Тема: «Перелетные птицы и их птенцы»
Цели:
1. Уточнение представления о перелетных птицах.
2. Расширение и активизация словаря по теме.
3. Уточнение представления об осенних приметах.
4. 3акрепление навыка согласования числительных с именами существительными.
5. 3акрепление навыка образования прилагательных-антонимов.
6. 3акрепление навыка образования множественного числа существительных в именительном падеже.
7. Формирование навыка работы с деформированной фразой, расстановки слов в нужном порядке.
8. Развитие памяти, внимания, мышления, зрительного и слухового восприятия, навыков пространственной ориентировки.
9. Развитие общей моторики, координации речи с движением.
Оборудование: картинки с изображениями перелетных птиц, кленовый листок, картинки с изображением разного количества перелетных птиц (от 2 до 5) на каждого ребенка, мяч, картинки-загадки с зашумленным изображением цапли.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Игра «Что бывает осенью?»
Логопед выстраивает детей в ряд перед собой показывает листочек.
Л о г о п е д. Какой лист у меня в руках? (кленовый) Сейчас вы будете передавать его друг другу и называть по одной осенней примете. Осенью опадают листья (логопед отдает листок первому ребенку) и т.д.
Л о г о п е д. Как мы с вами говорили, одна из примет осени - птицы улетают в теплые края. Как называются такие птицы? (перелетные). Сегодня мы поговорим о перелетных птицах.
II. Основная часть.
Игра «Сосчитай»
Логопед кладет перед каждым ребенком картинку с изображением нескольких перелетных птиц (от 2 до 5).
Л о г о п е д. К нам прилетели перелетные птицы. Посчитайте, сколько и каких птиц у вас? (у меня три ласточки)
Игра «Скажи наоборот»
У цапли ноги длинные, а у скворца - (короткие).
Аист - большая птица, а дрозд ...
У ласточки короткая шея, а у лебедя ...
У чижа маленькое гнездо, а у аиста ...
У скворца крепкий клюв, а у ласточки ...
3. Игра с мячом «Один - много».
Дрозд - дрозды грач –
Ласточка - скворец -
Аист - журавль -
Цапля - лебедь -
Физкультминутка.
- Чайки, чайки! Где ваш дом? Чайки, чайки, где ваш дом? | Дети пожимают плечами, разводят руками |
На земле, на волне Или в синей вышине? | Приседают. Встают, смотрят вдаль. Тянутся руками к потолку |
- Ну конечно, на земле! на земле рождаемся! | Приседают, водят руками по полу |
Ну конечно, на волне! На волне качаемся! | Встают, руки в стороны, покачивания из стороны В сторону |
Ну конечно, в вышине! В вышине летаем! | Взмахи руками, как крыльями |
Край земли, волну и небо Домом мы считаем! (В. Берестов) | Руки вниз, в стороны, вверх, вниз |
Игра «Где птичка?»
Логопед вешает на доску картинки с изображениями перелетных птиц: лебедь, цапля, скворец, дрозд, ласточка.
Л о г о п е д. Скажите, какая птица слева от цапли? Справа от дрозда? Между скворцом и ласточкой? Где лебедь?
Игра «Составь предложение».
Л о г о п е д. Все слова в предложении перепутались. Расставьте их по порядку!
Улетают осенью птицы. - Осенью улетают птицы.
Строит аист гнездо.
Тело покрыто птицы перьями.
Увидели стаю дети уток.
Птицы весной перелетные вернуться.
Перелетные питаются птицы насекомыми разными.
Игра «Раскрась».
Логопед раздает детям картинки-загадки с зашумленным изображением цапли.
Л о г о п е д. Какая птица спряталась на картинке? Раскрасьте ее.
III. Итог занятия.
Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?
Каждый из вас должен вспомнить и назвать по одной перелетной птице.
Тема: «Согласование прилагательных
с существительными в роде и числе»
Цели:
1. Формирование навыка согласования прилагательных с существительными в роде и числе.
2. Формирование навыка подбора слов-предметов к словам-признакам и наоборот с учетом рода и числа.
3. Закрепление навыка образования множественного числа имен существительных и прилагательны.
4. Закрепление представления об основных цветах и оттенках.
5. Развитие памяти, внимания, мышления.
6. Развитие речевого слуха.
7. Развитие общей моторики, координации речи с движением.
Оборудование: «волшебные стеклышки», мяч, картинки: синее небо, синяя юбка, синий карандаш; красная кофта, красный флажок, красное платье; зеленая трава, зеленый огурец, зеленое яблоко, желтое кресло, желтый платок, желтая машина.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Игра «Подбери признак».
Зима какая? (Холодная)
Шапка какая?
Солнышко какое?
Дуб какой? И др.
Сегодня мы научимся правильно подбирать слова-признаки и внимательно следить за окончаниями слов.
II. Основная часть.
Игра «Волшебные стеклышки».
Перед каждым ребенком лежат разноцветные «стеклышки» (вырезанные из бумаги квадратики, ромбики, кружочки и др.).
Л о г о п е д. Посмотрите, что лежит перед вами. Это волшебное стеклышко. У каждого оно своего цвета. Давайте посмотрим сквозь них и назовем, какие предметы этого цвета мы можем увидеть. У меня синее стекло. Я вижу синее небо, синий платочек, синюю юбку.
Дети называют предметы.
Игра «Про что я говорю?»
Логопед вывешивает на доску три картинки - желтый платок, желтое кресло, желтая машина.
Л о г о п е д. Про что мы скажем желтАЯ? желтЫЙ? желтОЕ?
Аналогичная работа про водится с картинками: синее небо, синяя юбка, синий карандаш; красная кофта, красный флажок, красное платье; зеленая трава, зеленый огурец, зеленое яблоко.
3. Игра с мячом «Один - много».
Л о г о п е д. Я буду кидать мяч и называть один предмет, а вы - много. Например: Красная ручка - красные ручки.
Холодная ночь –
Большая подушка –
Деревянный стол –
Простой карандаш –
И др.
4. Физкультминутка.
- Чайки, чайки! Где ваш дом? Чайки, чайки, где ваш дом? | Дети пожимают плечами, разводят руками |
На земле, на волне Или в синей вышине? | Приседают. Встают, смотрят вдаль. Тянутся руками к потолку |
- Ну конечно, на земле! на земле рождаемся! | Приседают, водят руками по полу |
Ну конечно, на волне! На волне качаемся! | Встают, руки в стороны, покачивания из стороны В сторону |
Ну конечно, в вышине! В вышине летаем! | Взмахи руками, как крыльями |
Край земли, волну и небо Домом мы считаем! (В. Берестов) | Руки вниз, в стороны, вверх, вниз |