Закрепление понятия об изолированных звуках.
Дети упражняются в отчетливом произнесении изолированных звуков, отвечая на вопросы учителя:
Как гудит сильный ветер? (У-у-у.)
Как шумят листья на деревьях? (Ш-ш-ш.)
Как шуршат листьями под ногами? (Ш-ш-ш.)
Как воет волк? (У-у-у.)
Как фыркает ежик? (Ф-ф-ф.)
Какой звук издает мотор трактора? (Р-р-р.)
Как свистит струя пара, когда вода закипает в чайнике? (С-с-с.)
Какой звук слышится, когда шипит масло в сковороде на огне? (Ш-ш-ш.)
Одновременно с произнесением изолированных звуков ([у], [ш], [ф], [с], [р]) на наборное полотно выставляются карточки с изображением квадратиков.
С этого урока и в течение всего последующего периода обучения грамоте нужно все более придерживаться установки, некогда выдвинутой К. Д. Ушинским: «Хороший, ясный выговор слова, такой, чтобы каждый из звуков, составляющий слово, был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков — вот главное основание правописания» (Ушинский К. Д. Собр. соч.: В 11 т. — М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. — Т. 7. — С. 324).
Уроки по материалам страниц 16—23 можно посвятить повторению и обобщению всего изученного детьми на уроках первой ступени (безбуквенной) подготовительного периода, что явится переходом к усвоению материалов второй ступени (изучения пяти гласных звуков и букв) подготовительного периода.
По содержанию рисунков, помещенных на этих страницах, дети смогут составлять небольшие и несложные рассказы, отдельные предложения, выделять из них слова, делить на слоги, выявлять ударные и безударные слоги. Дети упражняются и усовершенствуются в таком произнесении звуков, которое рекомендовал К. Д. Ушинский (см. с. 13 нашего пособия), заучивают стихотворения классической детской литературы (по рекомендации учителя), разучивают и поют песни и т. д.
Вторая ступень (изучение пяти гласных звуков и букв) подготовительного периода начнется с урока, посвященного теме «Звуки в словах: гласные и согласные звуки».
Откроется беседой по рисунку «Аист» (с. 24—25).
Дети составляют рассказ по картинке, можно перейти к беседе об аистах. Те из учеников, кто знает, рассказывают о других птицах, которые любят селиться вблизи жилья человека. Ведется разговор о бережном отношении к природе. Дети рассказывают, как они заботятся о птицах — друзьях человека.
Затем проводится слого-звуковой анализ. Для этого на доске учитель вывешивает рисунок с изображением аиста. Он предлагает детям произнести слово аист хором и записать на доске схему этого слова: . Потом дети произносят слово повторно и определяют, сколько в нем слогов. (Два.) Учитель просит детей произнести первый слог слова аист и ответить, сколько звуков они слышат в этом слоге. Дети протяжно произносят несколько раз первый слог и убеждаются, что он состоит из одного звука.
На доске чертится схема первого слога, равного одному звуку а — квадратик, клеточка.
Затем произносится (хором и индивидуально) второй слог — ист. Учитель просит вслушаться в звучание этого слога и определить, сколько в нем звуков (один или несколько). Дети говорят, что несколько. Чтобы выявить количество и порядок звуков в слоге ист, слуховые наблюдения подкрепляются протяжным, замедленным произнесением слога: иииссст. Учитель спрашивает:
— Какой первый звук? Какой второй? Какой третий? (иии; ссс; т.) Сколько же всего звуков в слове? (Четыре.) Сколько в первом слоге? (Один.) Сколько во втором? (Три.)
Учитель рисует на доске вторую часть схемы слова, объясняет, что каждый звук обозначен клеточкой, клеточки располагаются одна за другой слева направо. Длинной поперечной чертой отделяется один слог от другого.
— Какой слог ударный? (Первый.) Обозначим и это насхеме:
Теперь, глядя на схему, произнесем слово, которое на ней обозначено (Аист.) Что же подсказывает нам эта схема? (В слове аист два слога; первый слог ударный; всего в слове четыре звука; в первом слоге один звук; во втором слоге три звука; первый звук в слове [а], второй звук [и], третий звук [с], четвертый звук [т].)