Симптомокомплексы признаков, выделенных по методике ДДЧ Р.Ф. Беляускайте.

Симптомокомплекс Симптом Балл

Враждебность

1. Отсутствие окон 0,2
2. Дверь—замочная скважина 0,1
3. Очень большое дерево 0,1
4. Дерево с края листа 0,1
5. Обратный профиль дерева, человека 0,1
6. Ветки двух измерений, как пальцы 0,1
7. Глаза - пустые глазницы 0,2
8. Длинные острые пальцы 0,2
9. Оскал, видны зубы 0,1
10. Агрессивная позиция человека 0,2
11. Другие возможные признаки 0,1

Конфликтность (фрустрация)

1. Ограничения пространства 0,1,2,3
2. Перспектива снизу (взгляд червя) 0,1,2,3
3. Перерисовывание объекта 0,2
4. Отказ рисовать какой-либо объект 0,2
5. Дерево, как два дерева 0,2
6. Явное несоответствие качества одного из рисунков   0,2
7. Противоречивость рисунка и высказывания 0,1
8. Подчеркнутая талия 0,1
9. Отсутствие трубы на крыше 0,1
10. Другие возможные признаки 0,1

Незащищенность

1. Рисунок в самом центре листа 0,1,2,3
2. Рисунок в верхнем углу листа 0,1,2,3
3. Дом, дерево с самого края 0,1,2
4. Рисунок в низу листа 0,1,2,3
5. Много второстепенных деталей 0,1,2,3
6. Дерево на горе 0,1
7. Очень подчеркнутые корни 0,1
8. Непропорционально длинные руки 0,1
9. Широко расставленные ноги 0,1
10. Другие признаки 0,1

Тревожность

1. Облака 0,1,2,3
2. Выделение отдельных деталей 0,1
3. Ограничение пространства 0,1,2,3
4. Штриховка 0,1,2,3
5. Линия с сильным нажимом 0,1
6. Много стирания 0,1,2
7. Мертвое дерево, больной человек 0,2
8. Подчеркнутая линия основания 0,1,2,3
9. Толстая линия фундамента дома 0,2
10. Интенсивно затушеванные волосы 0,1
11. Другие признаки 0,1

Недоверие к себе

1. Очень слабая линия рисунка 0,2
2. Дом с краю листа 0,1
3. Слабая линия ствола 0,1
4. Одномерное дерево 0,1
5. Очень маленькая дверь 0,1
6. Самооправдывающие оговорки во время рисования прикрывание рисунка рукой 0,1
7. Другие признаки 0,1

Чувство неполноценности

1. Рисунок очень маленький 0,1,2,3
2. Отсутствие руки, ноги 0,2
3. Руки за спиной 0,1
4. Непропорционально короткие руки 0,1
5. Непропорционально узкие плечи 0,1
6. Непропорционально большая система веток 0,1
7. Непропорционально крупные двумерные листья 0,1
8. Дерево, умершее от гниения 0,1
9. Другие признаки 0,1

Трудности общения



1. Отсутствие двери 0,2
2. Очень маленькая дверь 0,1
3. Отсутствие окон 0,2
4. Окна - отверстия без рамы 0,1
5. Излишне закрытые окна 0,1
6. Выделенное лицо 0,1
7. Лицо, нарисованное последним 0,1
8. Отсутствие основных деталей лица 0,2
9. Человек, нарисованный схематично, из палочек 0,2
10. Дом, человек – профиль 0,1
11. Дверь без ручки 0,1
12. Руки в оборонительной позиции 0,1
13. Высказывание о нарисованном человеке как об одиноком, без друзей 0,1
14. Другие признаки 0,1

Депрессивность

1. Помещение рисунка в самый низ листа 0,1,
2. Вид дерева, дома сверху 0,1,2,3
3. Линия основания, идущая вниз 0,1
4. Линия, слабеющая в процессе рисования 0,2
5. Сильная усталость после рисования 0,2
6. Очень маленькие рисунки 0,1
7. Другие возможные признаки 0,1

Критерии количественной оценки.

1. Отсутствие признака всегда оценивалось в 0 баллов.

2. Ряд признаков оценивался в зависимости от степени выраженности (присутствие признака на одном из рисунков – 1 балл, на двух – 2 балла и на всех трех рисунках – 3 балла)

3. Большая часть признаков оценивалась на основе их значимости при интерпритации 1 или 2 баллами.

Выраженность каждого из симптомокомплексов определялась по сумме баллов его признаков.

№22 Проективная методика «Рисунок семьи»

ЗаданиеДайте ребенку лист бумаги для рисования формата А4, простой карандаш, ластик. Попросите ребенка нарисовать семью, включая его самого, а также предложите ему - по его желанию - добавить к рисунку и другие детали.

Инструкция может быть еще более простой, если сказать только: «Нарисуй свою семью». Этот вариант дает большую свободу, а сам рисунок почти всегда отражает семейные взаимоотношения, каковы они есть в восприятии ребенка.

Когда рисунок будет закончен, необходимо попросить ребенка идентифицировать нарисованные фигуры, а для себя отметить последовательность, с которой ребенок их рисовал.

ВАЖНО!Не следует просить ребенка нарисовать семью непосредственно после семейных ссор; контролировать или подсказывать во время рисования, а также обсуждать с кем-либо полученный результат при ребенке.

Кроме порядка изображения членов семьи, важно заметить, как сильно ребенок нажимает на карандаш, рисуя того или иного члена семьи, каково соотношение размера рисунка к размеру листа, а также как долго ребенок рисует.

При интерпретации выполненного рисунка семьи родителям и педагогам необходимо учитывать также возрастные особенности своего ребенка, наличие или отсутствие у него изобразительных навыков.

Оценка рисунка

Начинать оценку рисунка лучше всего с тестовых показателей.

Тестовые показатели(показатели психомоторного тонуса)

Нажим карандаша

Слабый нажим - низкая самооценка, иногда пассивность; астения, иногда депрессия.

Сильный нажим - высокая самооценка, иногда импульсивность, эмоциональная напряженность.

Очень сильный нажим (карандаш рвет бумагу) - гиперактивность, агрессивность.

Изменчивый нажим - показатель эмоциональной неустойчивости ребенка.

Значение линий и штриховки

Широкие штрихи или мазки, масштабность изображения, отсутствие предварительных набросков и дорисовок говорят об уверенности и решительности автора рисунка.

Неустойчивое, смазанное изображение, содержащее множество отчетливых пересекающихся линий, свидетельствует о повышенной возбудимости и гиперактивности ребенка.

Линии, не доведенные до конца, указывают на импульсивность, эмоциональную неустойчивость.

Штриховка, выходящая за контуры фигуры, - показатель эмоциональной напряженности ребенка.

Расположение рисунка

Расположение рисунка в нижней части листа означает заниженную самооценку. Соответственно, если рисунок расположен в верхней части листа, можно говорить о завышенной самооценке.

Интерпретация рисунка

1. Минимум деталей, выполненных в рисунке, говорит о замкнутости ребенка, а чрезмерное количество деталей свидетельствует о его скрытом беспокойстве.

2. Член семьи, вызывающий у ребенка наибольшую тревожность, может быть нарисован либо очень толстой линией, либо тоненькой, дрожащей.

3. Размер изображенного родственника, животного или предмета говорит о его значимости для ребенка. Например, собака или кошка размером больше родителей свидетельствуют о том, что отношения с родителями стоят на втором месте. Если папа намного меньше мамы, то отношения с мамой для ребенка первостепенны.

4. Если ребенок нарисовал себя маленьким, невзрачным, то у него в данный момент низкая самооценка; если же собственное изображение крупно, можно говорить об уверенности ребенка в себе и задатках лидера. Очень маленькая, беспомощная фигурка ребенка, помещенная в окружении родителей, может выражать необходимость заботы о нем.

5. Если кого-то из членов семьи ребенок не нарисовал, это может означать негативное отношение к этому человеку и полное отсутствие эмоционального контакта с ним.

6. Тот, кого ребенок нарисовал ближе всех к собственному изображению, наиболее ему близок. Если это человек, то он изображается взявшимся за руки с фигурой, соответствующей тестируемому ребенку.

7. В представлении ребенка наиболее умный человек имеет самую большую голову.

8. Большие расширенные глаза в рисунке ребенка - знак просьбы о помощи или беспокойства о чем-либо. Глаза-точечки или щелочки ребенок рисует человеку, по его мнению, независимому и не просящему о помощи.

9. Человек, нарисованный без ушей, - символ того, что он «не слышит» ребенка или вообще никого в семье.

10. Человек с открытым большим ртом воспринимается ребенком как источник угрозы. Ртом-черточкой обычно наделяется человек, скрывающий свои чувства и не способный влиять на других.

11. Чем больше у человека руки, тем могущественнее он в глазах ребенка. Чем больше пальцев на руках, тем более сильным и способным является для ребенка человек.

12. Ноги, нарисованные как бы повисшими в воздухе, не имеющими опоры, принадлежат человеку, который, по мнению ребенка, не имеет самостоятельной опоры в жизни.

13. Отсутствие рук и ног у человека часто свидетельствует о сниженном уровне интеллектуального развития, а отсутствие только ног - на низкую самооценку.

14. Наименее значимый персонаж обычно помещается в стороне от всех и имеет нечеткие очертания фигуры, иногда стирается ластиком после начала рисования.

Рисунок говорит о благополучном состоянии ребенка

1. Если ребенок с удовольствием взялся рисовать семью.

2. Если фигуры изображены в пропорциональном соотношении: соблюдается относительный рост родителей и детей, соответственно их возрасту.

3. Если ребенок изображает всех членов семьи без исключения.

4. Если применяется легкая или минимальная штриховка.

5. Если все фигуры расположены на одном уровне, изображены взявшимися за руки (возможны некоторые вариации в том же смысле)

6. Если при раскрашивании рисунка ребенок выбирает яркие, насыщенные тона.

Рисунок отражает тревожные сигналы во взаимоотношениях

1. Если ребенок отказывается рисовать, это знак того, что с семьей связаны неприятные воспоминания.

2. Чрезмерно большие пропорции родителей - показатель их авторитарности, стремления командовать детьми.

3. Если ребенок нарисовал себя большим, это показатель того, что он ориентирован на себя, а также показатель конфронтации с родителями.

4. Чрезвычайно маленькое изображение ребенка свидетельствует о его малой значимости в семье.

5. Рисуя себя в последнюю очередь, ребенок демонстрирует тем самым свой заниженный статус среди других членов семьи.

6. Если на рисунке ребенок нарисовал всех членов семьи, кроме себя, то это говорит о чувстве собственной неполноценности или ощущении отсутствия общности в семье, снижении самоуважения, подавлении воли к достижениям.

7. Если ребенок изобразил только себя, можно говорить об эгоцентричности, присущей этому ребенку, свойственной ему убежденности, что все члены

семьи обязаны думать только о нем, а ему ни о ком из них думать не обязательно.

8. Очень маленькое изображение всех членов семьи - признак тревоги, депрессии, подавленности.

9. Изображение всех членов семьи в ячейках - знак отчуждения и отсутствия дружбы, общности в семье.

10. Если ребенок изображает себя с закрытым руками лицом, так он выражает нежелание находиться в семье.

11. Заштрихованная голова (ракурс со спины) ребенка означает, что он погружен в себя.

12. Изображение больших рта. губ у себя - признак скрытой агрессии.

13. Если ребенок начинает с изображения ног и ступней, это также можно отнести к признакам тревоги.

14. Тревожным сигналом является преобладание в рисунке темных тонов: черного, коричневого, серого, фиолетового.

Наши рекомендации