Арт-терапия в психиатрическом лечении
Значение и ценность графического выражения в диагностике и лечении эмоциональных расстройств сейчас признается большинством клиницистов и психотерапевтов. Арт-терапевт может помочь в раскрытии и в лечении глубинного проблемного материала, который трудно выразить вербально. Не говоря уже о его ценности как средства выуживания подсознательного, самый акт творчества может играть роль как профилактического, так и терапевтического средства.
В высвобождении творческой энергии многие переживания, возможно впервые в жизни пациентов, принесут личное удовлетворение, которое может быть эмоционально стабилизирующим и поддерживающим для эго. В этом смысле роль сублимации эффективна в направлении потенциально разрушительных импульсов в творческие отдушины.
Одобрение творческого выражения, особенно в раннем возрасте, необходимо сегодня более, чем когда-либо раньше. Многое в современном мире подавляет потребность ребенка в творческом. Долгие часы перед телевизором, механизмы для производства глупого искусства-ширпотреба и стрессы особенно враждебны для творчества. Это не делает детей счастливыми. Психической стабильности угрожает то, что ребенок должен выбирать: подчиняться, преобразовывать, выходить из игры или разрушать.
Введение арт-терапии в психиатрическое лечение было медленным и сложным. Скептицизм и непонимание объясняют безразличие и нежелание принимать методику, которая зарекомендовала свою эффективность при работе с большим количеством пациентов с эмоциональными расстройствами. Отчасти это происходило из-за неопределенности понятия «арт-терапия». Очень многое зависит от склонности, восприимчивости и опыта отдельного терапевта. Разные подходы представлены двумя опытными практиками И. М. Лиддиатт (Е. М. Lyddiatt) в Англии и Крамером (Е. Kramer) в США.
Лиддиатт основывает свои процедуры на концепции Юнга о том, что мы все должны начинать осознавать индивидуальное и коллективное бессознательное. Через воображение пациент фактически сам себя лечит, выражая его в рисовании и моделировании. В этом процессе подсознательный материал выносится на поверхность в графическом изображении: смутное беспокойство становится очевидным как связь, установленная между бессознательным и сознательным.
Процедура Крамера отличается тем, что стимулирует и подбадривает творческую деятельность не для раскрытия глубоко подавленного подсознательного материала, а для чувства, потенциально присущего самому акту производства чего-то — чувства удовлетворения достижением. Основная роль сублимации — трансформация примитивной энергии в вызывающее восхищение эго достижение, источник радости для несчастных и тревожных.
Парадоксально, но некоторые одаренные художники творят свои самые лучшие работы в период интенсификации психического расстройства, а некоторые странные рисунки детей-шизофреников имеют явную художественную ценность.
Часть 2. Рисование семьи
Ребенок и его семья
Расширенная семья
Многим, кто сталкивается с детскими проблемами, очевидно, что ребенок не может рассматриваться отдельно от семьи. Не имеет значения, будет это биологическая, заменяющая, или искусственная, или даже придуманная семья для ребенка — это всепроникающая реальность, глубоко влияющая на представление о себе и взаимодействие с окружающими людьми и предметами.
Семья осуществляет самое раннее и наиболее устойчивое влияние в жизни младенца и ребенка раннего возраста. В обсуждении влияния семьи Т. Лидз (Т. Lidz) отмечает, что «последующие влияния видоизменяют семейное, но они никогда не переделают или полностью переоформят ранние внутренние опыты». В авторитетном исследовании детей, живущих без семьи, А. Фрейд и Д. Берлингем наблюдали, как в детях, проживающих в детских садах, эмоции, которые должны были быть направлены на родителей, «остаются неразвитыми и неудовлетворенными... но выжидают в ребенке и готовы перейти к действию при малейшей возможности, когда может возникнуть привязанность».
Рискну сказать, что большинство психиатров согласятся, что семья — это то самое место, где нужно искать причины расстройств поведения.
По мере взросления интересы и чувства ребенка начинают охватывать людей вне семейного круга. Внешние факторы приобретают все большее влияние в формировании взглядов и поведения, но семья или ее отсутствие продолжает оставаться основным, самым важным фактором, так как там ребенок научился или должен был научиться, как быть со своими чувствами и чувствами других людей.
Ядерная (нуклеарная) семья:
65)
Неполная семья
66)
Рисунок 66. Семья нарисована девочкой 7 лет 8 месяцев, живущей с матерью без отца. Ребенок робкий, чрезмерно ранимый (незащищенный), с заниженной самооценкой, требующий многократного успокаивания, с нормальным интеллектом, но плохо успевающий в школе. Мать напряженная, тревожная. На рисунке изображены мать и сама девочка (обе удалены друг от друга). Крошечные фигуры лишены рук.
67)
Рисунок 67 нарисован девочкой, пуэрториканкой 9 лет 4 месяцев. Ее попросили нарисовать ее семью.