Центральная смысловая часть фигуры (голова или замещающая ее деталь).

Голова повернута вправо—устойчивая тенденция к деятельно­сти, действенности: почти все, что обдумывается, планируется,.— осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно пере­ходит к реализации своих планов, наклонностей.

Голова повернута влево—тенденция к рефлексии, к размыш­лениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть за­мыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Неред­ко также боязнь перед активным действием и нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активно­сти — следует решить дополнительно.)

Положение «анфас», т. е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.

На голове расположены детали, соответствующие органам чувств — ушам, рту, глазам. Значение детали «уши» — прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окру­жающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их со­четанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реак­ции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсут­ствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — как чувствен­ность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно — зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрыза­ется, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицатель­ного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязли­вость, тревожность).

Глаза — символ присущего человеку переживания страха: под­черкивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин — женственные чер­ты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы — также заинтересованность в восхищении окружаю­щих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер го­ловы говорит о том, что испытуемой ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.

На голове также бывают расположены дополнительные дета­ли: например, рога — защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья — тен­денция к самоукрашению и самооправданию, к демонстра­тивное™. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сек­суальную роль.

3. Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда — по­стамент).

Рассматривается основательность этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

а) массивное, мощное основание — основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам,
формирование суждения, опора на существенные положения и
значимую информацию;

б) отсутствие или почти отсутствие ног — поверхностность
суждений, легкомыслие в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения.

Характер соединения ног с корпусом: соединение точно, тща­тельно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе —

это характер контроля за своими рассуждениями, выводами, ре­шениями. Однотипность и однонаправленность формы ног, лап, любых элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; ино­гда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).

4. Части, поднимающиеся над уровнем фигуры. Могут быть
функциональными или украшающими: крылья, дополнительные
ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завиту­шек-кудрей, цветково-функциональные детали — энергия охвата
разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе,
«самораспространение» с неделикатным и неразборчивым при­
теснением окружающих, либо любознательность, желание соуча­ствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание
себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, сме­лость предприятий (соответственно значению детали-символа —
крылья или щупальца и т. д.). Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих,
манерность (например, лошадь или ее несуществующее подобие
в султане из павлиньих перьев).

5. Хвосты. Выражают отношение к собственным действиям,
решениям, выводам, к своей вербальной продукции — судя по
тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хво­сты повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведе­нию. Влево — отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности.

Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, со­мнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказан­ном, раскаяние и т. п.). Обратить внимание на хвосты, состоя­щие из нескольких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

6. Контуры фигуры. Анализируются по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и
затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрес­сивная — если она выполнена в острых углах; со страхом и тре­вогой — если имеет место затемнение, «запачкивание» контур­
ной линии; с опасением, подозрительностью — если поставлены щиты, «заслоны», линия удвоена. Направленность такой защи­ты — соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры — против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить при­нуждение, т. е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих, подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры — недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое — элементы «защиты», расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше в процессе деятель­ности (реальной}, слева — больше защита своих мнений, убеж­дений, вкусов.

7. Общая энергия. Оценивается количество изображенных де­талей —только л и необходимое количество, чтобы дать представ­ление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т. п.): с заполненным кон­туром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, — или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию дополни­тельных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае — экономия энергии, астеничность организ­ма, хроническое соматическое заболевание. Обратный же харак­тер линий — жирная с нажимом — не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) — резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, ка­кой символ, выполнен таким образом (т. е. к чему привязана тре­вога).

*. Оценю* характера линии (дубляж линии, небрежность, не­аккуратность соединений, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», от­клонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т. д.)-Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошки). Это отношение к собствен­ной персоне и к своему «Я», представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, бу­кашкой, слоном, собакой и т. д.). В данном случае рисуемое жи­вотное — представитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с поста­новки животного в положение прямохождения на две лапы, вме­сто четырех или более, и заканчивая одеванием животного в че­ловеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, — свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности «очеловечивания» животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т. п.

Степень агрессивности выражена количеством, расположе­нием и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отно­шении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных призна­ков — вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

Фигура круга (особенно — ничем не заполненного) символи­зирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закры­тость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество дан­ных для анализа.

Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело «животного» — постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного — рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких ши­зоидов.

Творческие возможности выражены обычно количеством со­четающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие твор­ческого начала принимают форму «готового», существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается «готовая» существующая деталь, чтобы на­рисованное животное стало несуществующим — кошка с кры­льями, рыба с перьями, собака с ластами и т. п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не це­лых заготовок.

Название может выражать рациональное соединение смыс­ловых частей (летающий заяц, «бегекот», «мухожер» и т. п.). Другой вариант — словообразование с книжно-научным, ино­гда латинским суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т. п.). Первое — рациональность, конкретная установка при ориенти­ровке и адаптации; второе — демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эруди­ции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления («лялие», «лиошана», «гратекер» ит. п.), зна­менующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными.

Иронически-юмористические названия характерны при иро­нически-снисходительном отношении к окружающим. Инфан­тильные названия (имеют обычно повторяющиеся элементы)
свидетельствуют об общем инфантилизме личности. Склонность
к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно
удлиненными, сложными названиями.

Рисунок семьи

«Рисунок семьи» — одна из самых популярных методик, ис­пользуемых в практической работе школьного психолога.

Данная методика направлена на выявление эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье. Существует множество модификаций применения теста и обработки резуль­татов. Ребенка просят или «нарисовать свою семью» (В. Хьюлс, Дж. Дилео), или «нарисовать семью» (Е. Хаммер), или «нарисо­вать всех членов своей семьи, занятых чем-либо» («Кинетический рисунок семьи» — Р. Берне, С. Кауфман) и т. д. Некоторые вари­анты предусматривают беседу после рисования по определенным вопросам и по содержанию рисунка (Л. Корман). Методика может дополняться другими заданиями (например, нарисовать семью в • четырех комнатах — в модификации А. Захарова), может прово­диться как отдельно с ребенком, так и со всеми членами семьи (Ч. Ширн и К. Расселл). В последнем варианте появляется воз­можность сравнить точки зрения отца, матери и детей на семей­ные отношения.

Существует немало различных систем интерпретации резуль­татов теста «Рисунок семьи». Отечественные психологи чаще всего пользуются схемами, которые предложены В. К. Лосевой и Г.Т. Хоментаускасом.

Так, Г.Т. Хоментаускас считает нужным анализировать рисунок семьи по трем уровням. На первом уровне выделяется и интерпре­тируется обобщенная структура рисунка. На втором дается ин­терпретация графических изображений отдельных членов семьи. Третий предполагает анализ процесса рисования.

При интерпретации теста используется очень много отдель­ных более или менее значимых признаков рисунка. В.К. Лосева приводит 33 правила интерпретации рисунка. Она также обра­щает внимание на процесс рисования, на подписи, которые де­лает ребенок рядом с персонажами. В отличие от многих авторов, В.К. Лосева замечает, что изображение множества вещей говорит не о бедной эмоциональной жизни в семье, а о направленности этих эмоций на мир предметов, о потребности в стабильности и постоянстве эмоций.

При рисовании используются стандартный лист белой бумаги (А4), простой карандаш и цветные карандаши.

Интерпретация:

1. Отсутствие на рисунке автора или сиблинга.

Неполный состав семьи на рисунке наблюдается в тех случа­ях, когда автор недоволен семейной ситуацией. Пропускаются те члены семьи, которые наименее эмоционально привлекательны, или те, с кем существуют конфликтные отношения. На вопрос, почему их нет на рисунке, ребенок может дать защитный ответ: «не хватило места», «боюсь, что плохо получится» и пр.

Причиной отсутствия автора на рисунке могут быть трудности самовыражения при общении с близкими людьми, отсутствие чувства общности с семьей: «меня здесь не замечают», «мне труд­но найти свое место». Такие конфликтные пессимистические на­строения не могут считаться признаком конкуренции.

Автор может пропустить себя и в знак протеста, считая, что его забыли: «все уже распределено в этой структуре, меня мало это волнует, мне нет здесь места» или «я не стремлюсь найти здесь свое место или способ выражения». В этом случае можно говорить о соперничестве.

2. Присутствие на рисунке только автора или сиблинга.
Иногда в ответ на просьбу психолога нарисовать свою семью

ребенок рисует только сиблинга. Так автор подчеркивает важность его в своей жизни. Причем если фигура маленькая, нарисована в серых и черных тонах, то можно говорить ч» конкурентных нега­тивных отношениях детей. Если же фигура большая, тщательно прорисованная, с большим количеством мелких деталей и допол­нений, то это — самый важный и самый любимый человек для автора, тот, кто понимает его и занимается с ним.

В некоторых случаях дети рисуют только себя, в фантастиче­ских нарядах, с цветами, большого размера. Это может свидетель­ствовать о наличии эгоиентричности и, возможно, истероидных черт характера. Автор, подчеркивая свою индивидуальность, за­бывает обокружающих. Такие рисунки наблюдаются у детей, вос­питанных по типу «кумир семьи».

Единственная на рисунке фигура автора может быть и, на­оборот, маленькой, негативно окрашенной, на темном фоне. Так автор подчеркивает свою отверженность, покинутость. Такое настроение бывает у первенцев в первое время после рождения младшего сиблинга, когда родители уделяют внимание только новорожденному, забывая о старшем ребенке.

3. Размер фигур автора или сиблинга.

Если автор рисует всех членов своей семьи, то при анализе ри­сунка сопоставляются размеры нарисованных фигур. Они могут быть адекватно распределены по росту, но могут присутствовать и искажения. Так, если дети и взрослые примерно одного раз­мера или фигура автора выше остальных, то это трактуется как признак соревнования за родительскую любовь с другим родите­лем или братом-сестрой. Большой рост автора в совокупности с тщательной детализацией подчеркивает его значимое положение в семье.

Если же фигура автора меньше остальных, что не соответствует реальности, то он, скорее всего, страдает от своей незначимости для родителей.

Маленькая фигура автора в совокупности с большой, хорошо нарисованной фигурой сиблинга может подчеркивать привиле­гированное положение последнего по сравнению с автором. Сиблинг может быть выше всех или только выше автора (нередко для этого специально выдумывается пьедестал). Таким образом, неадекватный размер фигур детей говорит о наличии конкурен­ции между ними.

4. Расположение фигур на листе.

На плоскости листа члены семьи редко располагаются на одной лини». Чаще всего кто-то оказывается выше, а кто-то

ниже остааьных. Считается, что таким образом дети показывают свое мнение о власти в семье: чем больше власть и влияние того или иного члена семьи, тем выше его фигура. Это правило не за­висит от предыдущего, так как маленькая по размеру фигура мо­жет быть на рисунке выше всех (например, по мнению ребенка, новорожденный управляет всей семьей). Власть в семье может принадлежать и кому-то из взрослых, но конкуренция все равно существует если кто-то из детей располагается значительно ниже другого.

В случаях линейного расположения самый значимый персо­наж располагается самым первым (левым). В норме чаще всего дети рисуют на первом месте отца, на втором (слева направо) — меть, на третьем — себя.

При неврозах у мальчиков картина остается без изменения, а девочки чаще ставят на первое место мать, подчеркивая ее доми­нирующую позицию.

Если сиблинг расположен вторым, то это свидетельствует о
том, что автор ревнует к нему родителей;

Присутствие на рисунке всех членов семьи, занятых общей деятельностью или делающих свои дела рядом друг с другом (на близком расстоянии::), а также стоящих вплотную друг к другу, держащихся за руки или протягивающих руки друг другу, говорит о сплоченности, эмоциональном благополучии в семье, включен­ности ребенка в эту ситуацию.

При конфликтах наблюдается раздробленность простран­ства или нарушение целостности изображения членов семьи: фигуры родителей разъединяются большим промежутком или еще одной фигурой. Из-за разобщенности в пространстве чле­нов семьи они менее ориентированы на совместные действия. К тому же фигуры членов семьи, включая ребенка, более статичны и напряжены.

Если сиблинга стоят близко друг к другу, значит, автор бла­гожелательно воспринимает своего брата или сестру; а если дер­жатся за руки, значит, между ними наблюдается тесный пси­хологический контакт. Если же они стоят далеко друг от друга и/или разделены другими персонажами или предметами, то можно предположить, что между ними существуют конфликт­ные отношения. При этом близость к родителям одного из де­тей и отдаление от них другого подчеркивает исключительный статус кого-либо из детей и является признаком конкуренции между ними.

Существование у автора ревности к родителям предполагает­ся, если сиблинг нарисован между родителями или вплотную к ним. Тот же вывод можно сделать, если при линейном расположе­нии всех членов семьи автор рисует себя правее брата или сестры, подальше от родителей,

5. Отличительные особенности в рисовании фигур автора или сиблинга.

Отрицательное отношение к себе или к сиблингу ребенок мо­жет выразить через недетализированное или неполное (например, без каких-либо частей тела) изображение. Так, автор может тща­тельно изобразить себя, в красивой одежде, до деталей прорисо­вывать свою фигуру, возвращаться к ней в процессе рисования, поправлять и дополнять ее, а сиблинга нарисовать всего несколь­кими штрихами, в неряшливой одежде. Это служит признаком конкуренции между сиблингами. Об этом же можно говорить, если автор наряжает сиблинга в праздничные, броские, фанта­стические наряды, а на своей фигуре долго не останавливается.

С помощью штриховки, нажима, темных тонов показывается наличие конфликта. Интерпретаторы в данном случае обращают внимание на то, что особенно выделено, пытаются определить функции той части тела, которую автор отвергает. По тому, как или в каком стиле ребенок рисует себя (насколько он напомина­ет других персонажей), можно установить, с кем он себя иденти­фицирует, соответствует ли это его полу, Общая цветовая гамма с одним из взрослых или детей на рисунке, в частности одна и та же окраска туловища, указывает на большую вероятность отож­дествления с ним по признаку пола.

6. Специальные признаки конкуренции на рисунке. О конкуренции может говорить изображение сиблинга меж­ду солнцем или другим источником света и автором. Источники света символизируют тепло, защиту, поэтому фигура, мешающая автору пользоваться этим, рассматривается как препятствие для получения в полной мере защиты и опеки.

В редких случаях дети прямо изображают ссоры, борьбу, драки, соревнования с братьями и сестрами.

Прямым символом конкуренции является изоляция сиблин­га от остальных членов семьи, заключение его в-замкнутое про­странство (кровать, коляска), изображение опасных для его жиз­ни предметов, затемнение области около сиблинга. Последние признаки можно рассматривать не только как конкуренцию, но и как проявление гнева, агрессии по отношению к нему.

Пять часто встречающихся признаков конкуренции между братьями и сестрами:

—различный размер фигур детей;

—расположение фигур детей не на одной линии;

—изоляция одной или обеих фигур детей;

—выделение фигур автора или сиблинга с помощью штри­
ховки, темных тонов, прерывистой линии;

—разделение фигур детей различными предметами, людьми
или пространством.


Наши рекомендации