Тема: «Прилагательные - антонимы»
Цели:
1. Познакомить детей с прилагательными - антонимами.
2. Формировать навык подбора к именам прилагательным антонимов.
3. Закрепить навык согласования прилагательных с именами существительными в единственном и множественном числе.
4. Развивать внимание, мышление, память.
5. Развить общую моторику, координацию речи с движением.
Оборудование: изображения двух клоунов Бима и Бома, пары картинок (большое - маленькое яблоко, толстая - тонкая книга, широкая - узкая дорожка, веселая - грустная рожица, высокий - низкий дом), игра «Контрасты», изображения двух Волшебниц - доброй и злой, мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Игра «Клоуны Бим и Бом».
Логопед выставляет на доску изображения двух клоунов
Бима и Бома.
Л о г о п е д. К нам в гости пришли клоуны. Они одинаковые?
Бим толстый, а Бом? (тонкий)
Бом высокий, а Бим?
Бим грустный, а Бом?
- Толстый - тонкий, высокий - низкий, грустный - веселый. Какие интересные пары слов получились! Это слова-неприятели. Сегодня мы поговорим о такие словах!
II. Основная часть.
Игра «Слова-неприятели».
Л о г о п е д. Давайте подберем слова-неприятели!
Логопед выставляет на доску пары картинок.
- Это яблоко большое, а это ... (маленькое)
- Эта книга тонкая, а эта ...
- Эта дорожка широкая, а эта ...
- Этот дом высокий, а этот ...
- Это рожица веселая, а эта ...
Игра «Контрасты».
Логопед раздает детям парные картинки (веселый - грустный, сухой - мокрый, горячий - холодный и т.д.).
Л о г о п е д. У каждого из вас картинка. Найдите ей пару из слов-неприятелей. Найдете пару, вставайте рядышком!
Дети выполняют задание, объясняют свои действия (у меня нарисован маленький гриб, а меня большой гриб).
Физкультминутка.
Хороши у нас игрушки: | Дети стоят на месте, разводят руки в стороны |
Куклы, мишки и хлопушки, | Хлопки руками |
С ними весело играть, | Топают ногами |
Но не надо забывать: | Грозят пальчиком |
Игрушки - не люди, Но все понимают | Наклоны вправо - влево |
И очень не любят, Когда их ломают. | Качают головой |
Пусть игрушки дружат с нами, | Берутся за руки, идут по кругу в одну сторону |
Обижать мы их не станем, | Идут в другую сторону |
Пои граем и потом | Поднимают руки вверх |
Все на место уберем. (З. Петрова) | Опускают вниз |
Игра с мячом «Скажи наоборот».
Логопед предлагает детям к названным словам подобрать противоположные слова. Например: Сухой - мокрый.
Высокий –
Узкий –
Кислый-
Грязный - и т.д.
Игра «Волшебницы».
Логопед выставляет на доску изображения двух Волшебниц - доброй и злой.
Л о г о п е д. Клоуны ушли, но пришли Волшебницы. Эта Волшебница добрая, а эта ... ?
Я буду говорить за Злую Волшебницу, а вы - за Добрую.
Л о г о п е д. Я хочу, чтобы все люди стали злыми.
(Мы хотим, чтобы все стали добрыми).
Л о г о п е д. Я хочу, чтобы все стали больными, старыми, грустными, слабыми, глупыми ...
III. Итог занятия.
Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?
Тема: «Одежда. Обувь. Головные уборы»
Цели:
1. Уточнить представления об одежде, обуви, головных уборах.
2. Активизировать и расширить словарь по теме.
3. Закреплять навык образования уменьшительно-ласкательной формы имен существительных в единственном и множественном числе.
4. Закреплять навык согласования имен существительных с числительными.
5. Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие.
6. Развивать графо-моторные навыки.
7. Развивать общую моторику, координацию речи с движением.
Оборудование: разрезные картинки на каждого ребенка, картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов, четыре куклы, картинки - загадки с зашумленными изображениями одежды, обуви и головных уборов, мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Игра «Собери картинку».
Логопед раздает каждому ребенку картинку с изображением одежды, обуви или головного убора (из 5-6 частей).
Л о г о п е д. Вам нужно быстро собрать картинку и сказать, что получилось.
Дети выполняют задание.
Л о г о п е д. Свитер, шуба, юбка - что это?
- Сапоги, туфли, босоножки - что это?
- Косынка, шапка, кепка - как назвать одним словом?
- Сейчас поднимут руки те дети, которые собирали одежду! А теперь те, у которых получилась обувь. Головные уборы?
Сегодня мы вспомним с вами одежду, обувь и поговорим о головных уборах.
II. Основная часть.
Игра «Четвертый лишний».
Логопед выставляет на доску картинки: шуба, шапка, свитер, юбка.
Л о г о п е д. Как вы думаете, что лишнее и почему?
Аналогично проводится игра с другими картинками. Затем логопед усложняет задание:
Юбка, шорты, футболка, шуба (юбка, шорты, футболка - летняя одежда, шуба - зимняя, она лишняя) и т.д.
2. Игра «Посчитай до 5».
Л о г о п е д. А теперь вспомните, какую картинку каждый из вас собирал в начале занятия. И посчитайте этот предмет до 5!
Один сапог, два сапога, три сапога, четыре сапога, пять сапогов.