Зачеркивание изображений человека
54)
Рисунок 54 нарисован девочкой 5 лет 6 месяцев. Сначала она нарисовала женскую фигуру с головой, глазами, зрачками, носом, ртом, руками и пальцами, ногами, в платье и обуви (этот рисунок соответствует ее хронологическому возрасту). Затем она энергичными штрихами перечеркнула нарисованное, как будто стремясь его полностью уничтожить. У девочки нарушения слуха в результате перенесенной матерью во время беременности коревой краснухи. Родители девочки разошлись, обстановка в доме была напряженная. Мать, доминирующая и властная, сидела дома и получала социальное пособие. Наша девочка (имеет младшего брата) — социально отзывчивый ребенок, но проявляет излишнюю вовлеченность в болезнь. Педагогу, отвечающему за программу обучения родителей, была известна атмосфера в этом доме, где эмоции просто кипят. Этот рисунок может быть интерпретирован как выражение крайне негативных чувств.
Жесткие, роботоподобные фигуры
Негибкие, стереотипные фигуры рисуются, как правило, детьми, трудности которых могут принимать различные формы и иметь различные причины. У одних детей проблемы могут быть связаны с тем, что их неудовлетворительная школьная успеваемость не соответствует их способностям, они учатся ниже своих возможностей.
В таких рисунках часто проявляется эмоциональная незрелость. Проблемы также могут быть связаны с чрезмерно напряженной домашней атмосферой.
На напряженную семейную атмосферу реагирует аллергией и пищевыми расстройствами
55)
Рисунок 55 нарисован мальчиком 4 лет 6 месяцев. Это неагрессивный ребенок с нормальным интеллектом. На прогулке убегает прочь или со словами «Пойдем к моему другу» предлагает свернуть, если проявляют грубость по отношению к нему. В рисунке обращает на себя внимание отсутствие рук, роботоподобность фигуры, состоящей из квадрата и прямоугольника.
56) 57) 58)
Рисунок 56: семьи, созданный мальчиком 13 лет. Успеваемость в школе резко снизилась за последний год. Враждебен по отношению к учительнице, утверждает, что она ненавидит его.
Рисунки 57 и 58 выполнены усыновленным мальчиком 11 лет со средним интеллектом, низкой мотивацией и уровнем притязаний, неудовлетворительной школьной успеваемостью, обескураживающей пессимистичной позицией. Энуретик. У него обедненный образ «я», называет себя глупым. Знает о своем усыновлении, недавно сказал приемной матери: «Как только я стану вам не по карману, вы тут же отправите меня назад?» В нарисованных им человеческих фигурах обнаруживается незрелость представлений о теле: практически нет различий между мужской и женской фигурой (даже волосы у обоих короткие).
Чрезмерная штриховка
Акцент на заштриховывании отдельных частей или фигуры целиком постоянно встречается в рисунках тревожных детей. Заштриховано может быть лицо, нижняя часть тела или, что более показательно, генитальная зона.
Я уже упомянул факт того, что чернокожие дети не заштриховывают лицо, если они, как и их белые ровесники, не испытывают беспокойства и озабоченности своим внешним видом, идентичностью, или это может выражать тревогу по поводу родительских разногласий и разрыва семьи.
Маховер обнаружила чрезмерную активную штриховку, временами сконцентрированную на генитальной зоне, в рисунках подавленных детей в начале латентного периода.
Я наблюдал, как несчастные дети зарисовывают солнце и как дети с ранним сексуальным развитием закрашивают окно в комнате, в которой огромная кровать располагается в самом центре рисунка.
В связи со штрихованием уместно заметить, что в протоколах Роршаха оно является показателем тревожности. Согласно Эймсу (Ames), Метруа (Metraux) и Уолкеру (Walker), которые описывали тенденции развития с раннего детства через юность, штриховка редко встречается в латентном возрасте, достигая пика в 13 лет, когда ребенок становится интроспективным и задумывается над своими возможностями. Такие склонности в более юном возрасте могут быть показателем эмоционального расстройства.
59)
На рисунке 59, выполненном мальчиком 6 лет, нарисована его семья. Это усыновленный ребенок. Несмотря на свой интеллект, у него были нарастающие трудности в школе. Он осознавал свою исключительность и свое положение в семье. Его чувства к приемной матери были крайне противоречивы. В семье есть еще один усыновленный младший ребенок. Мальчики вместе уживались хорошо. В рисунке он изобразил своего брата, себя и мать. Он описал родительские фигуры, перечеркнув их в конце и сказав: «Моя мама бьет моего отца».
Рисунки без людей
Согласно принципу, что дети рисуют то, что для них важно, изображение человека было и продолжает оставаться их любимым предметом. Это замечание, сделанное во второй половине XIX в. Коррадо Риччи, Люкенсом (Lukens) и позднее Бэллардом (Ballard) (Англия), Энгом (Eng) (Норвегия), Мюле (Miihle) (Германия) и Гудинаф (Соединенные Штаты), остается значимым даже в нашем веке технологических чудес.
По мере интеллектуального и личностного роста ребенка человеческой фигуре предназначено пройти ряд трансформаций, но она продолжает, по крайней мере на протяжении латентного периода, оставаться центральным мотивом на пейзажах, которые могут включать домашних животных, дом, цветы, дерево, светящее солнце, возможно, облако или два.
Детям настолько несвойственно не изображать людей на рисунках, что это наводит на мысли о сложностях в межличностных отношениях.
Как отмечал Энг, дети переносят ранее составленную схему человека в рисунки животных. Результат — четвероногое создание с человеческим лицом.
60) 61)
Рисунок 60 нарисован усыновленным ребенком со средним уровнем умственного развития 6 лет 9 месяцев. Сказал, что изобразил «даму, которая держит собаку и гуляет». У собаки человеческое лицо.
Рисунок 61 способной, но несчастливой девочки 12 лет 10 месяцев. Из-за преследующего ее страха смерти она отказывается спать дома одна. Мрачная картина с бесплодным деревом, облаками, забором. Людей на рисунке нет.