Мачнева О. «Так вот он какой, Лобачевский?» // Вечерняя Казань, 2004, 1 дек, № 197. С.1.

Мачнева О. «Так вот он какой, Лобачевский?» // Вечерняя Казань, 2004, 1 дек, № 197. С.1. - student2.ru

В другой статье О. Мачневой «Так вот он какой, Лобачевский?» приведена была забавная история о поисках настоящего Лобачевского в стенах Научной библиотеки. Дело в том, что некая читательница сообщила в редакцию о том, что портреты Лобачевского не имеют ничего общего с его реальным обликом. «На самом деле Лобачевский – сообщала эта читательница – был ужасно некрасивым, а его портреты написаны с красавца гвардейского офицера». А затем она порекомендовала побывать сотрудникам газеты в научной библиотеке имени Лобачевского и полистать труды "лобачевсковедов". (Мачнева О. Так вот он какой, Лобачевский? // Вечерняя Казань, 2004, 1 дек, № 197. С.1.) Корреспонденты газеты решили последовать этому совету. И вот, что они сообщили. «В библиотеке нам не пришлось долго копаться в архивах, чтобы увидеть фотографию, на которой Лобачевский не похож сам на себя, вернее, на традиционные портреты и скульптурные изображения Лобачевского. Маленький портретик с дагерротипа, снятого в 1855 году, оказался на стенде за стеклом. "Неужели это Лобачевский?" - ахнули мы, пытаясь разглядеть в простоватом и полноватом лице хоть какой-то намек на классические греко-римские черты с привычных портретов Лобачевского. "Конечно, он. Просто в старости, за несколько месяцев до смерти - больной, ослепший... Потому и непохож", - объяснили нам библиотекари разительное несходство». (Там же.)

Приведем еще один отрывок из этой же статьи. «В любом случае, фото Лобачевского в старости - единственное документальное изображение великого геометра (искусство фотографии только-только появилось в России, и Лобачевского успели запечатлеть), поэтому ему приходится доверять больше, чем всем вместе взятым художественным портретам. Даже если предположить, что к старости Лобачевский действительно изменился, не мог же он измениться до такой степени! Правда, учитывая, какие изменения претерпела внешность лидера украинской оппозиции Виктора Ющенко за последний год, и не в такие чудеса поверишь - чего только жизнь с людьми не вытворяет.. Так, значит, вот он все-таки был какой, Николай Иванович Лобачевский - не красивый, не обладающий классическими и благородными чертами лица, а имеющий самую что ни на есть заурядную внешность? А что думают по этому поводу специалисты? Бывший доцент мехмата КГУ, а ныне пенсионер Геннадий Изотов долгие годы изучал биографию и труды Лобачевского:

- Я вполне доверяю портретам и памятнику. На дагерротипе Николай Иванович - пожилой, больной, располневший... А на портретах - молодой, красивый и величественный. Конечно, художники имеют право на личный домысел, но если сравнить все старые портреты Лобачевского, они все-таки похожи друг на друга. Не могли же все художники врать как один?.. К тому же, если не верить в лучшее, то зачем тогда жить?» (Там же).

Мы не случайно так подробно остановились на этих интересных статьях о поисках истинного Лобачевского. Рассмотренные нами отрывки довольно точно отражают некоторые представления об образе Лобачевского. Они также говорят о том, что портретные изображения Лобачевского в наше время имеют весьма большое значение для формирования его образа и даже восприятия его научной и жизненной биографии. Попытаемся сделать некоторые выводы. Последний, прижизненный портрет Лобачевского, очень часто воспринимается, как нечто весьма противоположное тому образу Лобачевского, который традиционно связан с его привычными портретами. Молодой и успешный ученый с классическими и благородными чертами лица на портретах и простоватый, располневший человек на фотоизображении … Для многих это даже является причиной сомнений в том, были ли изображения Лобачевского подлинными. И еще один аспект – последний портрет Лобачевского очень часто приводится как доказательство трагического завершения жизни ученого, его непризнания и личной жизненной драмы. Так ли это? Здесь мы, во-многом, находимся в плену впечатлений, но так уж устроен человек – изображения неизменно формируют определенные образы, которые, впрочем, можно интерпретировать очень различно.

https://vk.com/nightofsciencekfu

Мачнева О. «Так вот он какой, Лобачевский?» // Вечерняя Казань, 2004, 1 дек, № 197. С.1. - student2.ru

А вот совсем недавняя интерпретация известного портрета Лобачевского, ставшая логотипом очередной «Ночи науки в КФУ». На логотипе картина Л. Крюкова стилизована таким образом, что Лобачевский приобретает черты киборга-терминатора, персонажа известного американского фантастического боевика 80-х гг. XX в. «Терминатор». Сверху логотипа одна из цитат этого фильма «I’ll be back» (Я вернусь»). Задача подобной стилизации – привлечь внимание массовой аудиторий к проводимому мероприятию. При этом используются хорошо узнаваемые герои массовой поп-культуры. Почему Лобачевский представлен на современном логотипе в образе мощного киборга-убийцы? Случаен ли этот выбор? Может быть, в данном случае организаторы хотели подчеркнуть силу и авторитет Лобачевского, которыми он обладал в университетском сообществе? Не является ли основной мыслью данной стилизации и идея о том, что главный университетский персонаж должен быть круче всех? Или же подобная стилизация вызвана лишь особенностями современного ироничного восприятия действительности? (что называется – просто «прикольно»). Так или иначе, для нас подобная интерпретация известного портрета важна как пример еще одного из современных образов Лобачевского, который мы увидели в нашей повседневности. Что ж, это еще один образ Лобачевского, который мы запечатлеваем в своем сознании и … идем дальше.

Продолжение следует

Наши рекомендации