Н.И. Лобачевский . Неизвестный худ. Копия с портрета работы (?) Л.Д. Крюкова . Холст. Масло. 31х26,5. В наст. время находится в Нац. музее Респ. Татарстан. Подписи худ. нет.
Н.И. Лобачевский . Неизвестный худ. Копия с портрета работы (?) Л.Д. Крюкова . Холст. Масло. 31х26,5. В наст. время находится в Нац. музее Респ. Татарстан. Подписи худ. нет.
Фото автора из книги Н.И. Лобачевский. Научно-педагогическое наследие. Руководство Казанским университетом. Фрагменты. Письма / Н. И. Лобачевский ; под общ. ред. П. С. Александрова [и др.] ; Отв. ред. П. С. Александров и Б. Л. Лаптев. - Москва : Наука, 1976.
Книга известного отечественного физика и популяризатора науки Вольдемара Петровича Смилги (1929-2009) «Молодые годы Николая Ивановича Лобачевского» . Изд. Добросвет, 2015. , где на обложке использована картина Л. Крюкова.
http://skupiknigi.ru/static-cat_0281639_year_Asc.html?viewMode=Grid
Кстати, в самой известной своей книге «В погоне за красотой» (1968) Смилга рассказывал об истории попыток доказательства пятого постулата Евклида и создании неевклидовой геометрии.
Примечательно, что В.П. Смилга принимал участи в качестве научного консультанта в документальном фильме 1983 г. режиссера Е. Гордиенко по сценарию А. Липкова "Николай Лобачевский" из цикла "Великие имена России"
В.П. Смилга Кадры из фильма.
https://www.youtube.com/watch?v=XmkVDNfNi1Q
Авторство этого портрета также доподлинно неизвестно, но его приписывают все тому же Л. Крюкову. Портрет поступил в Гос. музей АССР из музейного фонда Татнаркомпроса (дата регистрации 28 мая 1926 г.) Портрет был приобретен у внучатого племянника Н.И. Лобачевского–Бориса Петровича Ильина, который получил его из собрания И.Е. Великопольского, зятя Лобачевского. ((Дульский П.М. Строитель Казанского университета великий русский математик Н.И. Лобачевский и его иконография // Каган В.Ф. Лобачевский. М.;Л. 1948. С. 485).
Вот какое описание этого портрета дает П. Корнилов: «На серовато-пепельном фоне изображена, сидящая в кресле, фигура Н.И. Лобачевского ¾ вправо, по пояс. Он в черном сюртуке, белой рубашке, с черной косынкой и орденом св. Анны на шее. В петлице левой стороны другой орден. Левая рука покоится на столе, правая около нее. Лицо обработано в розоватых тонах, глаза серо-синие, большие брови, волосы сильно всклокочены на висках и темени». (Корнилов П. Портреты Н.И. Лобачевского. (опыт иконографии) // Н.И. Лобачевский в Казани. Казань, 1926. С. 11-12). Портрет этот был известен немногим и не имел множества копий. Впервые репродуцирован он был в 1926 году в книге «Н.И. Лобачевский в Казани. Памятка к 100 летию со дня открытия им неэвклидовой геометрии». (Корнилов П. Портреты Н.И. Лобачевского. (опыт иконографии) // Н.И. Лобачевский в Казани. Казань, 1926. С. 13-14).
Первая репродукция портрета в книге «Н.И. Лобачевский в Казани. Памятка к 100 летию со дня открытия им неэвклидовой геометрии».
Фото автора
Более крупная репродукция была сделана в книге «Столетие неэвклидовой геометрии Лобачевского». Казань. 1927.
Фото авора
Идею о том, что автором портрета является Л. Крюков, высказал все в той же книге «Н.И. Лобачевский в Казани» Петр Евгеньевич Корнилов. Сделал он это на основании писем Н.И. Лобачевского к И.Е. Великопольскому. В письме от 4 января 1839 года Лобачевский писал, что «портрет его жены и его самого еще не докончены», имея в виду отослать эти портреты в Москву к Великопольскому. (Там же. С. 13). Портреты эти, по словам Лобачевского, выполнял Л. Крюков.
Дополнения к этим соображениям можно найти в книге Н.И. Лобачевский. Научно-педагогическое наследие. Руководство Казанским университетом. Фрагменты. Письма. Здесь приводятся следующие соображения: «Время написания портрета можно ориентировочно установить по изображенным орденам, так как даты награждений Лобачевского известны из его формулярных списков. На орденской ленте на шее находится орден Св. Анны 2-й степени, награждение которым произошло в июне 1836. Следующий более высокий орден св. Анны 2-й степени с «короной украшенный», Лобачевский получил в окт. 1840 г. На портрете этого ордена нет. К тому же из переписки Лобачевского с Великопольским известно, что художник Крюков заканчивал в январе 1839 г. портрет Лобачевского для отправки Великопольским в Москву. Если в письме упоминается именно рассматриваемый портрет, то дата портрета – 1839 год, а художник–Крюков». (К иконографии Н.И. Лобачевского // Н.И. Лобачевский. Научно-педагогическое наследие. Руководство Казанским университетом. Фрагменты. Письма. С. 654).
От себя добавим, что из письма видно только, что Л. Крюков действительно писал в нач. 1839 г. какой-то портрет Лобачевского, причем, по словам Лобачевского, Крюков писал одновременно и портрет его жены. Портрет жены Лобачевского не сохранился. Возможно, это был парный портрет, на котором Лобачевский и его жена были изображены вместе. Учитывая то обстоятельство, что Л. Крюков часто писал семейные портреты, это вполне возможно. Тогда вряд ли можно делать вывод о том, что речь в письме шла именно о рассматриваемом здесь портрете. Хотя и исключать такую возможность тоже нельзя.
Чем же еще интересен этот портрет? На наш взгляд, это самый «живой» портрет Лобачевского из всех известных. Почему? По нашему мнению, в отличие от предыдущего портрета, так же приписываемого Крюкову, он передает психологические черты Николая Ивановича Лобачевского. Присмотритесь внимательнее к выражению лица Николая Ивановича на этой картине. На губах Лобачевского можно заметить легкую ироническую улыбку. Случайно ли это? На наш взгляд, не случайно. Многие современники говорили об иронии Лобачевского, о его чувстве юморе. По воспоминаниям П.М. Коринфского «глаза Лобачевского блистали умом, на губах нередко скользила ироническая улыбка». (Из воспоминаний П.М. Коринфского // Модзалевский Л.Б. Материалы для биографии Н.И.Лобачевского М.-Л. АН СССР. 1948. С. 659). По словам Н.П. Вагнера, одной из существенных черт характера Лобачевского была насмешливость. (Воспоминания Н.П. Вагнера // Модзалевский Л.Б. Материалы для биографии Н.И.Лобачевского. С. 659).
В наибольшей степени отражает данный портрет и внешний облик ученого. По словам того же профессора Вагнера, оставившим описание внешности Лобачевского, «на этой гениальной голове была целая шапка густых темно-русых волос, которые слегка курчавились и торчали вихрами во все стороны». В этом смысле портрет также довольно точно отражает эти особенности внешнего вида Николая Ивановича. Правда, возможно, что на портрете волосы причесаны по моде тех лет (т.н. прическа «en coup de vent» т.е. «в порыве ветра»).
Итак, об иронии Лобачевского. Многие современники отмечали, что, несмотря на сосредоточенность и некоторую угрюмость, Н.И. обладал отменным чувством юмора. Всем известны шалости, которые отличали Лобачевского еще в юности. Не случайно студенты в известной песенке об университетских преподавателях пели:
«А наш ректор Лобачевский
Громко хохотал)».
(Записи П.А. Пономарева // Модзалевский Л.Б. Материалы для биографии Н.И.Лобачевского. С. 673).
Вот лишь некоторые воспоминания, дающие представление о юморе Лобачевского и его ироническом отношении к жизни.
Однажды Лобачевский присутствовал на похоронах одной казанской аристократки, которая приходилась родственницей попечителю. Архимандрит Гавриил, произнося речь, сказал, что усопшей было 60 лет от роду, но продолжая речь, в одном месте он вдруг сделал многозначительную паузу и глубокомысленно вопросил: « а что была болярыня назад тому 70 лет?» Лобачевский, заметив эту ошибку, крайне удивился и не мог удержаться, чтобы мимически не выразить своего изумления. Гавриил увидел на лице Лобачевского лютую ироническую улыбку и вспомнил, что усопшей было только 60, а не 70 лет. Он тут же решил исправиться и отпарировать Лобачевскому его же оружием, то есть математикой. Поэтому Гавриил глубокомысленно помолчал, а затем, отвечая на свой же вопрос, философски продолжил: «усопшая болярыня назад тому семьдесят лет была математической точкой, которая существует только в воображении ее родителей, а потом, через десять лет, она явилась в этот свет». Рассказывали, что Лобачевский после упрекнул Гавриила в том, что он в проповедях своих выходит из богословских рамок и залезает в математику, а Гавриил отвечал Лобачевскому, с которым они были на ты: «а ты думаешь, что я не заметил, что как ты обрадовался моей ошибке и думал, что я нагорожу чепухи, нет! Я вовремя спохватился и за злорадство, написанное на твоем лице, решился побить тебя твоим же математическим оружием». (Из воспоминаний А.И. Ильинского // Модзалевский Л.Б. Материалы для биографии Н.И.Лобачевского. С. 657).
Лобачевский любил шутить по поводу одного немца, профессора терапии, Линдгрена. Тот завел гомеопатическую аптеку на месте короткой улицы, которая в просторечье звалась «односторонка», заканчивавшейся крутым обрывом. Место это являлась, видимо, местом народных гуляний. Лобачевский рассказывал, что «теперь простой народ уже не ходит на «односторонку»: у профессора–немца, говорят, целая аптека, разумеется, гомеопатическая, и всякого, кто пройдет мимо нее, от гомеопатических испарений или стошнит, или еще хуже…сделается расстройство желудка». Рассказывая это, сам Лобачевский хохотал громко и совершенно искренне. (Воспоминания Н.П. Вагнера // Модзалевский Л.Б. Материалы для биографии Н.И.Лобачевского. С. 641).
Еще одна история связана с именем знаменитого профессора истории Н.И. Иванова. Это был, по словам Вагнера, желчный, придирчивый господин, со злобными, тусклыми, зеленовато-серыми глазами. Лобачевский рассказывал об Иванове, что тот после одного диспута, на котором он был побежден докторантом, (кстати, это был впоследствии известный славист В.И. Григорович) он был буквально взбешен. «Приехал домой, – говорил Лобачевский, – поцеловал жену, и она тоже взбесилась». (Воспоминания Н.П. Вагнера // Модзалевский Л.Б. Материалы для биографии Н.И.Лобачевского. С. 636).
Не удивительно, что Лобачевскому был очень близок юмор Н.В. Гоголя. Часто по вечерам Лобачевский, собирая весь домашний кружок своей семьи, читал вслух «Вечера на хуторе» и «Миргород» Гоголя. «Положительному, математическому уму Лобачевского нравился юмор великого писателя, и он от души хохотал над хохлацкими остротами казака Дороша». (Воспоминания Н.П. Вагнера // Модзалевский Л.Б. Материалы для биографии Н.И.Лобачевского С. 641).
Если сравнить два портрета, авторство которых приписывается Л. Крюкову, то, на наш взгляд, можно заметить, что они весьма существенно отличаются. Рассматриваемый нами портрет, как уже было сказано, кажется нам более «живым», наиболее отражающим психологические черты изображаемого. Возможно, это лишь субъективный взгляд. И все же сравнивая два портрета, мы видим определенное сходство. Это позволяет говорить о том, что на портретах изображен один и тот же человек.
Орден Святой Анны 2-й степени. Согласно установленным правилам носился на шее
Автору довелось познакомиться с двумя любопытными статьями, опубликованными в газете «Вечерняя Казань», посвященными тому, как же на самом деле выглядел Лобачевский.
...В ноябре 2004 года, когда КГУ праздновал свое 200-летие, в Казань приезжали потомки Лобачевского. Университетская общественность тогда была поражена, насколько праправнук Лобачевского по женской линии 30-летний Константин, похож на своего великого прапрапрадеда. В статье О. Мачневой «У младшего Лобачевского не хватило денег на защиту диссертации» была приведена фотография Константина на фоне знаменитого скульптурного изображения Лобачевского. Как видно из этого фото, профили двух родственников действительно имеют некоторое сходство.
Продолжение следует
Н.И. Лобачевский . Неизвестный худ. Копия с портрета работы (?) Л.Д. Крюкова . Холст. Масло. 31х26,5. В наст. время находится в Нац. музее Респ. Татарстан. Подписи худ. нет.
Фото автора из книги Н.И. Лобачевский. Научно-педагогическое наследие. Руководство Казанским университетом. Фрагменты. Письма / Н. И. Лобачевский ; под общ. ред. П. С. Александрова [и др.] ; Отв. ред. П. С. Александров и Б. Л. Лаптев. - Москва : Наука, 1976.
Книга известного отечественного физика и популяризатора науки Вольдемара Петровича Смилги (1929-2009) «Молодые годы Николая Ивановича Лобачевского» . Изд. Добросвет, 2015. , где на обложке использована картина Л. Крюкова.
http://skupiknigi.ru/static-cat_0281639_year_Asc.html?viewMode=Grid
Кстати, в самой известной своей книге «В погоне за красотой» (1968) Смилга рассказывал об истории попыток доказательства пятого постулата Евклида и создании неевклидовой геометрии.
Примечательно, что В.П. Смилга принимал участи в качестве научного консультанта в документальном фильме 1983 г. режиссера Е. Гордиенко по сценарию А. Липкова "Николай Лобачевский" из цикла "Великие имена России"
В.П. Смилга Кадры из фильма.
https://www.youtube.com/watch?v=XmkVDNfNi1Q
Авторство этого портрета также доподлинно неизвестно, но его приписывают все тому же Л. Крюкову. Портрет поступил в Гос. музей АССР из музейного фонда Татнаркомпроса (дата регистрации 28 мая 1926 г.) Портрет был приобретен у внучатого племянника Н.И. Лобачевского–Бориса Петровича Ильина, который получил его из собрания И.Е. Великопольского, зятя Лобачевского. ((Дульский П.М. Строитель Казанского университета великий русский математик Н.И. Лобачевский и его иконография // Каган В.Ф. Лобачевский. М.;Л. 1948. С. 485).
Вот какое описание этого портрета дает П. Корнилов: «На серовато-пепельном фоне изображена, сидящая в кресле, фигура Н.И. Лобачевского ¾ вправо, по пояс. Он в черном сюртуке, белой рубашке, с черной косынкой и орденом св. Анны на шее. В петлице левой стороны другой орден. Левая рука покоится на столе, правая около нее. Лицо обработано в розоватых тонах, глаза серо-синие, большие брови, волосы сильно всклокочены на висках и темени». (Корнилов П. Портреты Н.И. Лобачевского. (опыт иконографии) // Н.И. Лобачевский в Казани. Казань, 1926. С. 11-12). Портрет этот был известен немногим и не имел множества копий. Впервые репродуцирован он был в 1926 году в книге «Н.И. Лобачевский в Казани. Памятка к 100 летию со дня открытия им неэвклидовой геометрии». (Корнилов П. Портреты Н.И. Лобачевского. (опыт иконографии) // Н.И. Лобачевский в Казани. Казань, 1926. С. 13-14).