Физкультминутка. пальчиковая гимнастика.
У Сергея нет терпенья, | Дети трясут кистями рук от себя |
Он руками ест варенье. | К себе |
Слиплись пальцы у Сережи, Приросла рубашка к коже. Ног от пола не отнять, Рук от ног не оторвать. | Поочередно соединяют большие пальцы обеих рук с остальными пальцами - упражнение «колечки» |
Слиплись локти и колени. Уши склеило варенье. Раздается жалкий всхлип. Сам к себе Сергей прилип. (О. Григорьев) | «Склеивают» ладошки, «отлепляют» по одному пальчику, начиная с большого |
Игра «Назови одним словом».
Л о г о п е д. Как назвать одним словом капусту и морковь? ( овощи)
Начинка из овощей какая? (овощная)
Как назвать одним словом яблоки и груши? Начинка из фруктов какая?
Как назвать одним словом малину и землянику? Начинка из ягод какая?
Колбаса, сосиски, сардельки - какие продукты? Начинка из мяса какая?
Молоко, йогурт, сыр, масло - какие продукты? Каша на молоке какая?
Хлеб, макароны, сушки - какие продукты?
III. Итог занятия.
Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?
Тема: «Практическое знакомство
С категорией одушевленности (кто? что?)»
Цели:
1. Познакомить детей с одушевленными и неодушевленными предметами.
2. Учить различать одушевленные и неодушевленные предметы путем соотношения с вопросительными местоимениями: Кто? Что?
3. Упражнять в поставке вопросов кто это?, что это?
4. Учить подбирать названия предметов к названным действиям.
5. Развивать мышление, память, внимание.
6. Развивать общую моторику, координацию речи с движением.
Оборудование: кукла, плюшевые животные, красный кружок и синий квадрат, картинки с изображениями одушевленных и неодушевленных предметов (на каждого ребенка), картинки: еж, девочка, медведь, чашка, змея, собака, зебра, забор, дерево, мальчик, кровать, тарелка; мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Л о г о п е д. Сядет тот, кого я назову ласково: Коленька, Анечка, Лиза, Петя, Ванюша ...
II. Основная часть.
1. Игра «Живой - неживой».
Логопед показывает детям игрушки: куклу, кошку, собаку.
Л о г о п е д. Скажите, что я принесла? (игрушки). Они живые? Чем отличаются кукла от человека, а плюшевые собака и кошка от настоящих?
- Люди, животные, птицы - живые существа. Если мы не знакомы с человеком или не знаем названия животного, тогда спрашиваем: кто это?
- Что общего у всех живых существ? (У всех животных есть органы. Они могут передвигаться, слышать, дышать, видеть).
- Посмотрите сколько вокруг нас предметов. Они сами не двигаются, у них нет глаз, ушей. Это неживые предметы. Об этих предметах мы спрашиваем: Что это?
2. Игра «Хлопни – Топни».
Л о г о п е д. Я буду называть слова. Если вы услышите название неживого предмета, хлопните, если живого - топните.
Лиса, кукла, кубик, машина, человек, дерево, столб, заяц ...
3. Игра «Кто - что?».
Логопед помещает на доску красный кружок и синий квадрат.
Л о г о п е д. У вас на столах лежат картинки. Если у вас на картинке нарисовано живое существо - прикрепите его под кружок, а если неживой предмет - под синий квадрат.
Дети выполняют задание, оречевляя свои действия (Девочка - живая, мы спросим про нее «кто?» ... Самолет не живой, мы спросим про него «что?»)
Физкультминутка.
Конфета бывает простой и с помадкой, Немного с кислинкой и приторно- сладкой, | Дети гладят себя по животу Морщатся, улыбаются |
В обёртке блестящей и мало приглядной, Клубничной, малиновой и шоколадной | Сжимают - разжимают кулачки. Руки вверх, в стороны, вниз |
И мягкой, и твердой, и даже тягучей, Бывает орешков в ней целая куча. | Повороты вправо - влево - вправо. Тянуться руками к потолку |
И каждый, кто пробовал, сам понимает: Не нужной она - никогда не бывает. (Д. Половнев) | Гладят себя по животу, мотают головой |
Игра «Четвертый лишний».
Логопед выставляет на доске картинки: Еж, девочка, медведь, чашка. Змея, собака, зебра, забор. Дерево, мальчик, кровать, тарелка.
Л о г о п е д. Что или кто лишний в каждом ряду картинок? Почему вы так думаете?
Игра с мячом «Назови».
Л о г о п е д. Я буду кидать мяч и задавать вопросы, а вы его ловите и быстро отвечаете.
Кто идет? (мама, лиса ... ) Что идет? (часы, снег ... )
Кто стоит? Что стоит?
Кто лежит? Что лежит?
III. Итог занятия.
Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?
Когда мы зададим вопрос: Кто?, Что?
Тема: «Пересказ рассказа "Вкусное варенье"»
Цели:
1. Уточнение представления о продуктах питания.
2. Расширение и активизация словаря по теме.
3. Развитие связной речи (составление пересказа рассказа с опорой на план).
4. Формирование навыка образования сложных относительных прилагательных.
5. Развитие мышления, памяти, внимания.
6. Развитие общей моторики, координации речи с движением.
Оборудование: муляжи (можно взять реальные предметы): клубника, яблоки, помидор, огурец, кастрюля, половник, отвертка, ботинок, кукла; мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Игра «Сварим варенье».
У логопеда на столе муляжи (можно взять реальные предметы): клубника, яблоки, помидор, огурец, кастрюля, половник, отвертка, ботинок, кукла.
Л о г о п е д. Помогите мне сварить варенье! Возьмите только ту посуду и продукты, которые для этого нужны.
Дети выполняют задание.
Л о г о п е д. У нас получится вкусное клубнично-яблочное варенье! Сегодня мы перескажем рассказ «Вкусное варенье».
II. Основная часть.
Чтение логопедом рассказа.
Летом Маша и Витя жили на даче с мамой и бабушкой. Как-то раз бабушка попросила внуков помочь собрать ягоды - малину и смородину. Целый день семья трудилась в саду. Маша собрала три лукошка малины, Витя - два лукошка красной смородины, а бабушка - четыре лукошка
черной смородины. Мама порадовалась собранному урожаю ягод и решила сварить варенье. Вечером вся семья пила чай с вкусным вареньем!