Тема: «Имена существительные единственного и множественного числа
С уменьшительно-ласкательными суффиксами»
Цели:
1. Совершенствование навыка словоизменения существительных единственного и множественного числа при помощи суффиксов уменьшительно-ласкательного значения.
2. Формирование навыка дифференциации больших и маленьких предметов.
3. Закрепление словаря по темам «Части тела», «Дом».
4. Развитие речевого слуха.
5. Развитие мышления, памяти, внимания.
6. Развитие общей моторики, координации речи с движением.
Оборудование: изображения Гнома, домика Гнома, домов, цветов, деревьев, кошек, собак, заборов, детей, машин, кустов, картинки с изображением Маши и Машеньки, больших предметов (кукла, картина, собака, платок) и маленьких (заколочка, бусики, тортик, котенок).
Ход занятия
I. Организационный момент.
Л о г о п е д. сядет тот, кого я назову ласково: Маша, Катенька, Коленька, Паша ...
Логопед постепенно называет всех детей ласково.
II. Основная часть.
Игра «Части тела».
Логопед выставляет на доску картинку с изображением Гнома.
Л о г о п е д. Сегодня мы отправимся в гости к этому Гному. Гном совсем маленький! Посмотрите на него. У Гнома не руки, а ручки, не ноги, а ножки.
Не нос, а…? не зубы, а ... ?
Не рот, а…?
Не палец, а... ?
Л о г о п е д. Маленькие предметы мы называем по-другому, ласково!
Игра «В гостях у Гнома».
Логопед вывешивает на доску картинку с изображением домика Гнома.
Л о г о п е д. Вот мы и пришли в гости к Гному! Посмотрите, какое здесь все маленькое! Давайте назовем все эти маленькие предметы.
Каждый ребенок называет по одному предмету (стульчик, столик, кроватка ... ).
3. Игра «Отправляемся в полет!».
Дети выходят на ковер. Логопед разбрасывает по полу картинки: дома, деревья, кусты, цветы, машины, дети, заборы, собаки, кошки и др.
Л о г о п е д. Давайте представим, что мы летим на самолете (руки как крылья самолета, дети проходят по кругу вокруг картинок). Нам с высоты всё кажется очень маленьким! Каждый из вас назовет, что он увидел маленькое. Я вижу маленькие домики.
Физкультминутка.
Заводила, заводила Заводного крокодила | Дети «заводят большим ключиком игрушку» |
Заводиться то и дело | Наклоны вправо - влево |
Крокодилу надоело. | Останавливаются, скрещивают руки |
Рассердился крокодил, | Топают ногами |
Взял и ключик проглотил. (А. Ахундова) | Хлопают руками |
5. Игра «Большой - маленький».
Л о г о п е д. Если я назову большой предмет, вы встанете на мысочки и будете тянуться к потолку, а если маленький - сядете на корточки. Помните, маленькие предметы мы называем ласково.
Собака, личико, подушечка, иголка, коробка, куколка, кровать, стол, дверка, картина, медвежонок ...
Игра «Подарки Маше и Машеньке».
Логопед раздает детям карточки с изображениями больших и маленьких предметов (кукла, бусики, тортик, котенок, картина, собака, заколочка, платок).
Л о г о п е д. Мы пойдем на день рождения к двум девочкам, к Маше и Машеньке. И подарим им подарки. Если у вас нарисован большой предмет, подарите его Маше, если маленький - Машеньке.
Дети прикрепляют картинки к доске рядом с Машей или
Машенькой, оречевляя свои действия «Бусики я подарю Машеньке. Куклу я подарю Маше».
III. Итог занятия.
Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?
Какие предметы мы называем ласково?
Тема: «Единственное и множественное число
Имён существительных»
Цели:
1. Закрепление навыка образования множественного числа существительных именительного падежа.
2. Формирование навыка дифференциации имен существительных единственного и множественного числа.
3. Развитие понимания речи.
4. Развитие внимания, памяти, мышления, быстроты реакции.
5. Развитие речевого слуха.
6. Развитие общей моторики. координации речи с движением.
Оборудованuе: картинки по числу детей с изображением одного или множества предметов, картинки - пары (белка - белки, листок - листочки, орех - орешки, цветок - цветы медведь - медведи), мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Работа с раздаточным материалом.
Дети встают перед своими стульчиками. На столах у каждого ребенка лежат картинки (барабан, барабаны, собака, собаки, игрушка, игрушки и др.)
Л о г о п е д. Сядет тот ребенок, про чью картинку я скажу. Сядет тот, у кого нарисовано ведрО, сядет тот у кого нарисованы платьЯ, сядет тот, у кого нарисованы ведрА, сядет тот, у кого нарисована собакА и т.д.
Дети выполняют задание.
Л о г о п е д. Сегодня мы будем говорить о словах - предметах, которых может быть много и один.
Внимательно посмотрите на свои картинки. Поднимут свои картинки те дети, у которых нарисован один предмет. А теперь те дети, у которых нарисовано много предметов.
II. Основная часть.
Игра «В группе».
Л о г о п е д. Дети, внимательно посмотрите на наш кабинет. Назовите те предметы, которых здесь МНОГО (стулья, цветы, столы, игрушки т.д.). А теперь назовем предметы, которых по одному (доска, дверь, компьютер и т.д.).
Игра «Добавь слово».
Логопед вывешивает на доску картинки: белка - белки, листок - листочки, орех - орешки, цветок - цветы, медведь - медведи.
Л о г о п е д. Я начну предложение, а вы продолжите, добавив нужное слово.
На деревьях появились зелёные ...
На ёлке сидит пушистая ...
Белка грызёт крепкие …
Из берлоги вылез ...
На поляне расцвели красивые ...
Физкультминутка.
Детки в садике живут Здесь играют и поют, | Руки на поясе, повороты туловища вправо - влево |
Здесь друзей себе находят, На прогулку с ними ходят. | Ритмичные шаги на месте |
Вместе спорят и мечтают, Незаметно подрастают. | Руки вверх, дети встают на мысочки и тянутся к потолку |
Детский сад - второй ваш дом, Как тепло, уютно в нем! | Дети обнимают себя руками |
Вы его любите, дети, Самый добрый дом на свете! (Г. Шалаева) | Руки над головой «домиком» |
4. Игра с мячом «Один - много».
Л о г о п е д. Я буду кидать мяч и называть один предмет, а вы- много.
Яблоко - книга –
Мяч - ложка-
Птица - шкаф -
Л о г о п е д. А теперь поиграем наоборот - я называю много предметов, вы - один.
Собаки - тарелки –
Столы - кнопки –
Горшки - помидоры -
Игра «Собери пары».
Дети берут свои картинки со столов.
Л о г о п е д. У каждого в руках картинка - У кого-то нарисован один предмет, у кого-то много. Вам нужно найти пару (например, собака - собаки) и встать рядом.
Дети выполняют задание и становятся парами (игрушка - игрушки, барабан - барабаны, ваза - вазы и т.д.).
Л о г о п е д. Давайте назовем пары, которые получились.
Логопед спрашивает одного ребенка из пары.
III. Итог занятия.
Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?
Тема: «Осень»
Цели:
1. Уточнение представлений об осени и ее приметах.
2. Расширение и активизация словаря по теме.
3. Совершенствование навыка словообразования (образование относительных прилагательных) и словоизменения (употребление существительных в родительном падеже; употребление существительных и прилагательных во множественном числе).
4. Развитие связной речи (развитие диалогической формы речи; умение подбирать подходящее слово к другому слову или предложению).
5. Развитие зрительного внимания и восприятия, слухового внимания, мышления, памяти.
6. Развитие графо-моторных навыков.
7. Развитие общей моторики, координации речи с движением.
Оборудование: изображения разноцветных осенних листьев (кленового, березового, каштанового, рябинового), картинки-загадки, мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед читает: это время года приходит после лета. Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит все реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди. Листья на деревьях желтеют и опадают. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края.
Л о г о п е д. О каком времени года я рассказа?
- Как вы догадались, что мой рассказ про осень?
- Сегодня мы будем говорить про осень.
II. Основная часть.
Игра «Листочки».
Л о г о п е д. Я собрала красивый букет из осенних листьев!
Давайте назовем каждый листок.
Логопед показывает детям листья и просит назвать их (березовый листок, кленовый листок, рябиновый листок, дубовый листок, каштановый листок.)
Л о г о п е д. А теперь давайте скажем, с какого дерева упал каждый листок:
Березовый листок упал с ...
Кленовый упал с ...
Каштановый упал с ...
Рябиновый упал с ...
Игра «Это осень?».
Л о г о п е д. Послушайте короткие рассказы про времена года и выберите те, в которых говорится про осень.
Вот и пролетело веселое лето. Пришла пора убирать урожай. Ваня копает картофель. Костя собирает свеклу и морковь. В саду много слив. Вера и Федя собирают фрукты и отправляют их в школьную столовую. (По И. Соколову-Микитову.)
Морозы сковали землю. 3амерзли реки и озера. Везде лежит белый пушистый снег. По свежему снегу приятно бежать на лыжах. Серёжа и Женя играют в снежки. Лиза и 3051 лепят снежную бабу. Только животным тяжело в зимнюю стужу. (По К.В. Лукашевичу.)
Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра. В такую пору хорошо надеть тёплую куртку и высокие сапоги. На голых сучьях повисли капли росы. Природа как будто задумалась, будто ждёт прихода зимы ... (По Г. Скребицкому.)
Дети выбирают рассказы про осень.
Л о г о п е д. Какие еще осенние признаки вы услышали в рассказах? (сбор урожая, смена легкой одежды на теплую и др.).
Игра «Закончи предложение».
На смену лету пришла ...
С деревьев опадают ...
Часто моросит ...
Птицы собираются в стаи и ...
Зверям некогда резвиться, они ...
Скоро наступит ...
Физкультминутка.
Капля раз, | Правая рука вверх |
Капля два | Левая рука вверх |
Очень медленно сперва | Медленно руки опускаются на пояс |
А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом | Ритмичные шаги на месте |
Мы зонты свои раскрыли, | Развести руки в стороны |
От дождя себя укрыли. (Я. Аким) | Руки полукругом над головой |