Ход учебного упрощенного судебного слушания (66 мин.)

1. Председательствующий судья открывает судебное заседание, например: «Слушается дело о защите личных неимущественных прав по иску Грушина Василия Ивановича к Шандрину Богдану Ильичу. Состав суда: …. (фамилии судей)». (1 мин.)

2. Судья предоставляет слово первому представителю истца: «Слово предоставляется представителям истца». Первый представитель истца представляется, выступает с заявлением позиции и описывает кто из его коллег и в какой последовательности будет представлять аргументы истца по первому вопросу и по второму вопросу (до 3 мин., сэкономленное время может быть использовано в реплике)

3. Судья предоставляет слово второму представителю истца для выступления с аргументами по первому вопросу «Слово предоставляется представителю истца … ». По ходу выступления представителя истца судьи могут задавать ему вопросы. Отвечает только выступающий представитель истца. (до 10 мин.)

4. Судья предоставляет слово третьему представителю истца для выступления с аргументами по второму вопросу «Слово предоставляется представителю истца … ». По ходу выступления представителя истца судьи могут задавать ему вопросы. Отвечает только выступающий представитель истца. (до 10 мин.)

5. Судья предоставляет слово первому представителю ответчика: «Слово предоставляется представителям ответчика». Первый представитель ответчика представляется, выступает с заявлением позиции и описывает кто из его коллег и в какой последовательности будет представлять аргументы ответчика по первому вопросу и по второму вопросу (до 3 мин., сэкономленное время может быть использовано в реплике)

6. Судья предоставляет слово второму представителю ответчика для выступления с аргументами по первому вопросу: «Слово предоставляется представителю ответчика … ». По ходу выступления представителя ответчика судьи могут задавать ему вопросы. Отвечает только выступающий представитель ответчика. (до 10 мин.)

7. Судья предоставляет слово третьему представителю ответчика для выступления с аргументами по второму вопросу: «Слово предоставляется представителю ответчика … ». По ходу выступления представителя ответчика судьи могут задавать ему вопросы. Отвечает только выступающий представитель ответчика. (до 10 мин.)

8. Судья снова предоставляет слово первому представителю истца: «Слово предоставляется представителям истца для выступления с репликой». Первый представитель истца выступает с возражениями, контраргументами по поводу прозвучавших выступлений представителей ответчика, он также может привести дополнительные аргументы. По ходу выступления представителя истца судьи могут задавать ему вопросы. Отвечает только выступающий представитель истца. (7 мин. плюс ранее сэкономленное время)

9.Судья снова предоставляет слово первому представителю ответчика: «Слово предоставляется представителям ответчика для выступления с репликой». Первый адвокат выступает с возражениями, контраргументами по поводу прозвучавших выступлений представителей истца, он также может привести дополнительные аргументы. По ходу выступления представителя ответчика судьи могут задавать ему вопросы. Отвечает только выступающий представитель ответчика. (7 мин. плюс ранее сэкономленное время)

10.Судьи объявляют слушания законченными. Судьи благодарят стороны за проделанную работу. Судьи не оглашают решение по делу. Судьи не оглашают результаты оценивания. Судьи могут кратко прокомментировать работу сторон и отметить наиболее сильных представителей. (до 5 мин.).

Лист оценивания выступлений команд

Оценивание по каждому критерию производится по трехбалльной системе:

2 балла – очень хорошо, без ошибок, полностью удовлетворяет критериям оценки;

1 балл – удовлетворительно, отдельные ошибки, частично удовлетворяет критериям;

0 баллов − слабо, существенные ошибки, скорее не удовлетворяет критериям.

Критерии оценки Баллы
Сторона истца Шк. _____ Сторона ответчика Шк. _____
Вступительное заявление. Первые представители обвинения и защиты 3 мин. (макс. 4 балла)
1. Заявлена позиция стороны по делу: краткое описание фактов, их правовая оценка и требование (просьба) к суду.    
2. Представлена структура выступления команды: кто, в какой последовательности, с какими аргументами выступает.    
Аргументы сторон по первому вопросу: вторые представители обвинения и защиты 10 мин. (макс. 14 баллов)  
1. Заявлена позиция стороны по вопросу.    
2. Источники права правильно процитированы в той части, которая относится к обсуждаемому вопросу.    
3. Приведены конкретные обстоятельства из материалов дела и объяснена их связь с правилами из текста источника права.    
4. Уместно использованы дополнительные источники информации.    
5. В каждом аргументе сделан логичный вывод: показано, как обстоятельства и право поддерживают позицию по делу либо опровергают противоположную позицию.    
6. Ответы на вопросы суда грамотные и демонстрируют знание дела и источников.    
7. Ответы на вопросы суда логичные и поддерживают позицию по делу.    
Аргументы сторон по второму вопросу. вторые представители обвинения и защиты. 10 мин. (макс. 14 баллов)  
1. Заявлена позиция стороны по вопросу.    
2. Источники права правильно процитированы в той части, которая относится к обсуждаемому вопросу.    
3. Приведены конкретные обстоятельства из материалов дела и объяснена их связь с правилами из текста источника права.    
4. Уместно использованы дополнительные источники информации.    
5. В каждом аргументе сделан логичный вывод: показано, как обстоятельства и право поддерживают позицию по делу либо опровергают противоположную позицию.    
6. Ответы на вопросы суда грамотные и демонстрируют знание дела и источников.    
7. Ответы на вопросы суда логичные и поддерживают позицию по делу.    
Реплики. Первый адвокат/первый прокурор. 7 мин.+ сэкономленное время (макс. 10 баллов)  
1. Приведены важные и хорошо обоснованные возражения, контраргументы на выступление противоположной стороны.    
2. Приведены важные и хорошо обоснованные дополнительные аргументы в поддержку своей позиции.    
3. В каждом аргументе и контраргументе сделан логичный вывод: показано, как обстоятельства и право поддерживают позицию по делу либо опровергают противоположную позицию.    
4. Ответы на вопросы суда грамотные и демонстрируют знание дела и источников.    
5. Ответы на вопросы суда логичные и поддерживают позицию по делу.    
Оценивание общего впечатления (макс. 4 балла)  
1. Члены команды проявили культуру поведения и командной работы (не перебивали выступающих, уважительно вели себя по отношению ко всем участникам, вели записи)    
2. Дополнительные баллы (до 2 баллов), например, за использование новых материалов по теме, высокую культуру речи, особое мастерство, отличную реакцию и т.д.    
ИТОГО (максимум 46 баллов)    


Наши рекомендации