Интерпретация и обсуждение показателей поведения клиента
Таблица 4. Показатели поведения клиента в процессе выполнения методики "Мой жизненный путь"
Показатели | Значения показателей | Возможные причины (вероятность) | Возможные замечания и вопросы |
1. Латентный период | 1.1. Слишком короткий (менее 30 сек) | Отсутствие плана, импульсивность (0.6). | Вы довольно быстро начали рисовать. Что позволило Вам немедленно приступить к выполнению задания? Насколько быстрое начало помогло или помешало дальнейшей работе? В каких случаях Вы можете поступать не раздумывая? |
1.2. Слишком длинный (более 3 мин) | Затруднения в планировании и реализации принятого плана (0.7). | Вы довольно долго не начинали рисовать. О чем Вы думали, прежде чем приступили к выполнению задания? Какие чувства Вы испытывали в этот момент? Как Вы полагаете, что помогло бы Вам быстрее или легче начать работать? Когда еще Вы испытываете колебания? | |
2. Длительность выполнения задания | 2.1. Значительная (более 20 минут) | Заинтересованность (0.8). | Вы рисовали довольно долго. Что привлекло Ваше внимание к выполнению задания? Что именно было наиболее интересным для Вас в этой работе? Что еще интересует Вас в жизни? |
2.2. Незначительная (менее 5 минут) | Безразличие, равнодушие (0.7). Повышенная утомляемость (0.5). | Вы достаточно быстро закончили Ваш рисунок. Насколько интересным для Вас было выполнение этого задания? Что вызвало бы у Вас больший интерес и желание работать? Что является наиболее интересным для Вас в жизни? | |
3. Паузы | Внутренние конфликты (0.7). | Вы остановились и задержались в этом месте. Что именно вызвало у Вас паузу? О чем Вы думали, что чувствовали в этот момент? В каких случаях Вы испытываете подобные чувства? К чему это приводит? | |
4. Возвраты | Значимость, озабоченность (0.7). | Вы вернулись к повторному изображению этой части рисунка. Что именно Вам захотелось изменить? Почему это важно для Вас? Что еще волнует Вас в Вашей жизни? | |
5. Нарушение последовательности рисования от прошлого к будущему | Начало рисования с наиболее простой, наиболее сложной или наиболее значимой части (0.6) | С чего Вы начали свой рисунок? Что Вы рисовали дальше и чем закончили? Почему Вы рисовали именно в таком порядке? Какие события Вашей жизни являются для Вас наиболее важными? Наиболее сложными? | |
6. Спонтанные высказывания | 6.1. Вопросы и уточнения. Самооправдание | Неуверенность в себе (0.5). | Когда Вы рисовали, бывало, что Вы задавали вопросы (уточняли, оправдывались). С чем это связано? Что Вам хотелось в этот момент? Какие чувства Вы испытывали? В каких еще ситуациях Вы испытываете подобные переживания? К каким последствиям это может приводить? |
6.2. Поиск помощи или оценки. Самокритика, извинения | Аутоагрессия (0.5). | В процессе рисования были моменты, когда Вы искали помощи (критиковали себя, извинялись). С чем это связано? Что Вам хотелось в этот момент? Какие чувства Вы испытывали? В каких еще ситуациях Вы испытываете подобные переживания? К каким последствиям это может приводить? | |
6.3. Критика задания или внешних условий | Гетероагрессия (0.5). | Бывало, что в ходе рисования Вы критически высказывались о заданиях, которые вы выполняли (условиях, в которых Вы работаете). С чем это связано? Что Вам хотелось в этот момент? Какие чувства Вы испытывали? В каких еще ситуациях Вы испытываете подобные переживания? К каким последствиям это может приводить? | |
7. Отказ от выполнения | Эмоциональный шок (0.9). | Вы отказались от выполнения задания. Что помешало Вам его сделать? О чем Вы думали, что чувствовали перед тем, как отказаться? Что могло бы случиться, если бы Вы его сделали? Что бы Вы нарисовали, если бы не отказались? В каких случаях Вы отказывались от чего-либо в своей жизни? К каким последствиям это приводило? | |
8. Наклон туловища | 8.1. Сильный наклон вперед | Зажатость, скованность, неуверенность (0.6). Недостаточная выносливость мышц спины. Близорукость. | Когда Вы рисовали, Вы сильно наклонялись вперед. Как Вы думаете, почему Вы это делали? Что Вы чувствуете, когда принимаете эту позу? Когда Вы чаще всего испытываете подобные чувства? |
8.2. Наклон назад | Негативное отношение к выполнению задания (0.5). Расслабленность. | Когда Вы рисовали, Вы откидывались назад. Как Вы думаете, почему Вы это делали? Что Вы чувствуете, когда принимаете эту позу? Когда Вы чаще всего испытываете подобные чувства? | |
9. Поворот туловища | 9.1. В сторону ведущей руки | Стремление к защите (0.5). | |
9.2. В сторону, противоположную ведущей руке | Открытость (0.5). | ||
10. Расстояние руки от туловища | 10.1. Значительно удаленное | Негативное отношение к выполнению задания (0.5). Дальнозоркость. | |
10.2. Очень близкое | Зажатость, скованность, неуверенность (0.5). | ||
11. Прикрывание рисунка рукой | Скрытность, смущение (0.7). | ||
12. Вегетативные и моторные проявления напряжения | 12.1. Потоотделение | Эмоциональное напряжение (0.7). Повышенная температура окружающей среды. Слишком теплая одежда. Повышенная температура тела. Физическая нагрузка. | |
12.2. Покраснение или побледнение кожи | Эмоциональное напряжение (0.7). Вегетативно-сосудистые расстройства. | ||
12.3. Тремор, дрожание рук | Эмоциональное напряжение (0.7). Расстройства центральной нервной системы. | ||
12.4. Раскачивание туловищем, головой или конечностью | Эмоциональное напряжение (0.7). Мышечное напряжение вследствие длительной неподвижной позы. Утомление. Монотония вследствие однообразия обстановки. Физиологические потребности. | В процессе рисования Вы иногда раскачивали телом (головой, рукой, ногой) С чем это связано? Что Вам хотелось в этот момент? Какие чувства Вы испытывали? В каких еще ситуациях Вы испытываете подобные переживания? К каким последствиям это может приводить? | |
12.5. Покусывание или облизывание губ, грызение карандаша | Эмоциональное напряжение (0.7). Жажда. Голод. |