия о слиянии согласного звука с гласным.

Продолжается анализ слова ива. Дети протяжно произносят второй слог ва и отвечают на вопросы: сколько звуков вы слышите в этом слоге? (Два.) Какой гласный? (Звук [a].)

Учитель обращает внимание детей на то, что в слоге ва два звука тесно между собой связаны, они слились вместе и поэтому произносятся за один раз, без всяких, даже мельчайших остановок, неразрывно друг от друга. Обозначать такое слияние согласного с гласным мы будем не двумя клеточками, а так 3.

При таком изображении видно, что в слоге ва два звука, слог начинается согласным звуком, а заканчивается гласным, они слиты друг с другом. Вот почему согласный вместе с гласным будем называть слиянием.

Так же анализируется второй слог слова осы.

Наши рекомендации