Тема: «Имена существительные единственного и множественного числа

С уменьшительно-ласкательными суффиксами»

Цели:

1. Совершенствование навыка словоизменения существительных единственного и множественного числа при помощи суффиксов уменьшительно-ласкательного значения.

2. Формирование навыка дифференциации больших и маленьких предметов.

3. Закрепление словаря по темам «Части тела», «Дом».

4. Развитие речевого слуха.

5. Развитие мышления, памяти, внимания.

6. Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Оборудование: изображения Гнома, домика Гнома, домов, цветов, деревьев, кошек, собак, заборов, детей, машин, кустов, картинки с изображением Маши и Машеньки, больших предметов (кукла, картина, собака, платок) и маленьких (заколочка, бусики, тортик, котенок).

Ход занятия

I. Организационный момент.

Л о г о п е д. сядет тот, кого я назову ласково: Маша, Катенька, Коленька, Паша ...

Логопед постепенно называет всех детей ласково.

II. Основная часть.

Игра «Части тела».

Логопед выставляет на доску картинку с изображением Гнома.

Л о г о п е д. Сегодня мы отправимся в гости к этому Гному. Гном совсем маленький! Посмотрите на него. У Гнома не руки, а ручки, не ноги, а ножки.

Не нос, а…? не зубы, а ... ?

Не рот, а…?

Не палец, а... ?

Л о г о п е д. Маленькие предметы мы называем по-другому, ласково!

Игра «В гостях у Гнома».

Логопед вывешивает на доску картинку с изображением домика Гнома.

Л о г о п е д. Вот мы и пришли в гости к Гному! Посмотрите, какое здесь все маленькое! Давайте назовем все эти маленькие предметы.

Каждый ребенок называет по одному предмету (стульчик, столик, кроватка ... ).

3. Игра «Отправляемся в полет!».

Дети выходят на ковер. Логопед разбрасывает по полу картинки: дома, деревья, кусты, цветы, машины, дети, заборы, собаки, кошки и др.

Л о г о п е д. Давайте представим, что мы летим на самолете (руки как крылья самолета, дети проходят по кругу вокруг картинок). Нам с высоты всё кажется очень маленьким! Каждый из вас назовет, что он увидел маленькое. Я вижу маленькие домики.

Физкультминутка.

Заводила, заводила Заводного крокодила Дети «заводят большим ключиком игрушку»
Заводиться то и дело Наклоны вправо - влево
Крокодилу надоело. Останавливаются, скрещивают руки
Рассердился крокодил, Топают ногами
Взял и ключик проглотил. (А. Ахундова) Хлопают руками

5. Игра «Большой - маленький».

Л о г о п е д. Если я назову большой предмет, вы встанете на мысочки и будете тянуться к потолку, а если маленький - сядете на корточки. Помните, маленькие предметы мы называем ласково.

Собака, личико, подушечка, иголка, коробка, куколка, кровать, стол, дверка, картина, медвежонок ...

Игра «Подарки Маше и Машеньке».

Логопед раздает детям карточки с изображениями больших и маленьких предметов (кукла, бусики, тортик, котенок, картина, собака, заколочка, платок).

Л о г о п е д. Мы пойдем на день рождения к двум девочкам, к Маше и Машеньке. И подарим им подарки. Если у вас нарисован большой предмет, подарите его Маше, если маленький - Машеньке.

Дети прикрепляют картинки к доске рядом с Машей или

Машенькой, оречевляя свои действия «Бусики я подарю Машеньке. Куклу я подарю Маше».

III. Итог занятия.

Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?

Какие предметы мы называем ласково?

Тема: «Единственное и множественное число

Имён существительных»

Цели:

1. Закрепление навыка образования множественного числа существительных именительного падежа.

2. Формирование навыка дифференциации имен существительных единственного и множественного числа.

3. Развитие понимания речи.

4. Развитие внимания, памяти, мышления, быстроты реакции.

5. Развитие речевого слуха.

6. Развитие общей моторики. координации речи с движением.

Оборудованuе: картинки по числу детей с изображением одного или множества предметов, картинки - пары (белка - белки, листок - листочки, орех - орешки, цветок - цветы медведь - медведи), мяч.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Работа с раздаточным материалом.

Дети встают перед своими стульчиками. На столах у каждого ребенка лежат картинки (барабан, барабаны, собака, собаки, игрушка, игрушки и др.)

Л о г о п е д. Сядет тот ребенок, про чью картинку я скажу. Сядет тот, у кого нарисовано ведрО, сядет тот у кого нарисованы платьЯ, сядет тот, у кого нарисованы ведрА, сядет тот, у кого нарисована собакА и т.д.

Дети выполняют задание.

Л о г о п е д. Сегодня мы будем говорить о словах - предметах, которых может быть много и один.

Внимательно посмотрите на свои картинки. Поднимут свои картинки те дети, у которых нарисован один предмет. А теперь те дети, у которых нарисовано много предметов.

II. Основная часть.

Игра «В группе».

Л о г о п е д. Дети, внимательно посмотрите на наш кабинет. Назовите те предметы, которых здесь МНОГО (стулья, цветы, столы, игрушки т.д.). А теперь назовем предметы, которых по одному (доска, дверь, компьютер и т.д.).

Игра «Добавь слово».

Логопед вывешивает на доску картинки: белка - белки, листок - листочки, орех - орешки, цветок - цветы, медведь - медведи.

Л о г о п е д. Я начну предложение, а вы продолжите, добавив нужное слово.

На деревьях появились зелёные ...

На ёлке сидит пушистая ...

Белка грызёт крепкие …

Из берлоги вылез ...

На поляне расцвели красивые ...

Физкультминутка.

Детки в садике живут Здесь играют и поют, Руки на поясе, повороты туловища вправо - влево
Здесь друзей себе находят, На прогулку с ними ходят. Ритмичные шаги на месте
Вместе спорят и мечтают, Незаметно подрастают. Руки вверх, дети встают на мысочки и тянутся к потолку
Детский сад - второй ваш дом, Как тепло, уютно в нем! Дети обнимают себя руками
Вы его любите, дети, Самый добрый дом на свете! (Г. Шалаева) Руки над головой «домиком»

4. Игра с мячом «Один - много».

Л о г о п е д. Я буду кидать мяч и называть один предмет, а вы- много.

Яблоко - книга –

Мяч - ложка-

Птица - шкаф -

Л о г о п е д. А теперь поиграем наоборот - я называю много предметов, вы - один.

Собаки - тарелки –

Столы - кнопки –

Горшки - помидоры -

Игра «Собери пары».

Дети берут свои картинки со столов.

Л о г о п е д. У каждого в руках картинка - У кого-то нарисован один предмет, у кого-то много. Вам нужно найти пару (например, собака - собаки) и встать рядом.

Дети выполняют задание и становятся парами (игрушка - игрушки, барабан - барабаны, ваза - вазы и т.д.).

Л о г о п е д. Давайте назовем пары, которые получились.

Логопед спрашивает одного ребенка из пары.

III. Итог занятия.

Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?

Тема: «Осень»

Цели:

1. Уточнение представлений об осени и ее приметах.

2. Расширение и активизация словаря по теме.

3. Совершенствование навыка словообразования (образование относительных прилагательных) и словоизменения (употребление существительных в родительном падеже; употребление существительных и прилагательных во множественном числе).

4. Развитие связной речи (развитие диалогической формы речи; умение подбирать подходящее слово к другому слову или предложению).

5. Развитие зрительного внимания и восприятия, слухового внимания, мышления, памяти.

6. Развитие графо-моторных навыков.

7. Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Оборудование: изображения разноцветных осенних листьев (кленового, березового, каштанового, рябинового), картинки-загадки, мяч.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед читает: это время года приходит после лета. Постепенно дни становятся все пасмурнее, солнце светит все реже и реже. Небо покрывается серыми тучами. Часто идут дожди. Листья на деревьях желтеют и опадают. Птицы уже не поют. Они прячутся от дождя, собираются в стаи и улетают далеко в теплые края.

Л о г о п е д. О каком времени года я рассказа?

- Как вы догадались, что мой рассказ про осень?

- Сегодня мы будем говорить про осень.

II. Основная часть.

Игра «Листочки».

Л о г о п е д. Я собрала красивый букет из осенних листьев!

Давайте назовем каждый листок.

Логопед показывает детям листья и просит назвать их (березовый листок, кленовый листок, рябиновый листок, дубовый листок, каштановый листок.)

Л о г о п е д. А теперь давайте скажем, с какого дерева упал каждый листок:

Березовый листок упал с ...

Кленовый упал с ...

Каштановый упал с ...

Рябиновый упал с ...

Игра «Это осень?».

Л о г о п е д. Послушайте короткие рассказы про времена года и выберите те, в которых говорится про осень.

Вот и пролетело веселое лето. Пришла пора убирать урожай. Ваня копает картофель. Костя собирает свеклу и морковь. В саду много слив. Вера и Федя собирают фрукты и отправляют их в школьную столовую. (По И. Соколову-Микитову.)

Морозы сковали землю. 3амерзли реки и озера. Везде лежит белый пушистый снег. По свежему снегу приятно бежать на лыжах. Серёжа и Женя играют в снежки. Лиза и 3051 лепят снежную бабу. Только животным тяжело в зимнюю стужу. (По К.В. Лукашевичу.)

Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра. В такую пору хорошо надеть тёплую куртку и высокие сапоги. На голых сучьях повисли капли росы. Природа как будто задумалась, будто ждёт прихода зимы ... (По Г. Скребицкому.)

Дети выбирают рассказы про осень.

Л о г о п е д. Какие еще осенние признаки вы услышали в рассказах? (сбор урожая, смена легкой одежды на теплую и др.).

Игра «Закончи предложение».

На смену лету пришла ...

С деревьев опадают ...

Часто моросит ...

Птицы собираются в стаи и ...

Зверям некогда резвиться, они ...

Скоро наступит ...

Физкультминутка.

Капля раз, Правая рука вверх
Капля два Левая рука вверх
Очень медленно сперва Медленно руки опускаются на пояс
А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом Ритмичные шаги на месте
Мы зонты свои раскрыли, Развести руки в стороны
От дождя себя укрыли. (Я. Аким) Руки полукругом над головой

Наши рекомендации