СЦЕНА: Кинокритик анализирует отдельные кадры
КИНОКРИТИК
Ну-да... ну-да... заметно…
(мимика)
Если, так сказать, вникнуть в тему…?? То в работе оператора в некоторых кадрах можно заметить присутствие, так сказать элементов новаторства…
(полувздох - оценивает –удалось ли ему зацепить верное направление анализа)
Ну, например,.. вот мы видим... как будто камера смотрит в небо … Я бы даже сказал в даль неба - как бы камера вымаливает прощения за свое вторжение в природу,.. а затем, - как будто оператор споткнулся и падает – мы даже видим в кадре испачканный землей носок его ботинка,
(смотрит на испачканный носок ботинка в кадре)
э-э-э.., о чем это я?.. ах да!
()
Вот, видите!.., Да-аа-а... а теперь Камера как будто упала,
\это Стажер споткнулся и упал, но камеру не сразу выпустил из рук\
... и мы видим только траву... на которой видимо отдыхали бобры после тяжкого труда по построению мостика.
(отваливается на спинку стула)
СТАЖЕР
(неожиданно в повисшей тишине, произносит, как бы сам себе)
Плотины... бобры строят плотины…?
КИНОКРИТИК
(пристально посмотрев на Стажера)
Что Вы говорите? Плотины? – бобры строят плотины?.. А я что сказал?
СТАЖЕР
(робко)
Мостик...
КИНОКРИТИК
Я сказал мостик?.. Да?
(гримаса – «вот ведь непонятливый молодой человек», объясняет ему)
Ну конечно же бобры строят плотины (без запятой). Но мостик!!! Ведь мы нет-нет, да и видим в кадре Мостик!?? А плотина которую построили бобры? – где она?! – нет плотины! А раз нет плотины – нет и бобров! МОСТИК!!! – вот месседж фильма! Мы потеряли бобров! Они ушли!
(гипнотизирует Стажера немым вопросом, Стажер не выдерживает, отвечает от балды)
СТАЖЕР
Может на них напал другой клан?
(пауза)
КИНОКРИТИК
(отрицает сразу, даже не вдумываясь в сказанное Стажером)
Нет! И еще раз нет!
Они ушли, потому что вместо того, чтобы строить мостики соединяющие нас с природой, китайцы строят гигантские, пугающие природу, агрессивные океанские автострады.
(пытается осмыслить - что он сказал)
Но лучше давайте не будем про китайцев, а вернемся к нашему мостику…
(перемотка назад, - на мостике Продюсер (практически со спины, лица крупно не видно) споткнулся, уронил свою новую бобровую шапку в речку и пытается ее достать, но смонтировано так, как будто он ее отпускает в речку в свободное плавание).
Вот она, - эта сцена, - ключ к восстановлению наших отношений с природой! – кстати, потрясающе талантливый актер! Где-то я его уже видел?..
(смотрит на Продюсера, но сомневается)
Ну да ладно... все равно, именно эта сцена навсегда останется в памяти зрителей – нет, но как он сыграл – а ведь мы видим его только со спины! Далеко не каждый талантливый артист сможет так сыграть!..
(делает открытие и торжественно дарит его зрителям)
Вот он месседж! Мы с вами, дорогие телезрители, присутствуем при Жертвоприношении! Да-да – вот оно – настоящее Кино! Ведь мы все, вместе с вами, дорогие телезрители – вместе с артистом, как бы приносим эту символическую жертву! – Отпускаем на волю бобровую шапку. - возвращаем бобрам, так сказать, то, что мы и наши предки так бездушно, в течении веков у них забирали. Ведь мы видели в бобрах просто средство для согрева,..
(у продюсера дергается кадык – он переглядывается с Режиссером, мол, водки бы, глотнуть, согреться, чтобы ум за разум не зашел от речей Критика)
(Критик строго смотрит на Продюсера, и акцентирует пальцем)
Да-да, мы просто использовали их, и не видели в них наших союзников по защите природы!
(уф!! Выдыхает, и довольный, оглядывает присутствующих – дошли ли до них его старания, и продолжает уже тоном ниже)
Именно Мостик!,
(акцентирует пальцем)
и есть та аллегорическая подсказка, которая использована создателями фильма!
(снисходительно смотрит на них, уже с примесью уважения!)
Режиссер с оператором, для привлечения внимания зрителей, к очень тонко выстроенной сквозной линии фильма, - то есть, попытке показать, что только бобры, с их нерукотворными плотинами, могут помочь нам навести мостик, между миром человека и природой...
(смотрит вверх, в сторону, пытаясь осмыслить что же это он сказал, и куда дальше гнуть)
Режиссер открыл рот. Продюсеру, наоборот, начинает нравиться монолог Кинокритика.
Стажер ничего не понимает, но восторженно внимает Кинокритику.
КИНОКРИТИК
…Ну,.. давайте еще раз взглянем на эту гениальную сцену – финальный кадр с последним бульком невидимого бобра – ведь мы как бы присутствуем на покаянии, которое приносится от всех нас, не бобрам, нет!
(многозначительная пауза как у Хилари Клинтон, и обводит присутствующих глазами)
Покаяние самой Природе! Вот поэтому бобров и нет в фильме!
(очень короткий и неглубокий выдох-пауза и без перехода сразу в другой тональности, легко, с интересом)
– кстати, а все же, кто это там приносит жертву?..
(В упор смотрит на Режиссера – тот, переводит стрелки - кивает на Продюсера)
Продюсер?
()
Да вот!
(обрадованно)
Это также символизирует! Именно продюсер фильма, в бобровой шапке, и должен был от лица всех наших, уважаемых телезрителей, принести покаяние перед природой, и он совершает это жертвоприношение бобрам! Он, повторюсь, отпускает свою бобровую шапку на волю, в реку. И, невидимый зрителю символический бобер, своим бульком, принимает эту жертву! – то есть, он, - невидимый Бобер! - своим последним бульком, как бы обещает нам отдать всю свою страсть, чтобы –
(в поисках озарения, обводя аудиторию многозначительным взглядом – в стиле Хилари Клинтон).
… Чтобы помочь Нам, навести мостик к взаимопониманию с природой! Так что, мы не просто имеем, если можно так выразиться, «новаторство в чистом виде»! Нет! Мы!, не побоюсь высказаться, как бы присутствовали, при рождении новой волны символизма! – символического «псевдо-доку артхауса»!. Вот.
(переваривает сказанное)
... ДА, ВОТ! Так оно и есть! Этот наш символический бобер, повторюсь, готов отдать всю свою страсть, чтобы возродить свой клан в этой тихой заводи, на своей, так сказать, малой Родине, около построенного его сородичами-людьми, мостика...
Режиссер закашливается от такой неожиданной трактовки.
КИНОКРИТИК
(тоже нмного удивлен, а туда ли он завернул, но отступать поздно, и глянув на Режиссера)
Ну, я это... так – аллегорически насчет сородичей. Хотя, как говорится, Ху ноуз?, Ху ноуз?... Может наши предки произошли от бобров? Ведь до сих пор ученые не пришли к однозначному ответу… И периодически всплывают версии про грибы, поленья...
Я вот тут, перед передачей, посмотрел - в Ентернете - существует достаточно городов и населенных пунктов, названных в честь бобра нашими прадедами – это ведь тоже, наверное они о чем-то хотели сказать нам, - своим потомкам.
(возвращает стопкадр с шапкой, затем смотрит на камеру, обращаясь к зрителям)
И, кстати, хочу вас, дорогие теле-кино зрители успокоить, - ни один бобер, при съемках фильма не пострадал.
(снова оглядывается на стопкадр с шапкой, обращается к Продюсеру)
Вы ведь тоже эту шапку на Кузнецком брали - в меховом бутике? – это китайский искусственный мех!, под бобра, я такую же шапку подарил зятю на Новый год, купил там, по случаю, на распродаже, 50 процентов скидки дали. А Вам тоже дали скидку?
(Продюсер кивком подтверждает, что да)
Кинокритик на мгновенье задумывается и продолжает:
КИНОКРИТИК
В принципе,. то, что это китайский фальшивый мех, даже углубляет сценарную историю и расширяет, - мы как бы открещиваемся этой жертвой, от громадья и помпезности китайцев с их имперскими амбициями – зачем нам это? Мы отбрасываем их дары! Вот в чем подсказка для искушенного зрителя! Нам надо назад, к природе!...
(почти без паузы, просто сбавив тон. доверительно Продюсеру и Режиссеру)
Зять, кстати, тоже шапку выбросил – один раз под снег попал, мех облез... правда пока не облез, он думал, что бобер настоящий…
(чешет подбородок)
...ннтэрэсно… интэрэсно…
(пауза, вперился зглядом в Реджисера)
Сама концепция фильма, конечно тоже может вызвать вопросы у неискушенного кинозрителя, но мы то с вами профессионалы, и понимаем, что съемка фильма про добро бобра, без бобра – простите за тафталогию, как бы позволяют взглянуть на лес и его лесных жителей со стороны, в тоже время, добавляя нотку нереальности в иррациональность экранной абстракции…
(пауза, довольный осмысливает сказанное)
Гениально!.
Режиссер с продюсером чуть не сползли на пол - елозят на креслах и от шока, уже согласные со всем, кивают.
Кинокритик заметив их телодвижения, снова обращает на них внимание.
КИНОКРИТИК
Вот часто ко мне на передачу приходят после съемок довольные авторы и хвалятся, а я вижу, что сами они не прониклись сутью своего произведения и поэтому их фильм не удался. В вашем же случае, наоборот.
(смотрит на них, помятых, внимательно)
Я вижу на ваших лицах усталость и опустошенность, которая бывает только после окончания титанического труда и полной самоотдачи!
(смотрит на постер)
Чувствуется, по вашим лицам, что вы проделали очень сложный путь, что вам самим пришлось многое пережить в этой киноэкспедиции, для того, чтобы показать нам «Последнюю страсть бобра»...
Режиссер с Продюсером опять молча кивают, режиссер нервно трет рукой щетину на щеке. Кинокритик глядя на них в упор – они поеживаются, продолжает:
КИНОКРИТИК
А знаете, что больше всего меня потрясло? Несмотря на то, что в фильме нет ни одного кадра с бобрами – зрители явственно ощущают их незримое присутствие!
(щелкает пультом – выбирает кадры).
Вот тут, например, - снято с очень низкой точки, - оператору явно пришлось ползти на четвереньках,.. И как бы, постоянно теряя равновесие, несмотря ни на что, камера пробирается сквозь кусты, и мы видим мир с позиции бобра, который страстно крадется по своим угодьям, возвращаясь на свою малую Родину.
(глаза к потолку, чуть вжав голову в плечи – осмысливает, а куда это опять меня понесло, но кадр меняется, и он продолжает)
... вот перед глазами мелькает трава… наверное он, бобер, куда-то покатился.... Чутье привело его к тому месту, где было совершено покаяние и жертвоприношение. И он незримо там присутствовал!..
На экране застывший кадр с последним бульком.
Кинокритик мечтательно почмокивает, а затем спохватившись взволнованно, обращаясь к съемочной группе:
Нет, вы видели!? Этот последний бульк!
(поднимает палец вверх, говорит очень взволнованно, радуясь этому своему открытию)
Ведь это метафора! – Это предупреждение от того самого, невидимого зрителю бобра! Все мы живем, суетимся, но в любой момент может наступить конец всему нашему привычному миру - иллюзиям, любви, безудержным надеждам… Раз, - и последний бульк!..
Кинокритик устало откидывается в кресле и качая потрясенно головой, уходит в себя:
КИНОКРИТИК
(ушел в себя)
Потрясающе!.. Как это глубоко!? Я бы даже сказал это целая философия грядущей вселенской раздифференциации...
Кинокритик щелкает пультом, на экране титры, под титрами, по траве, на четвереньках ползает Продюсер. В поисках ключей от монтажной. он разгребает валяющийся мусор, пустые пластиковые бутылки и полиэтиленовые мешки. Режиссер сидит в трансе – глаза к небу, все это выглядит, как будто они каются и собирают мусор – очищают природу. И затем кадр (повтор) с шапкой в реке и кадр последний бульк.
КИНОКРИТИК
И вот он выход! Вот он апофеоз! - Вот он посыл нашему зрителю! Месседж!..
– Очищение, Покаяние, и Жертвоприношение!... Три в одном, так сказать?..
(поджимает губы, куда меня занесло, с этим рекламным слоганом)
Думаю что у меня, как и у зрителей конечно тоже, еще долго перед глазами будут стоять эти кадры с последним бульком...
(устало-опустошенно, но с чувством выполненного долга, глубокомысленно, подчеркивая поднятым указательным пальцем значимость своего предстоящего высказывания, поднимает глаза к потолку и добавляет)
Скажите, а как вам пришло в голову снять такой необычный артхаус, который выглядел бы как документальный фильм....
Режиссер с Продюсером недоуменно переглядываются – дескать, о чем это он??!
Кинокритик, не ожидая ответа, отвлекается на что-то, и уже не обращает на них внимания, - ведь он все высказал, что хотел. И сидит теперь опустошенный, очень грустный, сцепив пальцы и смотрит куда-то отрешенно… Потом поворачивается на камеру, сцепив пальцы:
КИНОКРИТИК
Ну что ж, пока идет ентернет-голосование, мы уходим на новости и рекламу...