Моя семья, человек, изучаем свой организм
Лучшее лекарство
1) Приветствие «Колокольчик».
2) Вступительное слово: «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?»
3) Мультфильм «Сказка о царевиче и трех лекарях».
Во время просмотра мультфильма нужно обратить внимание детей на чувства и поступки героев.
4) Обсуждение (во время обсуждения взрослый бросает мягкий мяч ребенку, который хочет ответить на вопрос):
Почему царевич болел?
Когда он стал поправляться?
Что еще нужно для здоровья?
5) Динамическая пауза: «Мамины помощники» (Железновы С. и Е. «Аэробика»).
Все встают в круг, дети повторяют движения за взрослым.
А ну-ка за дело живей,
Работа пойдет веселей.
Увидят взрослые сейчас,
Как трудится каждый из нас.
Пыль мы везде вытираем
И даже на стул залезаем.
И тут протрем, и там протрем,
Везде эту пыль соберем.
Утором цветы поливаем,
И это мы не забываем.
Цветок один, цветок другой
Польем мы прохладной водой.
Пол подметать обожаем
И три раза в день подметаем.
Метем, метем, метем, метем,
Ни капельки не устаем.
И очень скоро посуду
Я сам мыть без помощи буду.
Смотрите как, смотрите как,
Вот так, и вот так, и вот так.
6) Игра-закрепление: детям предлагается рассмотреть сюжетные картинки и выбрать, те из них, где изображены полезные для здоровья вещи, продукты, поведение, и объяснить, почему это полезно, а остальное вредно.
9) Прощание «До свиданья, до свиданья!»
Как стать человеком?
1) Приветствие «Колокольчик».
2) Вступительное слово: «Что делает человека человеком».
3) Мультфильм «Пантелей и пугало».
Во время просмотра мультфильма нужно обратить внимание детей на чувства и поступки героев.
4) Обсуждение (во время обсуждения взрослый бросает мягкий мяч ребенку, который хочет ответить на вопрос):
Почему Пантелей не хотел ходить в школу?
Почему пугало хотело в школу?
Как получилось, что они поменялись местами?
Почему ребята приняли пугало в свой класс?
Чем человек отличается от животных?
Что нужно, чтобы стать настоящим человеком?
Что нужно делать, чтобы не превратиться в настоящее пугало?
5) Динамическая пауза: «Попрыгаем» (Железновы С. и Е. «Аэробика»)
Все встают в круг и повторяют движения за взрослым.
Мы попрыг-, прыг, прыг, попрыгаем,
Прыг, прыг, прыг, попрыгаем,
Прыг, прыг, прыг, попрыгаем,
Чтобы лень стряхнуть!
Мы ножкой дрыг, дрыг, дрыг, подрыгаем,
Дрыг, дрыг, дрыг, подрыгаем,
Дрыг, дрыг, дрыг, подрыгаем,
Чтобы лень лягнуть!
И мы похлоп-, хлоп, хлоп, похлопаем,
Хлоп, хлоп, хлоп, похлопаем,
Хлоп, хлоп, хлоп, похлопаем,
Чтобы лень прогнать!
И нам пора-а-а, пора зевать.
Рот: пора, пора зевать,
Рот: пора, пора зевать,
Чтоб лень напугать!
6) Закрепление:
Для чего вы пойдете в школу?
Что поможет вам стать настоящими людьми?
7) Прощание «До свиданья, до свиданья!»
Хлеб, цветы (леса, луга, сада)
Весна год кормит
1) Приветствие «Колокольчик».
2) Вступительное слово: «Весна год кормит».
3) Мультфильм «Про Фому и про Ерему».
Во время просмотра мультфильма нужно обратить внимание детей на чувства и поступки героев.
4) Обсуждение (во время обсуждения взрослый бросает мягкий мяч ребенку, который хочет ответить на вопрос):
Как выглядят Фома и Ерёма?
Как ведут себя братья: как взрослые или как маленькие?
Почему у них не получаются серьезные дела?
Есть ли какое-нибудь занятие, которое у них хорошо получается?
Как вы думаете, что с ними будет дальше, если ничего не изменится?
5) Динамическая пауза: «Попрыгаем» (Железновы С. и Е. «Аэробика»)
Все встают в круг и повторяют движения за взрослым.
Мы попрыг-, прыг, прыг, попрыгаем,
Прыг, прыг, прыг, попрыгаем,
Прыг, прыг, прыг, попрыгаем,
Чтобы лень стряхнуть!
Мы ножкой дрыг, дрыг, дрыг, подрыгаем,
Дрыг, дрыг, дрыг, подрыгаем,
Дрыг, дрыг, дрыг, подрыгаем,
Чтобы лень лягнуть!
И мы похлоп-, хлоп, хлоп, похлопаем,
Хлоп, хлоп, хлоп, похлопаем,
Хлоп, хлоп, хлоп, похлопаем,
Чтобы лень прогнать!
И нам пора-а-а, пора зевать.
Рот: пора, пора зевать,
Рот: пора, пора зевать,
Чтоб лень напугать!
6) Игра «Придумаем продолжение сказки»: Ребята, давайте поможем Фоме и Ерёме добиться успеха в жизни! Сочиним продолжение сказки, чтобы получился счастливый конец. (Рассказываем сказку по одной фразе на каждого, пока не придумаем счастливый конец.)
7) Закрепление:
Какими надо быть, чтобы добиться успеха?
8) Прощание «До свиданья, до свиданья!»
Чему учит сказка
1) Приветствие «Колокольчик».
2) Вступительное слово: «За что мы любим сказки?».
3) Мультфильм «Чудесный колокольчик».
Во время просмотра мультфильма нужно обратить внимание детей на чувства и поступки героев.
4) Обсуждение (во время обсуждения взрослый бросает мягкий мяч ребенку, который хочет ответить на вопрос):
Какими были мачеха и Луша?
Какая Маша?
Почему мышка сказала Маше:
«От слез да плача
Бежит удача.
А кто в горе смеется,
Тому все удается».
За что медведь наградил Машу?
За что он наказал мачеху и Лушу?
5) Игра «Жмурки»: считалочкой выбирается первая пара игроков (мышка и мишка), остальные дети встают в круг и держатся за руки, игра проходит внутри круга, как только водящий поймает партнера, они меняются ролями, игра продолжается, пока все дети не побывают игроками. Игра сопровождается энергичной музыкой.
6) Обсуждение:
Что вы чувствовали в роли мышки?
Что вы чувствовали в роли мишки?
7) Прощание «До свиданья, до свиданья!»
Улица, наш дом
Дом, в котором ты живешь
1) Приветствие «Колокольчик».
2) Вступительное слово: «Что мы знаем про дом, в котором живем?»
3) Мультфильм «Наш дом» («Переменка» №3).
Во время просмотра мультфильма нужно обратить внимание детей на чувства и поступки героев.
4)Обсуждение (во время обсуждения взрослый бросает мягкий мяч ребенку, который хочет ответить на вопрос):
В подъезде вашего дома чисто?
Стены в подъезде покрыты какими-нибудь надписями или рисунками?
Как вы думаете, кто написал и нарисовал все это?
Кто мусорит в подъезде?
А вы, куда бросаете фантики от конфет?
5) Игра «Салют»: взрослый вверх подбрасывает разноцветные пластиковые шарики (для сухого бассейна), дети должны быстро собрать рассыпавшиеся по комнате шарики и сложить их в тазики своего цвета (красный, синий, желтый, зеленый), посчитать, сколько шариков в каждом тазике и подпрыгнуть столько же раз. Игра сопровождается энергичной музыкой.
6) Закрепление:
Трудно было собирать шарики?
Как вы понимаете высказывание: «Чисто не там, где убирают, чисто там, где не мусорят».
А когда ты станешь старше, ты тоже будешь писать и рисовать на стенах?
(Вопрос задается каждому ребенку.)
7) Установка:
Закройте глаза. Послушайте, что я скажу.
Как только у вас возникнет желание что-то написать, нарисовать, нацарапать, где не положено, вы вспомните свое обещание, которое дали только что.
8) Прощание «До свиданья, до свиданья!»
День космонавтики
Мысли о будущем
1) Приветствие «Колокольчик».
2) Вступительное слово: «Давайте помечтаем»
3) Обсуждение (во время обсуждения взрослый бросает мягкий мяч ребенку, который хочет ответить на вопрос, все садятся вкруг):
Сколько лет вы хотите прожить?
Как вы хотите прожить все эти годы: чтобы было интересно или нет?
Что делает нашу жизнь интересной? Когда вам интересно?
Каким интересным делом вы хотели бы заниматься?
Приносит ли какую-нибудь пользу это дело?
А бывают интересные дела, которые приносят вред?
Что нужно, чтобы вы смогли заниматься интересным и полезным делом?
4) Мультфильм «Голубой метеорит».
5) Релаксация «Когда мне будет 20 лет»:
Дети встают вкруг и выполняют упражнение «Камень-вата» (взрослый дает потрогать детям камень и вату, а затем по команде взрослого несколько раз дети превращаются то в твердый камень, то мягкую вату).
Дети ложится на ковер, закрывают глаза, слушают слова взрослого.
«Закройте глаза. Вы все сейчас стали мягкими, как вата: и ноги, и руки, и спина, и животик – все мягкое, как вата. И мысли вам приходят тоже мягкие и воздушные.
Представь себя большим, красивым, крепким, таким, каким ты станешь в 20 лет. Рассмотри себя, как ты одет, какая у тебя прическа, на кого ты похож. Помаши рукой и превращайся в себя сегодняшнего. Открой глаза. Потянись».
6) Обсуждение (во время обсуждения взрослый бросает мягкий мяч ребенку, который хочет ответить на вопрос):
Получилось ли представить себя двадцатилетним?
Какое у вас настроение?
7) Прощание «До свиданья, до свиданья!»
Насекомые
Друзья леса
1) Приветствие «Колокольчик».
2) Вступительное слово: «Полезные и вредные насекомые»
3) Мультфильм «Будь здоров, зеленый лес».
Во время просмотра мультфильма нужно обратить внимание детей на чувства и поступки героев.
4)Обсуждение (во время обсуждения взрослый бросает мягкий мяч ребенку, который хочет ответить на вопрос):
О чем писал сочинение мальчик?
Почему ему трудно было ответить, кем он хочет стать?
Что он сделал, чтобы помочь лесу?
Почему он решил стать защитником леса?
А вы уже знаете, кем хотите стать?
5) Динамическая пауза: «Танец червяков» (Железновы С. и Е. «Аэробика»)
Все встают в круг и повторяют движения за взрослым.
Хоть у нас есть две руки, две руки, две руки,
Мы совсем как червяки, совсем как червяки.
И у нас уже готов, уж готов, уж готов
Новый танец червячков, танец червячков.
Будем хвостиком вилять, все вилять, и вилять,
Извиваться, приседать, немножко приседать.
Ручки можем раскачать, раскачать, раскачать,
Ножкой можем помахать, можем помахать,
Пальчиками поболтать, поболтать, поболтать,
Каблучками постучать, немножко постучать,
Носиками помотать, помотать, помотать,
Головами покивать, можем покивать.
Хоть у нас есть две руки, две руки, две руки,
Мы совсем как червяки, совсем как червяки.
Можем снова показать, показать, показать,
Как умеем танцевать, умеем танцевать.
6) Раскрашивание «Муравей».
7) Прощание «До свиданья, до свиданья!»
Бережное отношение
1) Приветствие «Колокольчик».
2) Вступительное слово: «Живая красота».
3) Мультфильм «Бабочка».
Во время просмотра мультфильма нужно обратить внимание детей на чувства и поступки героев.
4)Обсуждение (во время обсуждения взрослый бросает мягкий мяч ребенку, который хочет ответить на вопрос):
Почему мальчик стал ловить бабочек?
Как вы думаете, что чувствовали бабочки в банке?
Почему мальчик отпустил бабочек?
Как вы думаете, что стало бы с бабочками, если бы мальчик их не отпустил?
5) Динамическая пауза: «Бабочки» (Железновы С. и Е. «Аэробика»).
Дети изображают бабочек.
От цветка к цветочку бабочки летят.
Где сок самый сладкий, знать они хотят.
Хорошо с сачком ходить, бабочек ловить.
Не спешите улетать, дайте вас поймать.
Водящий пытается догнать «бабочек», те, до кого он дотронулся, считаются пойманными и садятся на стульчики.
6) Раскрашивание «Бабочка».
7) Прощание «До свиданья, до свиданья!»
Школа
Если сразу стать большим
1) Приветствие «Колокольчик».
2) Вступительное слово: «Если сразу стать большим?»
3) Мультфильм «Зеленая пилюля».
Во время просмотра мультфильма нужно обратить внимание детей на чувства и поступки героев.
4)Обсуждение (во время обсуждения взрослый бросает мягкий мяч ребенку, который хочет ответить на вопрос):
Как вы думаете, почему мальчик не хотел идти в школу?
Что произошло, когда он внезапно стал большим?
Почему он испугался милиционера?
Готов ли он ко взрослой жизни, то есть отвечать за свои поступки?
Что произошло, когда он внезапно стал маленьким?
А вы хотите опять быть совсем маленькими, ничего не уметь, чтобы за вас все решали родители: что одеть, с кем дружить, что есть, что пить, куда идти?
Почему мальчик захотел опять идти в школу?
5) Динамическая пауза: «Попрыгаем» (Железновы С. и Е. «Аэробика»)
Все встают в круг и повторяют движения за взрослым.
Мы попрыг-, прыг, прыг, попрыгаем,
Прыг, прыг, прыг, попрыгаем,
Прыг, прыг, прыг, попрыгаем,
Чтобы лень стряхнуть!
Мы ножкой дрыг, дрыг, дрыг, подрыгаем,
Дрыг, дрыг, дрыг, подрыгаем,
Дрыг, дрыг, дрыг, подрыгаем,
Чтобы лень лягнуть!
И мы похлоп-, хлоп, хлоп, похлопаем,
Хлоп, хлоп, хлоп, похлопаем,
Хлоп, хлоп, хлоп, похлопаем,
Чтобы лень прогнать!
И нам пора-а-а, пора зевать.
Рот: пора, пора зевать,
Рот: пора, пора зевать,
Чтоб лень напугать!
6) Игра «Реклама»: воспитатель и психолог встают в разные концы комнаты с ватманами, на которых написано, у воспитателя – «хочу в школу», а у психолога – « хочу пилюлю»; педагог и психолог по очереди уговаривают детей присоединиться к ним; тот кто присоединяется к кому-либо из них обрисовывает на ватмане свою ладонь, а взрослый помогает в центре рисунка написать имя.
7) Подведение итогов.
8) Прощание «До свиданья, до свиданья!»
Для чего учиться?
1) Приветствие «Колокольчик».
2) Вступительное слово: «Почему мы ходим в детский сад?».
3) Мультфильм «Ивашка из Дворца пионеров».
Во время просмотра мультфильма обратить внимание детей на чувства и поступки героев.
4) Обсуждение (во время обсуждения взрослый бросает мягкий мяч ребенку, который хочет ответить на вопрос):
Где учился Ваня?
Как ему пригодились знания?
Что полезного мы узнаем в детском саду?
Вы соскучились по нашему детскому саду?
Вы рады встретиться с друзьями после долгой разлуки?
Куда вы пойдете на следующий год?
5) Игра «Салют»: взрослый вверх подбрасывает разноцветные пластиковые шарики (для сухого бассейна), дети должны быстро собрать рассыпавшиеся по комнате шарики и сложить их в тазики своего цвета (красный, синий, желтый, зеленый), посчитать, сколько шариков в каждом тазике и подпрыгнуть столько же раз. Игра сопровождается энергичной музыкой.
6) Закрепление:
Какие знания нам нужны в жизни?
7) Прощание «До свиданья, до свиданья!»
День Победы
Юные герои
1) Приветствие «Колокольчик».
2) Вступительное слово: «Юные герои войны».
3) Мультфильм «Партизанская Снегурочка».
Во время просмотра мультфильма нужно обратить внимание детей на чувства и поступки героев.
4) Обсуждение (во время обсуждения взрослый бросает мягкий мяч ребенку, который хочет ответить на вопрос):
Как дети помогали взрослым защищать бороться с врагами?
Какие чувства испытывала девочка, когда пробиралась в партизанский отряд?
Чем бы ей хотелось заниматься, если бы был мир?
Чем она станет заниматься, когда закончится война?
5) Игра «Невидимки»: взрослый дает задание детям спрятаться так, чтобы стать невидимыми, выходит из комнаты, а когда возвращается, старается найти ребят, но не находит, потом снова выходит из комнаты, чтобы не увидеть, где прятались дети, а когда возвращается дети должны сидеть на своих местах. И прятаться и выходить из укрытий нужно как можно тише. Игра повторяется 2-3 раза.
6) Обсуждение:
Получилось у вас быть невидимками?
Трудно было прятаться, тихо сидеть, двигаться бесшумно?
7) Прощание «До свиданья, до свиданья!»
О чем мечтали дети войны
1) Приветствие «Колокольчик».
2) Вступительное слово: «День Победы».
Взрослый рассказывает о Дне Победы, слова, обозначающие чувства человека, заменяет на картинки, дети должны вставить пропущенное слово.
«Скоро мы будем встречать очень (картинка «Радость») праздник – День Победы! (____) лет тому назад закончилась (картинка «Страх») война. На нашу Родину напал (картинка «Злость») враг. На защиту своей страны встал весь народ: и взрослые и дети. Очень много защитников Родины не вернулось с фронта. Мы с (картинка «Грусть») вспоминаем о них. Но в этот День мы и (картинка «Радость») победе нашего народа. А еще мы испытываем чувство (картинка «Гордость»). Мы (картинка «Гордость») нашей Родиной и нашими защитниками, (картинка «Гордость») тем, что они одержали победу в этой (картинка «Страх») войне, и благодаря их подвигу мы с вами живем в свободной стране, под мирным небом. Не свистят над нами пули, не падают с неба бомбы, как когда-то во время войны, и мы можем без (картинка «Страх») играть, ходить по улице. А взрослые придумывают для вас (картинка «Радость») и (картинка «Любопытство») занятия. И только из фильмов мы узнаем, какой (картинка «Тяжесть») была жизни наших сверстников».
3) Мультфильм «Воспоминание».
4) Обсуждение (во время обсуждения взрослый бросает мягкий мяч ребенку, который хочет ответить на вопрос):
Что вы чувствуете, когда видите, как было трудно детям военных лет?
О чем мечтала девочка?
Что для нее было счастьем?
Куда вы пойдете осенью?
А для вас это радостное событие?
5) Динамическая пауза: «Попрыгаем» (Железновы С. и Е. «Аэробика»)
Все встают в круг и повторяют движения за взрослым.
Мы попрыг-, прыг, прыг, попрыгаем,
Прыг, прыг, прыг, попрыгаем,
Прыг, прыг, прыг, попрыгаем,
Чтобы лень стряхнуть!
Мы ножкой дрыг, дрыг, дрыг, подрыгаем,
Дрыг, дрыг, дрыг, подрыгаем,
Дрыг, дрыг, дрыг, подрыгаем,
Чтобы лень лягнуть!
И мы похлоп-, хлоп, хлоп, похлопаем,
Хлоп, хлоп, хлоп, похлопаем,
Хлоп, хлоп, хлоп, похлопаем,
Чтобы лень прогнать!
И нам пора-а-а, пора зевать.
Рот: пора, пора зевать,
Рот: пора, пора зевать,
Чтоб лень напугать!
6) Диагностика эмоционального отношения к предстоящей учебе.
Дети садятся за столы, где лежат приготовленные заранее цветные карандаши и бланки. Детям нужно дорисовать и разукрасить рисунки на бланке:
7) Прощание «До свиданья, до свиданья!»
Признаки лета
В тесноте да не в обиде
1) Приветствие «Колокольчик».
2) Вступительное слово: «Что мы делаем, когда нам тесно?».
3) Мультфильм «Грибок-теремок».
Во время просмотра мультфильма нужно обратить внимание детей на чувства и поведение героев.
4) Обсуждение мультфильма (во время обсуждения взрослый бросает мягкий мяч ребенку, который хочет ответить на вопрос):
Где прятались герои от дождя?
Как они стояли под грибком: смирно или толкались?
А мы все сможем поместиться под зонтиком, если пойдет дождь?
5) Игра «Зонтик»: дети свободно двигаются под музыку, изображая героев мультика, когда музыка остановится, нужно спрятаться под зонтиком.
6) Обсуждение игры:
Понравилась вам игра?
Когда вы стояли под зонтиком, было тесно?
Вы обижались, когда к вам кто-нибудь прижимался?
7) Прощание «До свиданья, до свиданья!»
Учимся договариваться
1) Приветствие «Колокольчик».
2) Вступительное слово: «Как кошка с собакой».
3) Мультфильм «Как кошечка и собачка мыли пол».
Во время просмотра мультфильма нужно обратить внимание детей на чувства и поступки героев.
4) Обсуждение (во время обсуждения взрослый бросает мягкий мяч ребенку, который хочет ответить на вопрос):
Какие отношения были у героев мультфильма?
Что им помогало сохранять такие отношения?
Что поможет вам сохранять хорошие отношения со своими друзьями?
Что значит «договариваться»?
5) Игра «Узнай секрет»: детям раздаются пазлы, когда они найдут свою пару, каждому ребенку так, чтобы никто не видел дается маленький предмет, легко помещающийся в кулачке (бусинку, пуговку, ракушку). Задание состоит в том, чтобы узнать секрет партнера, но выдать свой.
6) Обсуждение:
У кого получилось узнать секрет друга?
Что вы делали, чтобы узнать секрет?
Что вы чувствовали?
7) Прощание «До свиданья, до свиданья!»
Скоро в школу
Что нас ждет?
1) Приветствие «Колокольчик».
2) Вступительное слово: «Что самое неприятное в школе?».
3) Мультфильм «История с единицей».
Во время просмотра мультфильма нужно обратить внимание детей на чувства и поступки героев.
4) Обсуждение (во время обсуждения взрослый бросает мягкий мяч ребенку, который хочет ответить на вопрос):
Почему можно получить плохую оценку в школе?
Кто из вас уже получил плохую оценку на подготовке к школе? Почему?
Кто был в этом виноват?
Что сделал мальчик, чтобы избавиться от единицы?
Что вам нужно сделать, чтобы исправить плохую оценку?
5) Динамическая пауза: «Попрыгаем» (Железновы С. и Е. «Аэробика»)
Все встают в круг и повторяют движения за взрослым.
Мы попрыг-, прыг, прыг, попрыгаем,
Прыг, прыг, прыг, попрыгаем,
Прыг, прыг, прыг, попрыгаем,
Чтобы лень стряхнуть!
Мы ножкой дрыг, дрыг, дрыг, подрыгаем,
Дрыг, дрыг, дрыг, подрыгаем,
Дрыг, дрыг, дрыг, подрыгаем,
Чтобы лень лягнуть!
И мы похлоп-, хлоп, хлоп, похлопаем,
Хлоп, хлоп, хлоп, похлопаем,
Хлоп, хлоп, хлоп, похлопаем,
Чтобы лень прогнать!
И нам пора-а-а, пора зевать.
Рот: пора, пора зевать,
Рот: пора, пора зевать,
Чтоб лень напугать!
6) Игра «Кем был?»
Взрослый кидает мяч детям и задает этот вопрос по отношению к нижеперечисленным словам, дети должны дать ответ:
ЦЫПЛЁНОК (ЯЙЦОМ)
ЛОШАДЬ (ЖЕРЕБЁНКОМ)
КОРОВА (ТЕЛЁНКОМ)
ДУБ (ЖЁЛУДЕМ)
РЫБА (ИКРИНКОЙ)
ЯБЛОНЯ (СЕМЕЧКОМ)
ЛЯГУШКА (ГОЛОВАСТИКОМ)
БАБОЧКА (ГУСЕНИЦЕЙ)
ХЛЕБ (МУКОЙ)
ШКАФ (ДОСКОЙ)
ВЕЛОСИПЕД (ЖЕЛЕЗОМ)
РУБАШКА (ТКАНЬЮ)
БОТИНКИ (КОЖЕЙ)
ДОМ (КИРПИЧОМ)
СИЛЬНЫЙ (СЛАБЫМ)
ЛИСТОК (ПОЧКОЙ)
СОБАКА (ЩЕНКОМ)
СВИТЕР (ШЕРСТЬЮ)
ШУБА (МЕХОМ)
ПТИЦА (ПТЕНЦОМ)
КОЗЁЛ (КОЗЛЁНКОМ)
ОВЦА (ЯГНЁНКОМ)
МАСТЕР (УЧЕНИКОМ)
7) Закрепление:
Всегда ли все получается?
Что нужно делать, чтобы исправить плохую оценку?
8) Прощание «До свиданья, до свиданья!»
Последнее напутствие
1) Приветствие «Колокольчик».
2) Вступительное слово: «Три препятствия».
Взрослый говорит, а слова, обозначающие чувства человека, заменяет на картинки, дети должны вставить пропущенное слово.
«Скоро наступит (картинка «Радость») день, вы пойдете в школу. Но когда я думаю об этом, я чувствую (картинка «Грусть»), потому что нам с вами придется расстаться. В школе вас ждет много (картинка «Любопытство») и (картинка «Удивление»): новые друзья, новые знания, новые открытия. Но я знаю, что вы встретите там и (картинка «Трудность»). И первая трудность, с которой вы столкнетесь – это (картинка «Страх»). Когда мы уходим из привычного места, и нас ожидает много нового, нам всем немного страшно, потому что мы не знаем, как все получится: удастся ли нам обрести новых друзей, а учитель будет добрый или очень строгий, а получится ли у нас учиться на «4» и «5», а вдруг не получится? А вторая трудность, с которой вы столкнетесь, это – (картинка «Лень»). Учеба – это дело серьезное и требует от человека трудолюбия и упорства, а так хочется иногда ничего не делать. А третья трудность – (картинка «Злость»). У нас не всегда с первого раза получается сделать все хорошо, и мы можем разозлиться на себя. Можете разозлиться на учителя: «Почему он такие трудные задания задает?» Можете разозлиться на родителей: «Почему они не помогают?»
Я хочу рассказать вам о том, как эти трудности преодолеть, чтобы вам не было (картинка «Стыд») перед учителями, перед своими одноклассниками, перед родителями и перед нами. И чтобы мы за вас испытывали (картинка «Гордость»). А поможет мне в этом одна история».
3) Мультфильм «А вдруг получится?».
Во время просмотра мультфильма нужно обратить внимание детей на чувства и поступки героев.
4) Динамическая пауза: «Попрыгаем» (Железновы С. и Е. «Аэробика»)
Все встают в круг и повторяют движения за взрослым.
Мы попрыг-, прыг, прыг, попрыгаем,
Прыг, прыг, прыг, попрыгаем,
Прыг, прыг, прыг, попрыгаем,
Чтобы лень стряхнуть!
Мы ножкой дрыг, дрыг, дрыг, подрыгаем,
Дрыг, дрыг, дрыг, подрыгаем,
Дрыг, дрыг, дрыг, подрыгаем,
Чтобы лень лягнуть!
И мы похлоп-, хлоп, хлоп, похлопаем,
Хлоп, хлоп, хлоп, похлопаем,
Хлоп, хлоп, хлоп, похлопаем,
Чтобы лень прогнать!
И нам пора-а-а, пора зевать.
Рот: пора, пора зевать,
Рот: пора, пора зевать,
Чтоб лень напугать!
5) Обсуждение (во время обсуждения взрослый бросает мягкий мяч ребенку, который хочет ответить на вопрос):
Почему попугаю было страшно летать?
Кто помог попугаю преодолеть свой страх?
Как они помогли?
6) Игра «Ты справишься!»: дети поочередно перечисляют, что у них пока не получается, что им трудно, остальные подбадривают их возгласом «Ты справишься!»
7) Игра «Ах, какой ты молодец!»: дети поочередно вспоминают о том, что у них получается, а остальные восклицают «Ах, какой ты молодец!»
8) Обсуждение:
Что вы чувствовали, когда вас подбадривали друзья?
Что вы чувствовали, когда друзья радовались вашим успехам?
9) Видео экскурсия по школе: показать (на видео или слайд-шоу) детям разные помещения и кабинеты школы, рассказать о людях, работающих в школе, рассказать, чем они занимаются и, как важен их труд.
10) Прощание «До свиданья, до свиданья!»
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Оценка достижения планируемых результатов осуществляется в процессе пролонгированных мониторинговых исследований динамики детского развития и поведения.
Мониторинг детского развития проводится два раза в год (в октябре-ноябре и марте-апреле).
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в группах компенсирующей направленности ДОУ, на развитие ребенка.
Мониторинг детского развития включает в себя оценку развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.
Диагностика познавательных способностей включает диагностику перцептивного развития, интеллектуального развития и творческих способностей детей.
Диагностика коммуникативных способностей предполагает выявление способности ребенка понимать состояния и высказывания другого человека, находящегося в наблюдаемой ситуации, а также выражать свое отношение к происходящему в вербальной и невербальной форме. Особое внимание уделяется диагностике построения высказывания ребенка и диагностике межличностных отношений внутри группы.
Диагностика регуляторных способностей включает в себя диагностику эмоциональной и произвольной регуляции поведения ребенка, в частности —эмоционального принятия или отвержения ситуации, которая сложилась в дошкольном учреждении, умения действовать, планировать сложные действия, а также распределять роли и договариваться с партнерами по деятельности.
Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения и тестовых методов.
Для диагностики познавательного развития детей педагог-психолог использует методику, предложенную коллективом соавторов – Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова, А.Н. Орлова, Н.Д. Шматко – в дидактическом пособии «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2009». Процедура обследования познавательного развития детей состоит из десяти субтестов. Пособие оснащено стандартизированным тестовым материалом, который может использоваться в индивидуальной коррекционно-развивающей работе. [20]
Для наблюдения за развитием процессов произвольной регуляции, социализации и эмоционально-волевой сферы ребенка используется опросник «Ребенок глазами взрослого». [24]