Изображение тела и восприятие
Можно утверждать, что наличие представлений о своем теле необходимо для адекватного восприятия внешнего мира, однако это представление развивается, приобретая все большую сложность при прохождении определенных этапов. Форма, которую изображение тела примет в рисунке, зависит от взаимодействия между внутренними силами и внешним миром. Под внешним миром понимается индивидуальная окружающая среда ребенка, значимый человек — это человек, который дарит любовь и эмоциональную привязанность, называемую материнской заботой.
Концепция индивидуальности развивается медленно, по мере того как ребенок «осваивает» свои руки, ноги, гениталии, и особенно интенсифицируется, когда он начинает ползать, передвигаться, убегать от взрослых. К двум годам многие дети уже могут выражать свою индивидуальность, чаще пугать старших, сопротивляясь указаниям, и, используя первое личное местоимение, встать твердо на обе ноги и дерзко провозгласить: «Я не буду».
В этом кратком изложении последовательности развития можно распознать две фазы. В течение первой, статической фазы ребенок изучает тело и его части. В течение второй, динамической фазы ребенок проецирует изображение своего тела в окружающую среду, в пространство. Эта решающая фаза, т. к. представление о теле находится уже не на примитивном уровне.
«Зрелый ребенок воспринимает свое тело как средство для совершения движения» (Кратти (Cratty) и Самс (Sams)). Гезелл (Gesell) говорит об организме как о действующей системе. Соответствующая реакция на стимулы окружающей среды требует осознания не только частей тела, но и их постоянно меняющегося положения в пространстве и формы. Именно благодаря движению устанавливаются представления о теле, включая то, что оказывает влияние и на эмоциональную жизнь. Эта динамическая концепция представления о теле выражена П. Шилдером (Schilder): «Происходит постоянный взаимообмен между нашим телом и представлением о теле других. Оно постоянно находится в стадии изменения и всегда меняется».
Существенная роль движения в развитии представления о теле подтверждается рисунками детей, страдающих церебральным параличом или другими болезнями. Человеческие фигуры, изображенные этими детьми, показывают несовершенную, недоразвитую, часто искаженную концепцию. Эта проблема с приобретением адекватной концепции о теле часто осложнена сенсорными повреждениями, которые могут быть связаны с органической церебральной патологией, ограничивающей источники детской информации.
Познание
Рисунок как выражение умственного возраста
Одной из первых значимых работ по рисункам детей стала публикация в Болонье в 1887 г. крошечной книжки «Искусство ребенка» Коррадо Риччи, выдающегося искусствоведа и критика. Возросший интерес к этой теме на Западе приводит к обнаружению стадий или этапов в графическом изображении того, что исследователи из Франции, Англии, Соединенных Штатов, Германии и Норвегии признают за любимую тему ребенка: рисование человеческой фигуры. Рисование начинается с «мараний», которые В. Штерн остроумно соотносит с рисунком как детский лепет с речью. В возрасте 3,5 лет ребенок обнаруживает, что его каляки похожи на то, что он видит. Следующие за этим стадии были описаны Г. Роумом (G. Rouma) в классической работе, которая появилась в Париже в 1913 г. После обзорных изучений Риччи, Салли (Sully) (1898), Робера (Roubier) (1901), Бернеса (Barnes) (1893), Партриджа (Partridge) (1897), Левинштейна (Levinstein) (1897), Керхенштей-нера (Kerschensteiner) (1903), Клапареда (Clapared) (1906), Лампрехта (Lamprecht) (1906), Бенчини (Bencini) (1908) и других Роума представляет собственный взгляд на развитие детского рисунка. Шесть выделенных им стадий были неоднократно подтверждены другими исследователями (опровержения и по сегодняшний день не найдено). Согласно Роуму, динамика рисунка человека такова:
1. Самые ранние попытки изображения, принимающие неузнаваемую форму.
2. Стадия «головастиков», в которой схема человека состоит из ног, выходящих из непропорционально огромной головы.
3. Переходная фаза, в которой головастик приобретает туловище и дополнительные черты.
4. Полное изображение лица человека с постепенным добавлением частей тела.
5. Переходная стадия, на которой ранние попытки изображения профиля приводят к «смешанному» профилю (представлены 2 глаза, 2 носа), голова в профиль, в то время как тело и конечности изображены фронтально, обе руки выходят с каждой стороны фронтально изображенного туловища.
6. Правильная профильная ориентация, начало изображения движения.
Очевидно, что продвижение от стадии к стадии являлось выражением зрелости. В 1913 г. Г. X. Ликвет доказал, что рисунки ребенка представляют логический реализм, а не попытку нарисовать то, что видно.
Внешний объект просто подсказка, а то, что рисует ребенок, — его внутренняя модель. На самом деле ребенок рисует человека одинаково, независимо от того, присутствует ли этот человек, или он рисует его по памяти. Дети рисуют то, что они знают, а не то, что видят. Их реализм точнее назвать умственным, а не визуальным.
Следующим шагом было соотнесение эволюции человеческой фигуры в рисунке со взрослением, умственным возрастом. Эта задача была решена Ф. Гудинаф, предложившей первую шкалу для оценки изображения человека при определении уровня умственного развития. Тест получил широкое распространение в Соединенных Штатах, так как он нравился детям, был экономичен и удобен в проведении, отличался стабильностью результатов для дальнейшего сопоставления и высокой степенью корреляции со стандартными IQ-тестами. В 1963 г. Д. Б. Харрис (D. В. Harris) доработал шкалу и установил отдельные нормы для мальчиков и девочек. Между 1963 и 1965 гг. тест, известный как Рисуночный тест Харриса—Гудинаф, был проведен на репрезентативной национальной выборке, составившей более 7000 американских детей. В результате было рекомендовано дальнейшее усовершенствование теста в бюллетене 1970 г. Национального центра статистики по здоровью.
Роль воображения в познании
В своей последней книге «Воображение ребенка» Ж. Пиаже и Б. Инхелдер (В. Inhelder) сообщают о своем оригинальном, тщательно проведенном исследовании роли воображения в познании. Они выдвигают две противоположные гипотезы: первая рассматривает знание как копию и приписывает первостепенное значение воображению; другая считает роль воображения символической, необходимой, но подчиненной операциональным схемам. С их помощью личность получает знание, действуя через воображение. В этой последней гипотезе, разделяемой авторами, познание достигается только тогда, когда воображение подчинено умственным операциям. Предмет может быть познан только будучи понятным.
Пиаже и Инхелдер устанавливают две стадии в развитии воображения. В первой образы статичны. Обычно лет до 7—8 ребенок не способен предвидеть последствия и в связи с этим представить движение (эту стадию авторы назвали «ожидание образа»). Это тот возраст, когда ребенок способен изобразить движение. У развитого ребенка эта стадия может наступить раньше. Этапы последовательности: статичность, затем ожидание, в то время как возраст может колебаться в зависимости от индивидуальных особенностей.
По ту сторону познания