Графическое изображение уверенности и неуверенности
Неуверенные, тревожные дети склонны рисовать маленькие фигуры, которые застенчиво занимают только маленькую часть листа.
Напротив, уверенные, хорошо приспособленные дети рисуют свободно с забавной развязностью, создавая фигуру, выражающую своим размером, размахом и броским расположением на странице свободу от сдерживающей тревожности.
13) 14)
Рисунок 13 нарисован неуверенной девочкой 7,5 лет. Застенчивая, с низкой самооценкой. Семья без отца. Нервная, напряженная мать. Не успевает в школе, несмотря на вполне нормальное умственное развитие. Пока она рисовала, она спросила: «У меня нормально получается?» Она сказала, что фигурка изображает ее.
Рисунок 14 выполнен уверенной девочкой 7 лет, живущей в полной, нормальной и гармоничной семье. Это дружелюбный, опережающий развитие ребенок.
Пропуск верхних конечностей
Отсутствие рук в рисунках детей старше 6 лет может быть показателем застенчивости, пассивности или задержки интеллектуального развития. Пропуск рук в рисунках становится отклонением к 10 годам, когда уже более 90% детей изображают на рисунках руки. (Согласно исследованию Л. Партриджа 67% детей в возрасте 5 лет и 93% в 10-летнем возрасте рисуют руки.)
Вэйн и Эйсен считают отсутствие рук на рисунке одним из 4 показателей, которые выявляют с большой долей вероятности неприспособленных детей в возрасте между 5 годами 3 месяцами и 6 годами 5 месяцами. Другие три показателя — отсутствие тела, отсутствие рта и нелепый, причудливый рисунок. Спрятанные руки интерпретируются как выражение чувства вины.
15) 16) 17) 18) 19)
Рисунок 15: руки отсутствуют. Нарисован чрезвычайно осторожным, неагрессивным мальчиком. Возраст 6 лет 10 месяцев. Не любит грубых, чрезмерно активных детей.
Рисунок 16. Нарисован замкнутой, неагрессивной девочкой 5 лет 8 месяцев. Она сказала, что на рисунке изображена она сама.
Рисунок 17, 18.На этом и следующем рисунке руки у людей отсутствуют. Оба рисунка принадлежат мальчику 7 лет. Он застенчив, неагрессивен, страдает энурезом, испытывает дезориентацию, если в его установленном распорядке что-то меняется. Беспокоится, если кто-то опаздывает хотя бы на минуту. Рисунок 19 «Семья».
Рисунок 20 (НЕТ)нарисован мальчиком 5 лет 11 месяцев. Средний уровень интеллекта. Он назвал свой рисунок «Человек и дерево». В изображении человеческой фигуры, довольно маленькой по размеру, отсутствуют руки. Эти характеристики указывают на застенчивость и, как правило, отмечаются в рисунках неагрессивных детей. В действительности к этому имеет отношение его мать, чья манера воспитания воплотилась в том, что мальчик никогда не сопротивлялся, если его бил другой ребенок, предпочитая развернуться и уйти.
21) 22) 23) 24)
Следующие рисунки (21—24) были выполнены в один день двумя сестрами. Младшая (5 лет 9 месяцев) нарисовала большие фигуры с расставленными руками и четко обозначенными ногами. Рисунок сделан в свободной манере, штрихи нанесены смело, с сильным нажимом (рис. 21—22). Совсем иначе выглядит рисунок ее сестры (6 лет 11 месяцев). Она нарисовала фигуры меньшего размера, с неустойчивыми ногами и маленькими руками. Нажим слабый. Может быть важным, что она добавила к рисунку солнце и при этом закрасила его.
Оба рисунка демонстрируют уровень интеллекта выше среднего. Обе девочки в первую очередь нарисовали фигуру своего пола, выражая тем самым, что их сексуальная ориентация соответствует их полу. Кроме того, одна девочка удовлетворена собой, в то время как другая испытывает недостаток самоуверенности. Эти черты личности выражаются в их поведении дома и в школе. В связи с этим младшая сестра, более свободная и смелая, сказала, что она нарисовала Джоанну, подругу, а старшая, более застенчивая, сказала: «Это я». Автор склонен интерпретировать этот факт в поддержку своего взгляда на то, что уверенный ребенок менее склонен рисовать себя, чем неуверенный, чьи мысли обращены внутрь, на себя.
Выделение рук и пальцев
Преувеличенный размер рук интерпретируется как склонность к агрессии, если это «автопортрет». Если изображены родители или няня, то акцент на руках может означать ожидаемую или реальную агрессию.
25) 26) 27)
Рисунок 25 нарисован мальчиком 7 лет с незаурядным интеллектом, но плохо приспособленным к домашней и школьной жизни. Пытается найти компенсаторное удовлетворение через пищу и владение вещами. Одной из частных проблем является склонность к воровству. Обратите внимание на прорисованные пальцы.
Рисунок 26 нарисован мальчиком 9 лет 3 месяцев. Средний интеллект. Застенчивый. Руки сложены на груди.
Рисунок 27нарисован мальчиком. Возраст 14 лет 10 месяцев. Отстает в школе. По шкале Стэнфорд—Бине и Векслеру показал средний уровень интеллекта. Обратите внимание на промежность.