Технологическая цепочка получения цифровых фотографических изображений.
Цифровая съемка предполагает пять основных этапов, несущих потенциальную опасность исказить или вовсе утратить драгоценные данные:
А) Экспонирование. С него начинается процесс преобразования информации.
Параметры экспозиции, как и в традиционной фотографии, задаются выдержкой и диафрагмой, именно они определяют количество света, приходящее на светочувствительную матрицу. От правильного выбора этих характеристик зависит главное — сможет ли камера зафиксировать сюжет. Экспозиция определяет фактический тоновый характер снимка, что важно учитывать при последующей коррекции.
В цифровой фотографии увеличение чувствительности означает включение электронных схем усиления сигнала. При этом вместе с сигналом мы получаем и увеличение нежелательных шумов (аналога зернистости), особенно заметных в областях теней и однородного цвета.
Оптическая система — важнейшая часть фотоаппарата. От того, насколько в фокусе находятся важные детали сцены, впрямую зависит качество снимка.
Определение условий съемки в цифровых аппаратах сводится к настройке под так называемую цветовую температуру, обуславливающую цветность, которую приобретают все объекты сцены под действием внешнего освещения
Основным способом анализа изображений традиционно являются гистограммы. Они активно применяются для определения параметров экспозиции и проведения тоновой коррекции полученных фотографий.
Гистограмма служит источником как количественной, так и качественной информации. Общий ее вид о многом поведает профессионалу. Она может использоваться для анализа тонового характера изображения, определения тоновых дефектов и даже условий съемки.
Одна из целей работы с гистограммой — определение тоновых особенностей кадра: общей его тональности, усредненного уровня его светлоты (темной, светлой и средней).
Б) Оцифровка. Во время экспонирования свет, отраженный объектами сцены, проходит через оптическую систему камеры и попадает на светочувствительную матрицу. Под действием света ячейки матрицы вырабатывают электрический ток. Сигналы подвергаются оцифровке, результат которой впрямую зависит от качества электроники и выбранного режима работы аппарата. На обработке сказываются многие факторы: фоновый ток матрицы, тепловые шумы, интерполяция пространственного Байеровского фильтра, баланс белого, гамма-коррекция (а еще есть функции подавления шумов, повышения резкости, увеличения чувствительности и т. д.). Повлиять на оцифровку мы можем лишь отчасти. Основные факторы лежат в области технических решений, реализованных на аппаратном уровне.
В) Сохранение данных. Зафиксированное изображение должно быть сохранено в памяти цифровой камеры, проблема сводится к выбору подходящего графического формата. Практически все камеры предлагают как минимум два метода: форматы, использующие компрессию с потерями, и без нее.
Г) Коррекция (редактирование). После получения снимка большинство пользователей желают, как правило, слегка его поправить: осветлить/затемнить, повысить резкость, исправить цветовой баланс и т. д. На этом этапе традиционно применяются различные пакеты растровой графики (Adobe Photoshop или простенький редактор, поставляемый с камерой). Но недостаточное понимание процессов редактирования приводит к последствиям более грозным, чем ошибки на всех предыдущих этапах вместе взятые.
Д) Вывод на печать.
18. <<Твердые копии>> как цифровые фотографические материалы. Основные способы получения <<твердых копий>>. Понятие <<гибридных>> фотографических технологий.
У пользователя цифровой фотокамеры потребность печатать отснятые кадры возникает далеко не всегда. Большинство современных цифровых фотоаппаратов оснащены видеовыходом, что позволяет просматривать полученные изображения на экране телевизора или при помощи проектора, а при наличии компьютера файлы можно скопировать на жесткий диск и воспроизводить на мониторе. Во многих случаях пользователям цифровых фотоаппаратов проще и удобнее просматривать и пересылать изображения непосредственно в электронном виде. И хотя количество «цифровых» отпечатков год от года увеличивается, подавляющее большинство цифровых снимков по-прежнему существует исключительно в электронном виде.
По большому счету существует два варианта получить твердые копии: можно либо самостоятельно отпечатать изображения на домашнем или офисном принтере, либо обратиться в специализированную сервисную службу (фотолабораторию). Каждый из этих вариантов имеет как свои достоинства, так и недостатки.
Самостоятельная печать снимков обеспечивает максимальную оперативность, конфиденциальность и возможность собственноручно поэкспериментировать с настройками печати, добиваясь наилучшего результата.
Из недостатков данного способа следует отметить довольно значительные начальные вложения (необходимо как минимум приобрести печатающее устройство), а также относительно высокую стоимость отпечатков. При использовании оригинальных расходных материалов затраты на печать фотокарточки формата 10Ѕ15 см составляют в среднем от 9 до 20 руб. Кроме того, пользователю необходимо самостоятельно следить за техническим состоянием устройства, устранять периодически возникающие проблемы (замятие бумаги, засорение печатающей головки и т.п.) и своевременно приобретать расходные материалы.
Процедура печати цифровых снимков в специализированной фотолаборатории во многом схожа с той, к который привыкли владельцы пленочных аппаратов. Отдав оператору карту памяти или иной носитель с цифровыми изображениями, можно тут же выбрать на экране нужные снимки, тип и формат бумаги и прочие параметры, после чего будет выполнена печать «химическим» способом на традиционной фотобумаге. Сегодня печать цифровых снимков в фотолаборатории обходится (по крайней мере в России) заметно дешевле, чем на струйных или сублимационных фотопринтерах. Кроме того, печать фотографий в специализированной лаборатории отличается максимальной простотой и отсутствием больших начальных затрат, поскольку пользователю не надо приобретать печатающее устройство и заниматься его обслуживанием, покупать расходные материалы и т.д.
Для удобства пользователей многие фотолаборатории, специализирующиеся на печати цифровых изображений, создают собственные онлайновые сервисы. С их помощью пользователь может отправить свои изображения на печать не выходя из дома — загрузив их через Интернет на веб-сайт фотолаборатории или отправив по электронной почте.
Гибридизация – Сцена, зафиксированная на слайд, сегодня рассматривается нами как начальный этап в технологии получения отражающих отпечатков (но не проекционных изображений). Чтобы получить со слайда высококачественный отпечаток, изображение должно быть подвергнуто обязательной цветокоррекции, поскольку, как было сказано в начале статьи, слайд и сегодня выпускается в расчете на проекционный показ или показ на просмотровом столе (а это значит, что сдвиг хроматического баланса слайд-изображений в синюю сторону, призванный компенсировать желтизну проекционной лампы, и повышенная гамма тонопередачи, являются сегодня сугубо паразитными факторами). Без сомнения, возможности современной электронной коррекции несопоставимо шире, чем возможности традиционного «аналогового» маскирования, и поэтому, конечно же, слайд подвергается оцифровке. Собственно это и есть момент «гибридизации» технологий — момент совмещения технологии традиционной пленочной регистрации сцен с цифровой технологией обработки электронных изображений этих сцен.
Иными словами, оцифровка в контексте гибридной технологии представляет собой конверсию оптического сигнала слайда в электрический сигнал цифрового изображения — важнейший и ответственнейший этап в современной цветорепродукционной цепочке.