Регистрация показателей поведения клиента в процессе выполнения методики
Инструкция клиенту
"Путник шел по дороге, которая называлась "Жизнь". Дорога привела его к перекрестку. Путник остановился, осмотрелся и задумался. По какому пути идти дальше?
Представьте себя на месте этого путника.
О чем Вы думаете?
Что Вы чувствуете?
Перед Вами чистый лист бумаги. Возьмите карандаш и изобразите на листе свою прошлую историю, свое положение в настоящий момент и варианты своей будущей жизни. Используйте свои воспоминания, переживания, фантазии и мечты.
Куда Вы хотите придти?
Что Вы возьмете с собой в дорогу?
С чем встретитесь на своем пути?
Чему Вам предстоит научиться?"
Условия проведения методики
Поскольку результаты методики в значительной мере зависят от внешних условий (поза, рабочая поверхность, характер бумаги, письменные принадлежности) и внутренних условий (состояние, отношение к тестированию), важно придерживаться стандартных условий.
· Перед началом тестирования следует познакомиться с клиентом и помочь ему успокоиться.
· Далее необходимо вслух прочитать инструкцию к тесту.
· Если требуется, прочитать инструкцию повторно.
· Можно сказать, что выполнение теста не требует умения рисовать и художественных способностей.
· Клиент должен рисовать сидя за столом, либо на специальном - ровном и твердом планшете.
· Рисовать необходимо на чистом листе бумаги формата А4 (210х297 мм). Уменьшение площади листа недопустимо по причине ограничения амплитуды графических движений и потери информации о размерах рисунков.
· Следует рисовать только простым карандашом или шариковой ручкой. Рисование чернилами, гелем или фломастером нежелательно вследствие потери информации о нажиме и характере линий.
· Стирать выполненные рисунки или их детали резинкой не разрешается.
· Время выполнения задания не ограничивается. В группе можно следить за процессом рисования и остановить его, когда большинство клиентов закончат свои рисунки. Но торопить клиентов нельзя.
Регистрация показателей поведения клиента в процессе выполнения методики
В том случае, если методика проводится в индивидуальной форме, целесообразно регистрировать показатели поведения клиента в процессе рисования, представляющие собой дополнительный источник диагностической информации:
· Латентный период (продолжительность времени от конца предъявления инструкции до начала выполнения рисования),
· Длительность выполнения задания,
· Паузы, остановки в процессе рисования продолжительностью более минуты,
· Возвраты к уже нарисованным частям изображения,
· Нарушения последовательности рисования от прошлого к будущему,
· Спонтанные высказывания клиента, выражающие:
o Вопросы и уточнения, самооправдания,
o Поиск помощи или оценки, самокритика, извинения,
o Критика задания или внешних условий,
· Отказ от выполнения задания,
· Ведущая рука,
· Поза клиента:
o Наклон туловища,
o Поворот туловища,
o Расстояние от руки до туловища,
o Прикрывание рисунка рукой,
· Вегетативные и моторные проявления напряжения клиента:
o Потоотделение,
o Покраснение или побледнение кожи,
o Тремор, дрожание рук,
o Раскачивание туловищем, головой или конечностью,
o Покусывание или облизывание губ, грызение карандаша.
При этом проверка и обсуждение полученных сведений с клиентом в форме замечаний и вопросов по тем или иным признакам возможны лишь после окончания процесса рисования.
3. Интерпретация и обсуждение результатов методики рисуночных метафор "Мой жизненный путь"
Инструкция клиенту
"Путник шел по дороге, которая называлась "Жизнь". Дорога привела его к перекрестку. Путник остановился, осмотрелся и задумался. По какому пути идти дальше?
Представьте себя на месте этого путника.
О чем Вы думаете?
Что Вы чувствуете?
Перед Вами чистый лист бумаги. Возьмите карандаш и изобразите на листе свою прошлую историю, свое положение в настоящий момент и варианты своей будущей жизни. Используйте свои воспоминания, переживания, фантазии и мечты.
Куда Вы хотите придти?
Что Вы возьмете с собой в дорогу?
С чем встретитесь на своем пути?
Чему Вам предстоит научиться?"
Условия проведения методики
Поскольку результаты методики в значительной мере зависят от внешних условий (поза, рабочая поверхность, характер бумаги, письменные принадлежности) и внутренних условий (состояние, отношение к тестированию), важно придерживаться стандартных условий.
· Перед началом тестирования следует познакомиться с клиентом и помочь ему успокоиться.
· Далее необходимо вслух прочитать инструкцию к тесту.
· Если требуется, прочитать инструкцию повторно.
· Можно сказать, что выполнение теста не требует умения рисовать и художественных способностей.
· Клиент должен рисовать сидя за столом, либо на специальном - ровном и твердом планшете.
· Рисовать необходимо на чистом листе бумаги формата А4 (210х297 мм). Уменьшение площади листа недопустимо по причине ограничения амплитуды графических движений и потери информации о размерах рисунков.
· Следует рисовать только простым карандашом или шариковой ручкой. Рисование чернилами, гелем или фломастером нежелательно вследствие потери информации о нажиме и характере линий.
· Стирать выполненные рисунки или их детали резинкой не разрешается.
· Время выполнения задания не ограничивается. В группе можно следить за процессом рисования и остановить его, когда большинство клиентов закончат свои рисунки. Но торопить клиентов нельзя.
Регистрация показателей поведения клиента в процессе выполнения методики
В том случае, если методика проводится в индивидуальной форме, целесообразно регистрировать показатели поведения клиента в процессе рисования, представляющие собой дополнительный источник диагностической информации:
· Латентный период (продолжительность времени от конца предъявления инструкции до начала выполнения рисования),
· Длительность выполнения задания,
· Паузы, остановки в процессе рисования продолжительностью более минуты,
· Возвраты к уже нарисованным частям изображения,
· Нарушения последовательности рисования от прошлого к будущему,
· Спонтанные высказывания клиента, выражающие:
o Вопросы и уточнения, самооправдания,
o Поиск помощи или оценки, самокритика, извинения,
o Критика задания или внешних условий,
· Отказ от выполнения задания,
· Ведущая рука,
· Поза клиента:
o Наклон туловища,
o Поворот туловища,
o Расстояние от руки до туловища,
o Прикрывание рисунка рукой,
· Вегетативные и моторные проявления напряжения клиента:
o Потоотделение,
o Покраснение или побледнение кожи,
o Тремор, дрожание рук,
o Раскачивание туловищем, головой или конечностью,
o Покусывание или облизывание губ, грызение карандаша.
При этом проверка и обсуждение полученных сведений с клиентом в форме замечаний и вопросов по тем или иным признакам возможны лишь после окончания процесса рисования.
3. Интерпретация и обсуждение результатов методики рисуночных метафор "Мой жизненный путь"