Для детей младшего и среднего
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Волшебные фигуры
©Игра может быть проведена во время прогулки у песочницы или в уголке экспериментирования в групповом помещении.
Цель: уточнение представлений о геометрических фигурах. Оборудование:песочница или контейнер с мелким песком, листы бумаги по числу детей, клеевой карандаш. Ход игры
Педагог приглашает детей к песочнице или контейнеру с песком. Он раздает детям листы бумаги и быстро рисует на них клеевым карандашом геометрические фигуры (в соответствии с программными требованиями для каждой возрастной группы). Затем педагог предлагает детям положить листы на землю или на столы и засыпать их слоем песка, а потом аккуратно поднять листы и стряхнуть песок с них в песочницу или контейнер. Вместе с детьми педагог удивляется тому, что на листах появились геометрические фигуры. По предложению педагога дети рассказывают, какие фигуры у каждого из них.
Усложняя игру, можно нарисовать не фигуры, а различные изображения из геометрических фигур, например домик из квадрата и треугольника или снеговика из трех кругов разного размера. Тогда дети рассказывают, что за изображения возникли у них на листах, из каких фигур они состоят.
Когда изображения высохнут, можно использовать их для развития осязания. Тогда по предложению педагога дети закрывают глаза, а педагог кладет перед каждым из них лист с «песчаной» фигурой. Дети ощупывают изображения, называют их, а потом открывают глаза и проверяют правильность своего ответа.
Угостим мишек
& Игра может быть поведена на занятии или в совместной
деятельности воспитателя с детьми.
Цель — уточнение представлений о геометрических фигурах.
Оборудование:три больших медведя, три нагрудника, три пластмассовые тарелки, комплект деревянных или пластиковых разноцветных геометрических фигур разного размера.
Ход игры
Педагог рассыпает на песке или на полу перед детьми геометрические фигуры. Он предлагает детям представить, что это не просто фигуры, а леденцы разных форм и цветов. Затем педагог сажает в дальнем конце площадки трех медведей в нагрудниках и ставит перед ними тарелки. У одного медведя на нагруднике вышит или наклеен треугольник, у другого — квадрат, у третьего — круг. Педагог предлагает детям угостить медведей, отнести к ним в тарелки «леденцы» такой же формы, как вышитая у них на нагруднике. Дети должны носить фигуры в тарелки по одной. Когда все «леденцы» оказываются в тарелках, педагог предлагает детям проверить, совершил ли кто-нибудь ошибки. Затем можно предложить детям сравнить фигуры в каждой тарелке и рассказать об их цвете и размере.
Завершая игру, можно предложить детям встать вокруг мишек, поводить хоровод и спеть песенку:
Любят мишки леденцы. Мы ребята-молодцы, Угостили малышей. Рты у мишек — до ушей.
Куличики
* Игра может проводиться в весенне-летний период на улице у песочницы или в любое время года в центре экспериментирования у контейнера с песком. Цель— уточнение представлений о геометрических фигу- и форме предметов.
Оборудование:песочница или контейнер с песком, формочки разных цветов и форм по числу детей, совочки по числу детей.
Ход игры
Педагог собирает детей возле песочницы или контейнера с песком и показывает им новые формочки. Он разрешает детям взять формочки в руки, рассмотреть их, рассказать, какого они цвета, какой формы. В ответах закрепляются прилагательные круглый, квадратный, треугольный и т. п. Затем он предлагает детям сделать куличики с помощью новых формочек. Дети по предложению педагога рассказывают, как нужно делать куличики. Затем дети делают куличики и рассказывают, какой они формы. В ответах закрепляются прилагательные круглый, квадратный, треугольный и т. п. С помощью педагога дети делают вывод, что из круглой формочки получился круглый куличик, из квадратной — квадратный, из треугольной — треугольный и т. п. Можно предложить детям украсить куличики камешками, сухими листиками или другим природным материалом, а потом обсудить, какие красивые получились куличики.
Курочка Ряба
& Игра может проводиться в весенне-летний период на
улице.
Цель— развитие цветовосприятия и цветоразличения.
Оборудование:контейнеры от «киндер-сюрпризов» трех цветов, ведерки среднего размера трех цветов (красные, зеленые, желтые), большой контейнер, «Любимые сказки»1, магнитная доска с набором магнитов, курочка-игрушка.
Предварительная работа
Чтение русской народной сказки «Курочка Ряба».
Перед прогулкой педагог помещает на видное место на прогулочной площадке игрушку-курочку и кладет возле нее «золотое яичко» — контейнер от «киндер-сюрприза», выкра-
Нищева Н. В. Любимые сказки. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
щенный золотистой краской; готовит контейнер с «яйцами» трех цветов, ведерки, магнитную доску и плоскостные изображения.
Ход игры
Когда дети обнаружат игрушку-курочку, педагог удивится вместе с ними и попросит детей рассказать, из какой сказки курочка и как они догадались. Можно пригласить детей к магнитной доске и предложить им пересказать сказку, иллюстрируя ее на магнитной доске с помощью плоскостных изображений. Когда дети закончат пересказ сказки словами: «Я снесу вам другое яичко, не золотое, а простое», педагог берет в руки контейнер с «яйцами» трех цветов и быстро рассыпает их по площадке. Он объясняет детям, что курочка снесла не одно яйцо, а много и они разноцветные. Далее педагог делит детей на три команды, выдает каждой команде ведерко и объясняет, что члены команды должны собрать в ведерко «яйца» того же цвета, что и ведерко. Победит та команда, которая первой соберет свои «яйца». По команде педагога дети начинают собирать и складывать в ведерки яйца. Потом все вместе аплодируют команде-победителю.
Построим забор
• Игра может проводиться на улице у песочницы. Набор формочек-геометрических фигур соответствует программным требованиям для каждой возрастной группы. Цели:уточнение знаний о геометрических фигурах и формах предметов. Упражнения в различении фигур (круг, квадрат, треугольник), форм предметов (круглый, квадратный, треугольный) и их правильном назывании. Развитие логического мышления.
Оборудование:песочница, формочки разных цветов по числу детей, совочки по числу детей. Ход игры
Педагог собирает детей возле песочницы и показывает им Уже знакомые формочки. По .предложению педагога дети рассказывают, какого цвета формочки, какой формы {круглая, квадратная, треугольная). Педагог предлагает детям построить
49
забор из куличиков вокруг песочницы, чередуя куличики таким образом: круглый, квадратный, треугольный, круглый и т. п. Можно напомнить детям, как правильно делать куличики, чтобы они не рассыпались. Дети строят забор все вместе, а потом украшают его природным материалом.
Ледяная стена
О Игра проводится на улице зимой. Педагог заранее заготавливает цветные льдинки, замораживает в больших и маленьких круглых формочках подкрашенную воду. Цели:уточнение знаний о геометрических фигурах и формах предметов. Развитие логического мышления.
Оборудование:снежная баба, большие красные ледяные кружки, маленькие синие ледяные кружки по числу детей. Ход игры
Педагог приглашает детей к снежной бабе, сооруженной накануне, и предлагает им построить забор вокруг скульптуры. Он раскладывает на снегу большие красные и маленькие синие ледяные кружки. По предложению педагога дети берут в руки по одному большому и одному маленькому кружку и рассказывают, какого они цвета. Затем дети строят ледяную стенку, ставя кружки ребром в снег, чередуя большие и маленькие фигуры. Можно предложить детям поводить хоровод вокруг постройки и спеть песенку:
Снеговик, снеговик,
Ты не мал, не велик,
- м За стеною схоронился.
«Вот так чудо!» — удивился.
Светофор
©Игра проводится на улице зимой с детьми младшего дошкольного возраста.
Цели: уточнение знаний о геометрических фигурах и формах предметов. Развитие цветовосприятия и цветоразличения. Ознакомление с Правилами дорожного движения.
Оборудование:снежный брусок, ледяные кружки красного, желтого и зеленого цветов. Предварительная работа
Заранее дети катают большой снежный ком. Педагог помогает обтесать его, чтобы получился большой снежный брусок, стоящий вертикально. Педагог заготавливает три ледяных кружка красного, желтого и зеленого цветов.
Ход игры
Педагог собирает детей вокруг снежного бруска и сообщает им, что сегодня они будут говорить о Правилах дорожного движения, сооружать светофор и играть в пешеходов. С помощью педагога дети рассказывают о том, на какой свет светофора можно переходить улицу, на какой свет нужно стоять и ждать, на какой свет переходить улицу нельзя. Педагог достает и демонстрирует детям ледяные заготовки. Дети рассматривают их, определяют и называют цвет и форму. Педагог выясняет, помнят ли дети, как расположены цветные огни на светофоре. Дети вспоминают это и располагают кружки на бруске, вдавливая их в снег. Педагог предлагает детям превратиться в пешеходов и встать напротив светофора. Он «рисует» песком на снегу проезжую часть и «зебру». Затем педагог по очереди «зажигает» огни на светофоре, а дети совершают соответствующие действия.
Снежки
©Игра проводится на улице зимой в сырую погоду, когда
хорошо лепится снег.
Цель— развитие меткости.
Оборудование:снежки.
Предварительная работа
Разучивание пальчиковой гимнастики «Снежок».
Перед прогулкой педагог лепит большой ком и устанавливает его на пне, столбе, столе и т. п. на уровне глаз детей, рисует гуашью линию, от которой дети будут бросать снежки. На комке можно нарисовать гуашью страшную рожу. Перед игрой педагог напоминает детям, как правильно бросать снежки из-за головы.
Ход игры
Педагог собирает детей в круг и предлагает сделать упражнение «Снежок», во время которого каждый из детей лепит свой снежок:
Дети загибают пальчики, начиная с большого. Лепят снежок. Гладят снежок. Грозят пальчиком правой руки, снежок держат в левой. Смотрят вверх, подбрасывают снежок. Приседают, ловят снежок. Встают, роняют снежок. Топают и ломают снежок. |
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили. Круглый, крепкий, очень гладкий И совсем-совсем не сладкий.
Раз — подбросим,
Два — поймаем, Три — уроним И... сломаем.
Когда дети сломают снежки, педагог предлагает слепить их заново. Затем он приглашает детей к столбу, на котором стоит снежный ком, объясняет, что это заколдованное чудище, предлагает побросать в него снежки. Дети .выстраиваются в шеренгу и по очереди метают снежки в «снежное чудище».
Выложи фигуру
ОИгра может проводиться на занятии, в совместной деятельности педагога с детьми, на прогулке. Цель— уточнение знаний о геометрических фигурах. Оборудование:ведерки с различным природным материалом (камешками, желудями, каштанами, маленькими декоративными тыквами) по числу детей, пластиковые или деревянные геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Ход игры
Педагог предлагает детям встать или сесть перед ведерками, опустить в них руки, нащупать геометрические фигу-
рьт. Дети рассказывают о том, какие фигуры они нащупали. Педагог предлагает достать фигуры и убедиться в правильности ответов. Затем по предложению педагога дети кладут фигуры перед собой и выкладывают их изображения из всего природного материала, находящегося в ведерке. Все вместе рассматривают получившиеся фигуры, рассказывают, кто какую фигуру выложил.
Поможем заюшке
фИгра проводится зимой в сырую погоду, когда хорошо
лепится снег.
Цель— развитие ловкости, меткости.
Оборудование:изображение лисы из сказки «Заюшкина избушка» на большом листе картона или пластика.
Предварительная работа
Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».
Перед прогулкой родители и педагог сооружают на площадке маленькие ледяную и лубяную избушки. Затем педагог вешает на дерево изображение лисы.
Ход игры
Когда дети обнаружат на площадке избушки, педагог предлагает им подумать, из какой они сказки. Когда дети назовут сказку «Заюшкина избушка», педагог предложит им напомнить ему содержание сказки. Затем дети должны обнаружить изображение лисы на дереве. Педагог подтверждает, что это лиса из сказки «Заюшкина избушка». Он предлагает детям помочь заюшке и забросать лису снежками. Дети лепят снежки, выстраиваются в шеренгу и метают снежки в изображение лисы. Предварительно необходимо напомнить детям, как правильно выполнять броски из-за головы.
Волшебный мешок
* Игра может проводиться' как на прогулке, так и в групповом помещении. Цель— развитие слухового внимания.
ИГРЫ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Считай по порядку! фПроводится в зимний период на улице. Цель— совершенствование математических представлений, формирование навыков порядкового счета. Оборудование:снежные комки разного размера. Предварительная работа.Изготовление комков разного размера. Ход игры Под руководством педагога дети катают снежные комки разного размера и выстраивают их в ряд. Потом начинают водить вокруг них хоровод. |
Оборудование:большой яркий мешок, прозрачные пластиковые бутылки с разными наполнителями, повязка на глаза. Предварительная работа
Дети вместе с педагогом насыпают в бутылочки примерно на 3/4 природный материал (крупный песок, мелкие камешки, сушеные ягоды рябины, желуди, горох и т. п.) и играют с ними, слушают, как он звучат.
Ход игры
Когда дети обнаружат на площадке большой мешок, педагог предлагает им новую игру. С помощью любой считалки выбирается ведущий. Ему завязывают глаза, он опускает руку в мешок, достает оттуда одну из бутылочек, трясет ее, слушает, как она звучит, и пытается угадать, чем она наполнена. Водят по очереди все дети.
Волшебный чулок
©Игра может проводиться как на прогулке, так и в групповом помещении.
Цель— развитие тактильной памяти.
Оборудование:полосатый вязаный чулок, различные мелкие фигурки, корзинка.
Предварительная работа
Педагог укладывает в корзинку мелкие фигурки.
Ход игры
Когда дети обнаружат на площадке корзинку с мелкими игрушками и полосатый чулок, педагог предлагает им новую игру. Он просит детей рассмотреть и ощупать игрушки, лежащие в корзинке. При этом он следит за тем, чтобы каждый ребенок ощупал все игрушки. Когда все дети рассмотрят и ощупают игрушки, педагог предлагает им сложить фигурки в чулок. Затем с помощью любой считалки выбирается первый игрок. Он опускает руку в чулок, находит, ощупывает и пытается угадать игрушку, потом достает ее и узнает, ошибся он или нет. Если он не угадал, игрушка возвращается в мешок. Побеждают те дети, у которых к концу игры будет по одной игрушке.
Мы слепили первый ком,
Ком большой-большой,
как дом.
Но зато второй комок Меньше был — как теремок.
Третий — точно как избушка Возле леса на опушке. А четвертый — как палатка, Хоть он круглый был
и гладкий. Пятый сделали! Ура! Как для Жучки конура. А шестой комок... Я знаю — Словно дом для попугая.
И седьмой, меньшой комочек, Как цыпленок, как звоночек. • Ну-ка, дети, не зевайте, По порядку их считайте.
Дети идут по кругу, взявшись за руки.
Показывают, подняв руки, какой большой ком. Вновь идут по кругу. Показывают, какой ком поменьше.
Опускают руки ниже талии, показывают ком еще меньше. Показывают ком, опустив руки вниз.
Приседают, показывают маленький комок.
Сидят на корточках. Показывают ладонями совсем маленький комок.
Сжав ладони, показывают крошечный комочек. После слова «считайте» по очереди считают комки по порядку.
Что я вижу
© Игра может проводиться как на прогулке, так в помещении.
Цель— развитие фонематических представлений. Оборудование:мяч. Ход игры
Педагог предлагает детям встать в круг и берет в руки мяч. Он произносит текст и передает мяч ребенку, стоящему справа. Дети подбирают по одному слову, содержащему звук [к], передавая мяч по кругу. Дети должны подбирать названия предметов, которые они видят вокруг себя.
Педагог. Быстро встали дети в круг, Слева друг и справа друг. Влево, вправо посмотрите И слова мне назовите, Все слова со звуком [к]: Кот, скамейка, колобки.
Слова:площадка, песок, горка, кусты, дорожка, окна, камни, клумба, травка, куличики, лопатка, формочка, бабочка, птичка, облака.
Мяч по кругу
©Игра может проводиться как на прогулке, так в помещении.
Цель— развитие фонематических представлений. Оборудование:мяч. Ход игры
Педагог предлагает детям встать в круг и берет в руки мяч. Он произносит текст и передает мяч ребенку, стоящему справа. Дети подбирают по одному слову, содержащему звук [с], передавая мяч по кругу. Дети должны подбирать названия предметов, которые они видят вокруг себя.
Педагог. Быстро встали дети в круг, Слева друг и справа друг. Влево, вправо посмотрите
И слова мне назовите, Все со звуком [с] слова: Киска, солнышко, сова.
Слова:песок, песочница, кусты, асфальт, листочки, совок, скакалка, автобус, троллейбус, пассажиры, киоск, солнышко, собака, колесо, самокат.
Колечко
© Игра может проводиться как на прогулке, так в помещении.
Цель— развитие фонематических представлений. Оборудование:колечко. Ход игры
Педагог предлагает детям встать в круг и берет в руки колечко. Он произносит текст и передает колечко ребенку, стоящему справа. Дети подбирают слова, содержащие указанный педагогом звук, и передают колечко по кругу.
Педагог. Передай колечко другу,
Пусть бежит оно по кругу. Передай колечко Да скажи словечко.
Камешек
© Игра может проводиться как на прогулке, так в помещении.
Цель— актуализация словаря по заданной лексической теме.
Оборудование:камешек. Ход игры
Педагог предлагает детям встать в круг и берет в руки камешек. Он произносит текст и передает камешек ребенку, стоящему справа. Дети подбирают слова по заданной педагогом теме и передают камешек по кругу.
Педагог. Камешек в руке держу. Передам и расскажу,
57
Что известно мне, что знаю. Я игрушки называю...
Или: Камешек в руке держу.
Передам и расскажу, Что известно мне, что знаю. Фрукты быстро называю...
Или: Камешек в руке держу.
Передам и расскажу, Что известно мне, что знаю. Овощи я называю...
Или: Камешек в руке держу.
Передам и расскажу, Что известно мне, что знаю, Я машины называю...
На улице
© Игра проводится на прогулке.
Цель— развитие навыков слогового анализа. Оборудование:мяч. Ход игры
Педагог предлагает детям встать в круг и берет в руки мяч. Он произносит текст и передает мяч ребенку, стоящему справа: Дети подбирают по одному слову, которое содержит столько слогов, сколько предложил педагог, передавая мяч по кругу. Педагог ставит условие: дети должны называть слова, обозначающие предметы, которые они видят на улице.
Педагог. Быстро встали дети в круг, Слева друг и справа друг. Влево, вправо посмотрите И слова мне назовите.
Солнышко
©Игра может проводиться как на прогулке, так в помещении.
Цель— совершенствование умения определять форму предметов.
Оборудование:мяч. Ход игры
Педагог предлагает детям встать в круг и берет в руки мяч. Он произносит текст и передает мяч ребенку, стоящему справа. Дети называют предметы, имеющие круглую форму (или другую заданную педагогом форму), и передают мяч по кругу.
Педагог. Солнце, круглое как мячик, Целый день по небу скачет. Что еще таким бывает? Кто из вас про это знает?
Или: Солнце, круглое как мячик,
Целый день по небу скачет. А квадратным (овальным) что бывает? Кто из вас про это знает?
Или: Солнце, круглое как мячик,
Целый день по небу скачет. Треугольным что бывает? Кто из вас про это знает?
Замок Снежной Королевы
© Игра проводится на улице зимой в сырую погоду, когда
хорошо лепится снег.
Цель— развитие меткости.
Оборудование:снежки, снежные комки, магнитная доска и фломастеры для рисования на ней.
Предварительная работа
Разучивание стихотворения «Замок Снежной Королевы».
Чтение сказки Г.-Х.Андерсена.
Ход игры
Педагог предлагает детям 'всем вместе соорудить замок Снежной Королевы, но сначала нарисовать замок и сделать чертеж. Дети выполняют коллективный рисунок и схему постройки,
а потом приступают к сооружению замка. Когда постройка будет завершена, дети читают стихотворение:
Замок Снежной Королевы... Башня справа, башня слева, Шпили, флаги и ворота. Серебро, не позолота... Он застыл как глыба льда, А вокруг нет ни следа. Он один на белом свете, Только воет снежный ветер.
Затем педагог напоминает детям, что в замке заточен Кай, которого нужно помочь спасти Герде. А для этого нужно слепить много снежков и забросать замок. Дети лепят снежки и от линии, которую проведет педагог, забрасывают замок снежками.
Кто скорее?
• Игра проводится в весенне-летний период на улице. Цель— уточнение знаний о геометрических фигурах. Оборудование:капитанские повязки или нагрудники с нарисованными на них фигурами, песок для «рисования» фигур. Предварительная работа.Педагог заранее «рисует» песком на площадке круги, квадраты и треугольники и другие фигуры в зависимости от программных требований каждой возрастной группы, располагая их как можно ближе друг к другу, вперемешку.
Ход игры
Педагог сообщает детям, что новая подвижная игра называется «Кто скорее?», и делит детей на команды. Каждая команда выбирает капитана. Капитан получает повязку с изображенной на ней фигурой (кругом, треугольником, квадратом, прямоугольником и т.п.). Все члены его команды будут передвигаться через площадку, совершая прыжки на двух ногах, только из одной такой фигуры в другую. Победит та команда, члены которой первыми переберутся с одной стороны площадки на другую. Необходимо напомнить детям, как правильно совершать прыжки, как правильно приземляться.
Команды выстраиваются за капитанами на одном краю площадки. По команде педагога игра начинается: Раз, два, три, На-ча-ли! Дети все вместе аплодируют команде-победителю.
Будь внимательным
0Подвижная игра может использоваться как на занятиях,
так и во время прогулки.
Цель— уточнение знаний о геометрических фигурах.
Оборудование:деревянные или пластмассовые геометрические формы (шары, кубики, конусы и т. п.) разных цветов и размеров.
Ход игры
Педагог предлагает детям встать свободно, врассыпную. Он объяснят, что, если дети увидят у него в руках кубик, они должны будут присесть. Если в руках у педагога окажется шарик, детям следует поставить руки на пояс и попрыгать на носочках. Если у педагога в руках конус, дети должны поставить ноги на ширине плеч, а руки развести в стороны и т. п. — в зависимости от того, в какой возрастной группе проводится игра. В любом случае более пяти фигур для детей седьмого года жизни брать не следует.
Один, два, три
ft Подвижная игра может использоваться как на занятиях,
так и во время прогулки.
Цель— уточнение знаний о геометрических фигурах.
Ход игры
Педагог предлагает детям встать в шеренгу лицом к нему. Он пересчитывает детей: «Один, два, три. Один, два, три. Один, два, три» — и предлагает каждому ребенку запомнить, какое число педагог произносил, показывая на него. Каждый Ребенок будет выполнять движения, только услышав это слово. Затем педагог объясняет детям, что на слово «один» Дети должны будут приседать, на слово «два» — поднимать РУки вверх, на слово «три» — ставить руки на пояс.
Оборудование:квадратный кусок прозрачного пластика, разноцветные геометрические фигуры, желуди, каштаны, мелкие фигурки, карта-схема поиска «секретика» или карта-подсказка.
Предварительная работа.Накануне педагог заготавливает «секретик»: выкапывает ямку в песочнице, на краю клумбы, в земле вокруг кустов и т. п., укладывает в ямку разноцветные геометрические фигуры, цифры, буквы, природный материал, фигурки, составив из них узор, прикрывает «секретик» прозрачным пластиком, засыпает песком или землей, прикрывает листьями. Зимой педагог то же самое делает, разместив «секретик» в снегу в любой точке участка. Когда дети будут уже знакомы с игрой, можно привлекать их к приготовлению «секретика». Затем педагог изготавливает карту-схему поиска «секретика».
Ход игры
Педагог предлагает поиграть в новую игру и с помощью карты-схемы или карты-подсказки найти спрятанный на площадке «секретик». Карта-схема или карта-подсказка могут находиться в конверте, «волшебном мешочке», корзинке и т. п. Например, дети должны встать у входа на площадку. Педагог читает: «Сделайте пять шагов вперед». Дети выполняют задание. Педагог продолжает: «Повернитесь налево. Сделайте три шага вперед». Дети снова выполняют задание. Педагог читает следующую инструкцию: «Повернитесь вперед, сделайте шесть шагов вперед». Дети выполняют инструкцию. Педагог продолжает: «Присядьте. Ищите „секретик"». Дети находят «секретик», рассказывают, что видят. Педагог предлагает открыть его и, например, составить из находящихся в нем букв название того, кто спрятал этот «секретик» (лиса, зайка, волк и т. п.), из находящихся в нем цифр — пример или составить узор из фигур, которые в нем спрятаны.
Искатели сокровищ
©Игра может проводиться в любое время года на прогулке. Цель— развитие усидчивости, внимания.
Оборудование:пластмассовые сита, совочки, ведерки, разноцветные бумажные колпачки по числу детей, природный материал (желуди, каштаны, фасоль, морские камешки и т. п.).
Предварительная работа
Просмотр мультфильма «Белоснежка и семь гномов».
Накануне прогулки педагог закапывает в песочнице природный материал.
Ход игры
Педагог предлагает поиграть в новую игру, превратиться в гномов из сказки «Белоснежка и семь гномов» и отправиться на поиски сокровищ. Дети получают ведерки, совочки и сита, надевают разноцветные колпачки, выстраиваются в шеренгу и маршируют к песочнице:
На поиски сокровищ идем, идем, идем, Кирки и молоточки с собою мы несем. Найдем мы изумруды, алмазы, малахит. Нас наше любопытство на поиски манит.
В песочнице дети занимают места и по команде педагога начинают просеивать песок, наполняя найденным природным материалом свои ведерки. Победителем становится тот, кто первым заполнит ведерко.
В завершение дети рассматривают и описывают найденные сокровища.
Хитрая лиса
® Игра может проводиться в любое время года на прогулке.
Цель— развитие зрительного внимания.
Оборудование:три абсолютно одинаковых пластмассовых ведерка, пластмассовая или резиновая фигурка лисы.
Предварительная работа.Чтение русских народных сказок, одной из героинь которых является хитрая лиса («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка», «Волк и лиса» и т. п.)
Ход игры
Когда дети обнаружат на площадке три одинаковых ведерку педагог предлагает им поиграть в новую игру и выяснить, Кто из диких животных считается самым хитрым зверем. Дети
догадываюся, что самый хитрый зверь — лиса, и по предложению педагога перечисляют сказки, в которых рассказывается о лисе и ее проделках. Тогда педагог достает фигурку лисы и объявляет, что новая игра называется «Хитрая лиса». Он предупреждает детей, что это игра на внимание, и они должны внимательно следить за лисой. Педагог помещает фигурку лисы под одно из ведерок, выстроенных в ряд, и начинает передвигать ведерки, меняя их местами. Когда педагог закончит манипуляции, дети должны указать, под каким из ведерок находится фигурка лисы. Далее с помощью любой считалки выбирается играющий, который будет следить за проделками лисы один. Так по очереди играют все желающие дети. Роль педагога тоже может выполнять один из детей.
Золотой орех
©Игра может проводиться в любое время года на прогулке.
Цель— развитие зрительного внимания.
Оборудование:три абсолютно одинаковых пластмассовых ящичка или контейнера с крышками, грецкий орех, выкрашенный бронзовой краской.
Ход игры
Когда дети обнаружат на площадке три одинаковых контейнера, педагог предлагает им поиграть в новую игру и показывает «золотой орех». Педагог кладет орех в один из контейнеров, стоящих в ряд, и закрывает его. Затем он начинает передвигать контейнеры, меняя их местами. Когда педагог закончит манипуляции, дети должны указать, в каком из контейнеров находится «золотой орех». Далее с помощью любой считалки выбирается играющий, который будет играть один на один с педагогом. Так по очереди играют все желающие дети. Роль педагога тоже может выполнять один из детей.
Минеры и саперы1
0Игра может проводиться в любое время года на прогулке.
1 Набор геометрических фигур зависит от программных требований для данной возрастной группы.
Цель— развитие зрительного внимания.
Оборудование:небольшие резиновые игрушки-пищалки, детские грабли.
Предварительная работа.Беседа о работе минеров и саперов в годы войны.
Ход игры
Педагог предлагает детям разделиться на две команды и помогает сделать это с помощью любой считалки. Одна из команд получает название «Минеры», а вторая — «Саперы». Педагог выдает членам команды «Минеры» игрушки-пищалки и объясняет, что это «мины». «Минеры» получают задание закопать «мины» в песочнице на небольшой глубине (на два-три пальца) на глазах у «саперов». Когда все игрушки будут закопаны и «минеры» разровняют песок граблями, «саперы» приступают к их поиску. Они должны откопать игрушки так аккуратно, чтобы ни одна из них не издала ни одного звука. Если игрушка запищит — «мина взорвалась». Чем больше игрушек откопают «саперы», тем лучше. Потом команды меняются местами. Побеждает команда, обезвредившая наибольшее количество «мин».
Прятки
9 Игра может проводиться в весенне-летний период на прогулке.
Цель— развитие зрительного внимания. Оборудование:совочки, погремушки или бубенцы, детские грабли, песочные часы (3 мин).
Предварительная работа.Разучивание стихотворного текста к игре. Ход игры
Педагог предлагает детям разделиться на две команды и помогает сделать это с помощью любой считалки. Педагог выдает членам одной команды погремушки или бубенцы, со-вочки и грабли и объясняет, что они должны будут закопать погремушки или бубенцы в песок на глубину три-четы-I пальца, а потом заровнять песок граблями. Причем они Должны сделать это, пока будут произносить текст. Члены
другой команды в это время будут стоять спиной к песочнице. Члены первой команды занимают места в песочнице, закапывают игрушки и одновременно произносят текст:
Раз, два, три, четыре, пять, Начинаем мы играть, Начинаем мы играть, Рыть песок, песок копать. Закопаем мы игрушки — Бубенцы и погремушки. Раз, два, три, четыре, пять, Ну а вам пора искать!
На слово «искать» члены второй команды поворачиваются к песочнице лицом и приступают к поискам игрушек. Они должны закончить поиски, пока сыплется песок в песочных часах. Затем команды поменяются местами. Победителем считается та команда, члены которой быстрее выкопают все игрушки.
«Умные» классики
© Игра может проводиться в весенне-летний период на прогулке.
Цель— развитие памяти.
Оборудование:моток яркого шнура или цветной мел, мешочки с карточками, контейнер с фишками.
Ход игры
Педагог предлагает детям поиграть в необычные классики. На площадке цветным мелом чертятся традиционные классики, состоящие из шести квадратов. Можно не чертить классики, а обозначить их контуры цветным шнуром.
С помощью считалки определяется очередность игроков, которые выстраиваются в шеренгу перед классиками. Все вместе игроки решают, как будут совершать передвижение: прыгая на обеих ногах, на одной ноге или меняя ноги.
Первый этап игры называется «+1». Играющий достает из мешочка карточку с цифрой (1, 2, 3, 4) и, прыгая из квадрата в квадрат, решает примеры, причем в первом примере он прибавляет единицу к тому числу, которое написано у него на
карточке. Например, у играющего на карточке число 2. Значит, он составляет и решает цепочку примеров: 2+1=3, 3+1=4, 4+1=5, 5+1=6, 6+1=7, 7+1=8. Пройдя все квадраты и решив примеры, играющий получает фишку. Таким же образом на первом этапе действуют все игроки. Допустивший ошибку игрок не проходит первый этап и не получает фи