Упражнение на развитие гибкости ума.
Предложите ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие:
1. назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…).
2. назови слова, относящиеся к спорту.
3. назови слова, обозначающие зверей.
4. назови слова, обозначающие домашних животных.
5. назови слова, обозначающие наземный транспорт.
6. назови слова, обозначающие воздушный транспорт.
7. назови слова, обозначающие водный транспорт.
8. назови слова, относящиеся к искусству.
9. назови слова, обозначающие овощи.
10. назови слова, обозначающие фрукты.
ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ МЫШЛЕНИЕ, СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ.
Игра «Как это можно использовать?»
предложите ребенку игру: найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета. Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает, как можно использовать этот предмет. Называет такие варианты: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, балку в строительстве, градусник для куклы, скалку для раскатывания теста, удочку и т.д.
Игра «Говори наоборот»
Предложите ребенку игру: я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: большой-маленький. Можно использовать следующие пары слов:
ВЕСЕЛЫЙ - ГРУСТНЫЙ
БЫСТРЫЙ - МЕДЛЕННЫЙ
КРАСИВЫЙ - БЕЗОБРАЗНЫЙ
ПУСТОЙ - ПОЛНЫЙ
ХУДОЙ - ТОЛЬСТЫЙ
УМНЫЙ - ГЛУПЫЙ
ТРУДОЛЮБИВЫЙ - ЛЕНИВЫЙ
ТЯЖЕЛЫЙ - ЛЕГКИЙ
ТРУСЛИВЫЙ - ХРАБРЫЙ
БЕЛЫЙ - ЧЕРНЫЙ
ЬВЕРДЫЙ - МЯГКИЙ
ШЕРШАВЙ - ГЛАДКИЙ
Игра «Бывает-не бывает»
Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч ловит не нужно.
Например: вы говорите: «Кошка варит кашу»-и бросаете ребенку мяч. Он не ловит его. Затем сам ребенок придумывает что-нибудь и бросает мяч вам. И так далее.
Ситуации можно предлагать разные:
Папа ушел на работу.
Поезд летит по небу.
Кошка хочет есть.
Человек вьет гнездо.
Почтальон принес письмо.
Зайчик пошел в школу.
Яблоко соленое.
Бегемот залез на дерево.
Шапочка резиновая.
Дом пошел гулять.
Туфли стеклянные.
На березе выросли шишки.
Волк бродит по лесу.
Волк сидит на дереве.
В кастрюле варится чашка.
Кошка гуляет по крыше.
Собака гуляет по крыше.
Лодка плывет по небу.
Девочка рисует домик.
Домик рисует девочку.
Ночью светит солнце.
Зимой идет снег.
Зимой гремит гром.
Рыба поет песни.
Корова жует траву.
Мальчик виляет хвостом.
Хвост бежит за собакой.
Кошка бежит за мышкой.
Петух играет на скрипке.
Ветер качает деревья.
Деревья водят хоровод.
Писатели пишут книги.
Строитель строит дом.
Водитель ведет троллейбус.
ПАМЯТЬ.
МЕТОДИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ СВОЙСТВ ПАМЯТИ.
Методика «Картинки»
Оценка зрительной памяти-кратковременной и долговременной.
Подберите и покажите ребенку по очереди 10 картинок, на каждой из которых изображен знакомый предмет. Время демонстрации каждой картинки 1-2 секунды. После знакомства ребенка со всеми десятью картинками попросите назвать предметы, которые он запомнил. Порядок не имеет значения.
Учитывается, сколько предметов от их общего числа названо ребенком по памяти; повторы не учитываются, так же как и названные предметы, которых на картинках не было. Покажите ребенку те картинки, которые он забыл. Попросите снова вспомнить все картинки через 10 минут. Снова отметьте результат. Затем предложите вспомнить все картинки через 1 час.
Обычно ребенок 6-7 лет воспроизводит с вашей помощью 7-8 предметов из 10.
Методика «Запомни фразы»
Оценка смысловой памяти.
Прочитайте ребенку фразы, такие, например:
1. осенью идут дожди.
2. дети любят играть.
3. в саду растут яблони и груши.
4. в небе летит самолет.
5. мальчик помогает своей бабушке.
Попросите ребенка повторить те фразы, которые ему удалось запомнить. При этом главное – передать смысл каждой фразы, дословно повторять совсем не обязательно. Если с первого раза ребенок не смог повторить все фразы, прочитайте их еще раз.
Ребенок 6-7 лет обычно справляется с этим заданием после 2-й или 3-й попытки.
Методика «Запомни рисунки»
Оценка объема кратковременной зрительной памяти.
Ребенку показывают картинку с изображением разных фигур, просят его рассмотреть этот рисунок очень внимательно и запомнить фигуры (их всего 9).
Время демонстрации первого рисунка 30 секунд. Затем эту картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее показывают вторую картинку, где есть 9 изображений из первой картинки и еще 6 других, и просят ребенка показать все 9 изображений из первой картинки.
Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все фигуры, но не дольше 1.5 минуты. В среднем дети 6-7 лет узнают не менее 6-8 изображений за 1 минуту.
Игра «Я фотоаппарат».
Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т.д.
Например, ребенок в течении нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на письменном столе. Затем открывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить.
Так можно развивать у детей не только память, но и внимание.
Помните: всегда лучше запоминается то, что интересно ребенку. Поэтому старайтесь придумывать разные игры. Например, играйте с ребенком в Шерлока Холмса или в разведчика.
ВООБРАЖЕНИЕ