Рисунки детей, страдающих неврологическими нарушениями
Какие черты отличают эти рисунки от всех остальных? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно изучить рисунки детей с общими нарушениями, у которых нет эмоциональных расстройств или умственной неполноценности, достаточно глубокой для того, чтобы помешать им войти в выборку. На самом деле, такие чистые случаи скорее умозрительны, чем реальны. Приходится ограничиваться теми случаями, в которых преобладающая проблема носит неврологический характер, а вызванные этим трудности не усугубляют детской неполноценности. Так что вряд ли можно дать однозначный ответ на вопрос, поставленный вначале.
Термин «неврологические нарушения» используется для обозначения тех, у кого дисфункция мозга является результатом доказуемой органической этиологии, т. е. те дети, у которых органический диагноз не просто предварительно поставлен (как, например, при так называемой минимальной дисфункции мозга), но и поддерживается очевидными результатами неврологического клинического осмотра, рентгеновских исследований мозга или явно отклоняющимися записями энцефалограммы.
Бендер в 1940 г. первая рассказала о том, как рисуют людей дети, пораженные энцефалитом. Она обратила внимание на вышеупомянутое различие между интеллектом и концепцией тела, отраженном в изображении человека. Ее вывод был в дальнейшем неоднократно подтвержден многочисленными исследованиями, включая вашего покорного слугу. Но пока бытует мнение о том, что эти рисунки неполноценны, все попытки выявить специфические черты, которые четко отличают такие рисунки от работ детей с эмоциональными расстройствами, обречены на неудачу. Я полагаю, что часть проблемы заключается в терминологии. Те же самые или похожие термины часто применяются к обеим группам: «искаженные», «нелепые», «эксцентричные», «рассогласованные». Эти расплывчатые термины только все путают. Проявления, которыми они обозначаются, слишком общие и нечеткие, чтобы быть значимыми. В особенности это относится к «нелепым» и «эксцентричным» и в меньшей степени к «искаженным» и «рассогласованным». Лично я предпочитаю следующие термины для обозначения того, что присутствует на рисунках детей с поражением мозга: «неразвитое представление о теле», «персеверация»1, «плохое планирование» (рисуют, не задумываясь заранее над тем, уместится ли рисунок на имеющемся пространстве), «импульсивность» (быстрое, небрежное выполнение), «выход за рамки» (рисунок не помещается на бумаге), «несдерживаемый» (неконтролируемая, беспорядочная деятельность), «плохая координация» (линии залезают друг на друга или не пересекаются, слабый контроль над пишущим средством) и «тенденция возвращения к каракулям». Были сделаны попытки достичь большей специфичности, отмечая «асимметрию», «склонность к углу более чем 15°», «неправильно присоединенные руки», «неверное количество пальцев». Эти данные могут быть валидны, если рассматриваются с учетом возраста ребенка, так как все перечисленные нормальны для ребенка-дошкольника.
От лат. «упорство» — циклическое повторение или настойчивое воспроизведение какого-либо действия, мысли или переживания вопреки сознательному намерению. — Прим. ред.
Валидность распознавания характерных черт, помогающих в дифференциации рисунков страдающих неврологическими расстройствами, я уверен, зависит от мастерства и опыта исследователя, т. к. он не работает ни с однородным населением, ни с единичным клиническим пациентом. Каждый ребенок с нарушениями мозга болен по-своему, поэтому из-за большого разнообразия клинических картин не могут быть установлены единые нормы. Дисфункция мозга и проявление неврологических нарушений могут быть совершенно различными, охватывая спектр расстройств, отличающихся как по виду, так и по интенсивности. Среди них церебральный паралич, эпилепсия, обширные повреждения внутренних органов, локализованное повреждение, неправильный обмен веществ, афазия и другие менее четко выраженные отклонения, которые служат помехой на различных уровнях интеграции, и обуславливающие расстройства чувств, движения, восприятия и мышления.
Количественные показатели измерений умственного возраста по изображению человека не могут применяться в определении конкретных неврологических и эмоциональных аспектов, так как здесь требуются качественные показатели.
Диагноз эмоционального расстройства или неврологических нарушений не может основываться только на одних рисунках. Это всего лишь один из аспектов, который должен быть учтен при постановке окончательного диагноза. Для некоторых из нас рисунки — это необходимый этап во всестороннем обследовании. Неопытный врач может поставить диагноз синдрома Дауна только потому, что у ребенка обезьяноподобные складки на ладонях.
При диагностике церебральной дисфункции оказалось полезным дополнить тест «Нарисуй человека» другими вспомогательными рисуночными методиками для выявления перцептивно-моторных нарушений, например «визуально-моторный гештальт-тест Бендер», широко используемый при работе со школьниками. Большинство детей уже могут вполне удовлетворительно копировать фигуры к 10 годам. У меня были дети младшего возраста, копирующие простые геометрические фигуры: крест, квадрат, разделенный прямоугольник, треугольник. Те, у кого были выражены церебральные патологии, испытывали трудности в изображении фигур, обычно доступных на данном возрастном этапе. Их попытки скопировать обычно заканчивались грубо искаженными, перевернутыми фигурами или полной неудачей.