Задачи психолога в кинотерапевтической группе

Основными задачами ведущего группы являются:

- поддержание и активизация дискуссии после просмотра фильма;

- акцентирование высказываний, вскрывающих объективные причинно-следственные связи между событиями кинофильма (инсайты);

- диагностика содержания проекции в высказываниях участников группы;

- мониторинг эмоционального состояния членов группы во время просмотра фильма и его обсуждения;

- работа с негативными переживаниями.

Рассмотрим эти задачи более подробно.

Поддержание дискуссии (поощрение высказываний, активизация группы, эмоциональная стимуляция и т.п.). Появление в процессе дискуссии по фильму различных точек зрения и их конфронтация создают условия для выражения и проявления эмоций. Участники группы могут почувствовать и проанализировать влияние эмоции на поведение и отношения с окружающими, на самочувствие, обнаружить для себя новые способы регуляции эмоций или даже саму возможность их выражения. Осознание эмоций, возникших во время просмотра фильма, уточнение и более адекватное их называние помогает лучше понимать эмоции и чувства окружающих людей. Такого рода процессы способствуют развитию сознательной саморегуляции эмоциональных состояний, оптимизации взаимодействия эмоциональных и интеллектуальных процессов.

«Размораживание» эмоциональной сферы, развитие способности к вербализации эмоций и чувств, преодоление внутреннего запрета на выражение эмоций во вне – все это само по себе создает значительный терапевтический эффект.

…Ну…я…в общем заплакал… Не знаю почему… просто… И мне как-то даже не было стыдно. Я считаю… ну… считал, что плакать нельзя: я же мужчина. Вроде как слабость. А тут такое дело. Какое-то другое отношение к себе. Раньше я себя ругал. Я помню, я раньше думал, что надо быть как Железный человек. Андрей М., 41 г.

Активная дискуссия создает в группе напряженную эмоциональную атмосферу. Соблюдение правил групповой работы удерживает ситуацию в рамках когнитивного конфликта, конструктивная динамика которого порождается и поддерживается субъектными проявлениями участников группы. Удержание себя в рамках когнитивного конфликта в условиях возгонки эмоционального напряжения (предметный разговор без «перехода на личности») требует от человека порой значительных сознательных усилий, реализация которых означает развитие саморегуляции, а, значит, и повышение готовности личности быть подлинным автором своей жизни – жить осознанно, свободно и ответственно.

Качество и эффективность групповой дискуссии могут быть оценены количественно. Если неделю спустя (кинотерапевтическая группа собирается раз в неделю) на вопрос ведущего: «Есть ли что сказать в догонку к нашей прошлой сессии?» в группе разворачивается активная дискуссия, - значит работа на предыдущей встрече была эффективной. Количественными единицами в данном случае может быть число участников группы, спонтанно включающихся в обсуждение, либо продолжительность активной дискуссии. Особого внимания заслуживают высказывания участников группы, маркирующие продолжение работы и «обсуждение» фильма уже после завершения сессии:

- я всю неделю думал над тем, что вы сказали (обращение к конкретному члену группы) и даже мысленно спорил… И вот что я понял…

- на прошлой сессии я сказал, что …<…>… Меня как озарило потом… Я как бы услышал то, что вы сказали… я сейчас думаю, что…

- на прошлой встрече я не решился сказать, что… <…>… уже какое-то забытое состояние… почти забытое. Это как в школе. Я понял почему. Меня очень впечатлило, как вы говорили в прошлый раз – очень открыто и искренне. Я чувствую, что тоже могу…

Высказывания подобного рода являются, на наш взгляд, эмпирическими референтами идеальной представленности (отраженной субъектности) участников группы в сознании и жизни друг друга.

Техники и приемы активизации дискуссии подобно описаны в специальном разделе.

Акцентирование высказываний, вскрывающих объективные причинно-следственные связи между событиями кинофильма (инсайты). В терминах транзактного анализа это высказывания из Взрослого и Маленького Профессора.

Кинофильм имеет свое объективное содержание. Это аудиальное и визуальное содержание, которое запечатлено на пленке. Это содержание не зависит ни от зрителя, ни от количества просмотров. Если на шестидесятой минуте фильма герой признается в любви героине, то независимо ни от каких объективных и субъективных обстоятельств эта сцена будет происходить всегда на шестидесятой минуте и воспроизводиться всегда одинаково. Это и есть объективное содержание фильма. Оно неизменно. Другое дело – восприятие фильма зрителем. Оно всегда субъективно и всегда уникально. Если фильм смотрят десять человек – они увидят десять фильмов. События, разворачивающиеся в фильме, имеют свою логику и предопределены этой логикой. Обнаружить ее мешают субъективность восприятия и искажения, вносимые в восприятие фильма защитными механизмами личности. Большинство высказываний участников группы как раз и отражают субъективность восприятия. Однако, если в потоке таких высказываний звучит фраза, вскрывающая объективные причинно-следственные связи между событиями кинофильма, они должны быть помещены в фокус внимания группы. Как правило, это высказывания из Взрослого или Маленького Профессора [52]. Ведущий реализует эту задачу с помощью парафразы или эхо-реакции (техники ведения группы описаны в специальном разделе). Задача ведущего заключается в том, чтобы, говоря словами К.С.Станиславского, «сознательно возбуждать <…> бессознательную природу для сверхсознательного органического творчества» [50, c.406].

Диагностика содержания проекции и создание условий для обнаружения и осознания клиентом подмены реальности проекциями. Для этого ведущий использует специальные вопросы. Например: «Что Вы увидели такого, что позволяет Вам так говорить?» или «Что в фильме говорит об этом?». Проекции обнаруживаются всякий раз, когда участник начинает думать и чувствовать за героев фильма. Покажем это на нескольких примерах.

1. Участник: Я вижу, что он хочет <…>

Ведущий: Что Вы увидели такого, что позволяет Вам так говорить?

У: Ну, в общем-то ничего, но я думаю, что он хотел бы <…>.

В: Как Вы это увидели?

У: Ну, в фильме, конечно, ничего об этом не говорит, но… это я так думаю…

В: Вы так думаете…

У: Ну да… Он (герой) может и не так думает…

2. У: …он любит ее…

В: Как Вы это увидели?

У: Как увидела? А что, разве нет?

В: Какими событиями фильма Вы могли бы подтвердить Ваше мнение?

У: Ну, он ее ревнует все время, контролирует.

В: Правильно я Вас понял, что…

У: Нет, ну, а в чем еще тогда любовь проявляется?

Одна из наиболее сложных задач ведущего заключается в том, чтобы постоянно возвращать участников группы к анализу поведения персонажей фильма. Наблюдению доступно только поведение, экспрессивные реакции и внешность героев. Оперируя наблюдениями и соотнося свои впечатления с впечатлениями других, участники группы учатся понимать происходящее в фильме.

Содержание проекции соответствует сценарию жизни и курсу жизни. Напомним, что в транзактном анализе сценарий – это то, что человек запланировал решить в раннем детстве, а курс жизни – это то, что реально происходит [20; 52]. Можно сказать, что проекции служат оправданием и подтверждением курса жизни. Открываясь в процессе групповой дискуссии новому опыту, приносимому приближением к объективному содержанию фильма, участники кинотерапевтической группы постепенно начинают замечать реальность без помех, накладываемых защитными механизмами.

Мониторинг состояния членов группы во время просмотра кинофильма и его обсуждения (помощь, поддержка). Содержание фильма во время просмотра может вызывать у участников группы заметные эмоциональные реакции. Как правило, такие реакции являются внешним проявлением «попадания» содержания фильма в проблемную область индивидуального опыта зрителя. Нередко участник группы способен самостоятельно соотнести события своей жизни и фрагмент фильма, вызвавший выраженную эмоциональную реакцию. Довольно часто за этим следует искренний и, порой, весьма драматический рассказ о событии, воспоминание о котором было инициировано фильмом. Очень важно, чтобы группа могла выразить поддержку, оказать помощь, проявить искреннюю заинтересованность в человеке.

Иногда, пережив весьма сильные эмоции во время просмотра фильма, человек не решается заговорить о том, что его взволновало. Наблюдая эмоциональные реакции членов группы на события, разворачивающиеся в фильме, ведущий получает возможность более адресного ведения группы. Обращаясь к такому человеку ведущий может в мягкой форме выразить свою поддержку.

В: Мне показалось, фильм очень взволновал Вас… Может быть… Вы могли бы…

У: Да… Это напомнило мне…

Работа с негативными переживаниями. Фильм может актуализировать в сознании зрителя вытесненный или подавленный материал. Почти всегда это сопровождается негативными переживаниями. Мы полагаем, что возникшие в группе переживания должны быть в ней и проработаны. Если фильм вызывает фрустрацию, то ведущий (и группа) должен выразить поддержку. Обеспечивая гибкий баланс фрустрации и поддержки, ведущий создает условия для позитивной личностной и групповой динамики.

Эмоции, наблюдаемые у зрителя во время просмотра фильма и в процессе его обсуждения, часто бывают вызваны осознаваемым или неосознаваемым вторжением в восприятие фильма болезненных событий прошлого. Такие, вызванные из прошлого, но, по сути, не связанные с фильмом эмоции, существенно затрудняют его понимание. Нередко наблюдается настолько мощное эмоциональное обволакивание, что зритель практически зависает в эмоциях. Ведущему необходимо сделать все, чтобы негативные переживания прошлого опыта не препятствовали пониманию фильма. Выход из эмоционального кокона возможен, если зритель начинает рефлексировать и осознавать его. Выход за пределы травматичного опыта – личностно-обращенный инсайт – на эмоциональном уровне маркируется эмоцией интереса. Вот как об этом пишет М.Мерло-Понти: «Каждый раз, когда я нахожу нечто интересное, это означает, что я не ограничился погружением в свое чувство, но смог взглянуть на него как на поведение, изменение в моих отношениях с другим, с миром, что я смог мыслить его так, как мыслю поведение другого наблюдаемого мной человека» [62, c.119].

Таким образом, важнейшая задача ведущего заключается в том, чтобы, обращаясь к участникам группы, побуждать их к обнаружению искажений в восприятии фильма. Чем ближе восприятие человека к реальности происходящего на экране (мы называем это объективным содержанием фильма), тем ближе его логика понимания жизни к логике самой жизни. Для этого ведущий использует вопросы типа: «Что Вы увидели такого, что дает возможность Вам так говорить?». В процессе обсуждения фильма ведущему необходимо постоянно возвращать участников группы к содержанию фильма, побуждая их к наблюдениям для улучшения понимания, обеспечивая баланс фрустрации и поддержки. Конечно, такая позиция повышает требования к выбору фильмов для кинотерапии. Как отметила А.С.Спиваковская, фильм должен соответствовать критериям объективного искусства, основанного на воплощении бытийных законов [49]. Иными словами, фильм должен быть максимально свободен от случайного, вносимого в содержание фильма негативным опытом режиссера. Как пишет С.М.Эйзенштейн, «чем очищеннее от случайного – тем выразительнее. Тогда «читается» смысл действия – содержание действия» (курсив – С.Э.) [58, c.190].

И.Ялом на основе факторного анализа большого количества переменных выделил четыре основных функции руководителя группы:

1) эмоциональная стимуляция (ведущий побуждает участников усомниться в адекватности их поведения, вступает в конфронтацию, активно моделирует поведение путем личного риска и высокого уровня самораскрытия);

2) забота (ведущий оказывает поддержку, выражает симпатию, хвалит, защищает, выражает тепло, принятие, искренен и заинтересован);

3) придание смысла (ведущий объясняет, разъясняет, интерпретирует, снабжает участников необходимой для изменения когнитивной структурой, переводит чувства и личный опыт участников в сферу идей);

4) исполнительская функция (ведущий устанавливает границы, правила, нормы, цели, распределяет время, задает темп, останавливает, заступается, предлагает процедуры).

То, как ведущий выполняет эти функции, четко соотносится с результатом групповой работы: наибольшего успеха добивается ведущий, чье поведение характеризовалось умеренным уровнем эмоциональной стимуляции и исполнительской функции, а также высоким уровнем заботы и придания смысла [59].

Структура предлагаемого метода и используемые в рамках кинотерапии процедуры позволяют реализовать задачи и функции ведущего в оптимальном соотношении. Конечно, специалист, использующий в своей практике кинотерапию, должен видеть больше «наивного» зрителя, но он не должен ничего выдумывать. Его задача – создание условий для развития наблюдательности у членов группы, их способности к сознательному (в противовес искаженному проекциями, иллюзиями и предубеждениями) восприятию ситуации.

Нередко участники группы вносят в кинотерапевтический процесс собственные идеи. Это требует от ведущего большой гибкости в выборе техник, упражнений, подборе кинофильма для следующей сессии. Просмотр фильма часто открывает для участника группы новые проблемы и сложности жизни и, как правило, инициирует его к активному участию и большей ответственности. Иногда возникает необходимость более детальной проработки тем, работа с которыми дает человеку ощущение удовлетворения и чувство возрастающего самоконтроля. В этом случае можно воспользоваться приемом «Давайте вернемся…». Суть приема заключается в том, что как только в процессе работы группы возникает подходящий момент, ведущий произносит фразу «Давайте вернемся к …» и предлагает еще раз вернуться к той или иной теме, сюжету или герою из другого фильма. Таким образом, создается ситуация, когда группа может работать с какой-либо темой (или проблемой) на материале разных фильмов.

Наши рекомендации