Интерпретация и обсуждение формальных показателей
Таблица 5. Формальные показатели результатов методики "Мой жизненный путь"
Показатели | Значения показателей | Возможные причины (вероятность) | Возможные замечания и вопросы | Примеры рисунков в Атласе |
1. Положение листа | 1.1. Вертикальное (портретное) | Предрасположенность к агрессивному реагированию (0.5) | 2, 5, 8, 13, 15, 18, 21, 24, 26, 27, 29, 30, 32, 33, 35, 36 | |
1.2. Горизонтальное (пейзажное) | Предрасположенность к защитному реагированию (0.5) | 3, 6, 7. 9, 14, 16, 19, 20, 22, 23, 25, 28, 31, 37, 38 | ||
1.3. Меняется | Пластичность, адаптивность (0.7) | В процессе рисования Вы изменяли положение листа. С чем это связано? Как часто Вы меняете свое поведение в различных ситуациях? Что позволяет Вам менять свои поступки, представления, отношения? Чем полезно для Вас умение изменяться? В каких случаях Вы можете позволить себе изменить своим привычкам, правилам, принципам, убеждениям? Когда Вы не изменяете себе? К чему это приводит? | 13, 18, 20, 33 | |
2. Положение рисунка на листе | 2.1. В центре | Уравновешенность (0.5) | 2, 5, 20, 22 | |
2.2. Сверху | Дистанция, негативное отношение к окружению, сопротивление, "отталкивание" (0.6) | Ваш рисунок расположен в верхней части листа. Как Вы думаете, почему Вы сделали рисунок именно в этом месте? Что помешало Вам сделать изображение в другой части листа? Что заставило Вас ограничить свой выбор? Внешние обстоятельства или внутренние причины: привычки, чувства? | 8, 18, 21, 24, 26, 27, 33, 35 | |
2.3. Внизу | Принятие окружения, подчинение (0.6) | Ваш рисунок расположен в нижней части листа. Как Вы думаете, почему Вы сделали рисунок именно в этом месте? Что помешало Вам сделать изображение в другой части листа? Что заставило Вас ограничить свой выбор? Внешние обстоятельства или внутренние причины: привычки, чувства? | 9, 32, 40 | |
2.4. Слева | Замкнутость, стремление к защите - у правшей (0.5) | Ваш рисунок расположен у левого края листа. Как Вы думаете, почему Вы сделали рисунок именно в этом месте? Что помешало Вам сделать изображение в другой части листа? Что заставило Вас ограничить свой выбор? Внешние обстоятельства или внутренние причины: привычки, чувства? | 9, 18, 27, 32, 37 | |
2.5. Справа | Открытость, раскрепощенность - у правшей (0.5) | Ваш рисунок расположен у правого края листа. Как Вы думаете, почему Вы сделали рисунок именно в этом месте? Что помешало Вам сделать изображение в другой части листа? Что заставило Вас ограничить свой выбор? Внешние обстоятельства или внутренние причины: привычки, чувства? | 13, 14, 40 | |
3. Размеры рисунка | 3.1. Очень крупный, не влезает в рамки листа | Чрезмерное возбуждение, несдержанность, импульсивность, снижение самоконтроля (0.8). Отсутствие предварительного плана (0.7) | Ваш рисунок имеет очень крупные размеры и не влезает в рамки листа. Как Вы думаете, почему? С чем это связано? Каковы причины столь крупных размеров изображения? Что мешает Вам вписаться в имеющиеся рамки? Когда еще Вы выходите за пределы общепринятого? К чему это может приводить? Что это Вам дает? Чем это может быть полезно для Вас? В каких ситуациях это может помешать Вам? | 4, 7, 16, 33 |
3.2. Крупный | Преобладание возбуждения над торможением, уверенность в себе, высокая самооценка (0.6) | 2, 5, 13, 15, 25, 28, 29 | ||
3.3. Мелкий | Преобладание торможения над возбуждением, тревожность (0.6) | 3, 21, 22, 40 | ||
3.4. Очень мелкий | Чрезмерная заторможенность (0.8) | Ваш рисунок имеет очень маленькие размеры. Как Вы думаете, что помешало Вам рисовать более крупно? С какими чувствами связана эта причина? В каких еще случаях в Вашей жизни возникают подобные чувства? К чему это приводит? Что это дает Вам? Чем это может помешать? Что может случиться, если Вы будете действовать более свободно? В каких случаях Вы можете отказаться от "тормозов"? Что может заставить Вас забыть об осторожности? | 9, 18, 24, 26, 27 | |
4. Общая форма рисунка | 4.1.Замкнутость контура | Стремление к защите (0.5) | 20, 23, 39, 40 | |
4.2. Асимметричность | Активность, динамичность (0.6) | 2, 5, 7, 8, 14, 23, 25, 31, 35, 36 | ||
4.3. Большое количество острых углов | Агрессивность, раздражение (0.7) | В Вашем рисунке встречается довольно много острых углов. Как Вы полагаете, о чем это может свидетельствовать? Что это выражает? Какие чувства Вы испытываете, изображая острые углы? В каких еще случаях Вы испытываете подобные чувства? К каким последствиям это может приводить? Когда это может приносить пользу? А когда мешает? | 2, 4, 5, 7, 8, 13, 14, 15, 16, 24, 32 | |
5. Сила нажима, толщина линий | 5.1. Значительная | Высокий мышечный тонус, напряжение, усилие (0.7) | Вы рисовали с довольно сильным нажимом. О чем это может свидетельствовать? В каких еще случаях Вы также испытываете напряжение? Чем вызвано это напряжение? К каким последствиям оно может приводить? Что будет, если Вы расслабитесь? | 4, 7, 8, 13, 15, 16, 30, 33 |
5.2. Незначительная | Расслабленность, спокойствие (0.6) | 1, 5, 6, 11, 20, 29, 37 | ||
6. Постоянство нажима | 6.1. Одинаковый | Стабильность, устойчивость (0.6) | 5, 21, 24, 28 | |
6.2. Неодинаковый | Неустойчивость (0.7) | Ваш нажим в процессе рисования менялся, был то сильным, то слабым. С чем это связано, о чем это может говорить? К чему это может приводить? | 2, 3, 4, 7, 8. 16, 25, 31, 32, 33, 39, 40 | |
7. Пунктирный, прерывистый характер линий | Неуверенность (0.6) | Вы рисовали короткими, прерывистыми, пунктирными линиями. С чем это связано, о чем это может говорить? К чему это может приводить? | 9, 10, 12, 23, 39, 40 | |
8. Повторная обводка линий | Значимость (0.7) | Вы повторно обвели часть рисунка. Зачем Вы это сделали? Что именно привлекло Ваше внимание? Что Вам хотелось подчеркнуть? | 2, 3, 4, 7, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 23, 25, 26, 30, 31, 33, 36, 37, 38, 39 | |
9. Неточность соединения | Небрежность (0.7) Нарушение координации движений (0.6) | Некоторые линии Вашего рисунка неточно соединяются друг с другом. Как Вы думаете, почему это произошло? Насколько качественно Вы старались выполнить это задание? Если Вы торопились и рисовали не очень тщательно, то с чем это связано? Какие чувства вызвало у Вас это задание? Что было наиболее неприятным или трудным для Вас? Что вызвало бы у Вас больший интерес и желание к работе? | 6, 17, 22 | |
10. Дрожание, тремор | Нарушение координации движений (0.6) | |||
11. Штриховка | 11.1. Значительная плотность | Страхи, фобии (0.8) | Вы довольно плотно заштриховали часть рисунка. Как Вы думаете, с чем это связано? Какой смысл имеет эта штриховка? Что она позволяет сделать для Вас? Что Вы хотели показать или скрыть с помощью этой штриховки? Чему эта часть рисунка может соответствовать в Вашей жизни? | 4, 7, 8, 14, 15, 16, 19, 23, 30, 32, 33, 40 |
11.2. Значительная площадь | Общая тревога, беспокойство, напряжение, озабоченность (0.7) | Вы заштриховали значительную часть Вашего рисунка. Как Вам кажется, о чем это может свидетельствовать? Что выражает эта штриховка? Почему Вам захотелось заштриховать изображение? В каких еще случаях Вы испытываете подобные чувства? К каким последствиям это может приводить? Когда это может приносить пользу? А когда мешает? | 4, 7, 16 | |
11.3. Геометрический характер | Наличие шизоидных черт характера (0.5) | 15, 16 | ||
12. Тщательность, подробность и количество деталей | 7.1. Значительное количество деталей | Мотивированность, заинтересованность, значимость, привлекательность (0.8) | Ваш рисунок состоит из большого количества деталей. Что привлекло Ваше внимание к выполнению задания? Что именно было наиболее интересным для Вас в этой работе? Что еще интересует Вас в Вашей жизни? | 1, 2, 4, 5, 6, 15, 16, 19, 20, 21, 25, 29, 30, 33, 39, 40 |
7.2. Незначительное количество деталей, чрезмерная схематичность | Недостаток сил, нежелание прикладывать усилие, слабая заинтересованность (0.7) | В Вашем рисунке мало деталей, он очень схематичен. Насколько интересным для Вас было выполнение этого задания? Что вызвало бы у Вас больший интерес и желание к работе? Что именно интересует Вас в Вашей жизни? | 3, 9, 10, 13, 17, 18, 22, 24, 26, 27, 28 | |
13. Особенности деталей | 8.1. Повторяемость | Стереотипность (0.7) | В вашем рисунке эта деталь часто повторяется. Какой смысл она имеет для путника? С чем в Вашей жизни она ассоциируется? Что повторяется в Вашей жизни? | 6, 9, 10, 12, 15, 16, 18, 20, 21, 23, 24, 28, 30, 31, 32, 36 |
8.2. Большое количество второстепенных деталей | Вытеснение, стремление не замечать проблемы, не обращать внимания на цели, игнорировать существенные обстоятельства (0.7) | Вы изобразили довольно большое количество деталей. Как Вам кажется, какой смысл они имеют? Насколько они важны для путника? Что Вам хотелось показать, изображая их? От чего более существенного они могут отвлекать? С чем в Вашей жизни она ассоциируется? Что отвлекает Вас в Вашей жизни? | 6, 19 | |
8.3. Зачеркивание | Негативное отношение (0.7) | Вы зачеркнули эту деталь. Почему Вы ее зачеркнули? Чем Вы не удовлетворены? Что Вам хотелось бы изменить? Что она означает для путника? Чему она соответствует в Вашей жизни? Что бы Вам хотелось отменить в Вашей жизни? | 4, 8, 19, 35, 38 | |
8.4. Подчеркивание | Значимость (0.7) | Вы подчеркнули эту деталь. Зачем Вы ее подчеркнули? Почему она привлекает Ваше внимание? С чем она связана в Вашей жизни? Что бы вы хотели подчеркнуть в Вашей жизни? | 6, 11, 18, 19, 36 | |
8.5. Перерисовывание | Значимость (0.7). Отсутствие предварительного плана (0.6) | Вы заново перерисовали эту деталь. Чем Вы не удовлетворены? Что хотелось бы изменить? Что эта деталь выражает в Вашей жизни? Что бы Вам хотелось переделать в Вашей жизни? | 8, 13 | |
8.6. Обрамление | Значимость (0.7). Стремление к защите (0.6) | Вы обвели эту деталь в рамку. Как Вы думаете, о чем это может свидетельствовать? Что побудило Вас это сделать? Чему эта деталь соответствует в Вашей жизни? | 23, 29, 39, 40 | |
8.7. Карикатурность | Негативное отношение (0.6) | Эта деталь кажется мне карикатурной. Насколько то, что Вы нарисовали, соответствует Вашему замыслу? Какое отношение Вы хотели выразить, изобразив эту деталь в смешном виде. С чем она ассоциируется в Вашей жизни? | ||
8.8. Наползание друг на друга | Отсутствие предварительного плана (0.6) | Эти детали пересекаются, наползают друг на друга. С чем это связано? | 4, 8, 13, 16, 17, 19, 20, 33, 35, 36 | |
14. Разделители (линии, сгибы) | Стремление к защите (0.7) | На Вашем рисунке есть линии, которые отделяют одни части изображения от других. Какой смысл они несут? Что Вы хотели выразить с их помощью? С чем в Вашей жизни связаны эти линии? | 11, 13, 15, 26 | |
15. Надписи, символы | Комментарии, затруднения в наглядно-образной и практической деятельности (0.5) | 3, 4, 5, 11, 12, 13, 14, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 33, 35, 36, 37, 38, 39, 40 | ||
16. Особые феномены | 16.1. Замена рисунка текстом | Преобладание абстрактно-логических форм мышления над наглядно-образными (0.8) | Вы заменили рисунок текстом. Что помешало Вам выполнить изображение? Что могло бы случиться, если бы Вы его сделали? Что бы Вы нарисовали? | 11, 27 |
11.2. Недифференцируемые изображения | Затруднения в практической деятельности (0.7) | Насколько изображение соответствует Вашему замыслу? Мне трудно понять, что изображено на Вашем рисунке. Что именно Вы собирались нарисовать? | 9, 15, 16, 24, 32 |