Кинотерапевтическая фильмотека
Для активизации неосознаваемых процессов, активно участвующих в восприятии кинофильма (подавление, проекция, идентификация, ассоциация, смещение, рационализация), необходимо, чтобы герои фильма были близки по возрасту участникам группы. Например, в группах детей подросткового возраста могут быть использованы фильмы «Повелитель мух» (реж. П.Брук), «Хайди» (реж. Майкл Родс), «Чучело» (реж. Р.Быков); в группах юношеского возраста – «Американка» (реж. Д.Месхиев), «Умница Уилл Хантинг» (реж. Гас Ван Сэнг); в группах среднего возраста – «Осенний марафон» (реж. Г.Данелия), «Отцепись от звезд» (реж. Ник Кассаветис), «Сцены из супружеской жизни» (реж.И.Бергман).
Важным критерием включения кинофильма в кинотерапевтическую фильмотекиу является представленность в нем различных проявлений межличностных отношений и другой психологической феноменологии. Так, в фильме «Ребро Адама» (реж. В. Криштофович) герои, общаясь друг с другом, используют манипуляции, двойные послания, провокации; по их играм и отдельным репликам можно диагностировать их сценарии; в фильме представлена феноменология супружеских и детско-родительских отношений, драматический треугольник, задачи взросления и др. Иными словами, фильм должен быть многоплановым. Многоплановость фильма является предпосылкой возможности диалога зрителей друг с другом и зрителя с режиссером. Подбирать фильм для кинотерапии нужно так, чтобы, как пишет Н.А.Хренов, «публика могла вступить с режиссером в диалог, которого она не всегда хочет, но на который в принципе способна» [54, c.141]. Преобразующая напряженность диалога в кинотерапии во многом обеспечивается уникальностью способа (фильм), которым выражается всеобщее. Всеобщее в фильме – это то, что соответствует, как сказал бы С.М.Эйзенштейн, «природным законом». «Воздействует только то, что протекает согласно природным законам» [58, с. 189]. Таким образом, важнейший критерий выбора фильма для кинотерапии – богатство психологической феноменологии, отражающей объективные закономерности индивидуальной и социальной психологии.
Опыт проведения кинотерапевтических групп показывает, что максимальный отклик у зрителей получают фильмы, герои которых решают универсальные проблемы, отражающие конфликты нормальной психики, которые, как сказала бы А.С.Спиваковская, «воплощают бытийные законы» [49, с.203]. Эмоциональное воздействие фильма выше, если герои оказываются перед необходимостью совершения значимых для них выборов («Второй лучший» (реж. Крис Мэнджес); «Боже, любовник моей матери и сын мясника» (реж. Элаин Иссерман). Важным критерием выбора фильма для кинотерапии является наличие в действиях героев конструктивных способов решения «вечных проблем». Не менее полезны фильмы, в которых прослеживаются деструктивные последствия поступков и стратегий героев («Покидая Лас-Вегас» (реж. Майк Фиггис), «Реквием по мечте» (реж. Даррен Арофонски), «Горькая луна» (реж. Р.Поланский), «21 грамм» (реж. А.Иньярриту)).
Наконец, не менее важным критерием выбора является невозможность однозначной оценки героев фильма в терминах «хороший – плохой». Фильмы, в которых такая оценка задана изначально, оказываются для кинотерапии малопригодными.
На наш взгляд, совершенно непригодны для кинотерапии фильмы, основная задача которых – идеологическое воспитание, пропаганда, развлечение, релаксация.
Таким образом, основными критериями выбора фильмов для кинотерапии является богатство психологической феноменологии, универсальность проблем, решаемых главными героями, представленность конструктивных и деструктивных моделей и стратегий поведения.
Кинотерапевтические группы
Участники. Эффективность работы кинотерапевтической группы во многом определяется ее участниками. Желательно, чтобы группа была достаточно однородной по возрастному составу или кругу проблем, актуальных для участников. Это не строгие критерии для включения в кинотерапевтическую группу, однако относительная однородность группы помогает подбирать для работы кинофильмы, в которых актуальные проблемы участников представлены максимально рельефно. Более важными критериями являются:
- мотивация к участию в группе;
- способность использовать понимание для облегчения психологических симптомов;
- способность использовать понимание для изменения поведения;
- способность наблюдать за чувствами без отреагирования их в действии;
- межличностный характер проблем;
- поиск разнообразия в жизни;
- стремление переосмыслить свой экзистенциальный опыт.
Но, может быть, еще более важным критерием является отнесенность проблемы клиента к кругу универсальных проблем человеческой жизни. Что такое универсальные проблемы? Для людей зрелого возраста их круг определяется следующими рассуждениями.
Большинство людей выросли в семьях или в сообществах, в которых по отношению к ним кто-то из взрослых выполнял родительские функции. Следовательно, у большинства людей есть опыт драматических переживаний и отношений с теми, кто их воспитывал (обиды, чувство отвергнутости, вина, стыд, гнев, холодность в отношениях, переживание утраты, потери, ревность и др.). Пытаясь разобраться со своими проблемами, большинство людей вольно или невольно обращаются к событиям своего детства. Коль скоро мы рождаемся мужчинами или женщинами, у большинства из нас есть драматический опыт отношений с противоположным полом (стеснительность, застенчивость, робость, тревога, ревность, демонстративность, отторжение, враждебность, страх неразделенности и др.). Поскольку жизнь большинства людей протекает в тесном контакте с другими людьми, мы не можем не сталкиваться с проблемами построения отношений (чувство одиночества, боязнь других людей, неумение дружить, любить и быть любимым, заботиться и принимать заботу, чувство вины, доминирование или подчинение и др.). Большинство людей совершали какие-либо ошибки, следовательно, многим знакомы неуверенность, страх показаться некомпетентным или никчемным. Как правило, люди зрелого возраста имеют детей, а это значит, что у многих из них есть какие-то сложности в воспитании детей, которые иногда приводят к переживаниям бессилия и отсутствия перспективы. Наконец, многим знакомы боль потерь и чувство утраты близкого человека.
Универсальные проблемы человеческой жизни имеют уникальную представленность в сознании конкретного человека. Обнаружение общности проблем бытия в эмпирическом многообразии их формулировок является для участников психотерапевтических групп важным источником оптимизма в оценке перспектив своего развития и преодоления сложившихся трудностей (Приложение 1). Нередко участники группы маркируют узнавание своего в универсальном фразами:
- я думал, я один такой…;
- у нас похожие проблемы;
- оказывается, у всех есть проблемы.
Аналогичные рассуждения приводят нас к обнаружению универсальных проблем периода взросления и периода старости.
Универсальные проблемы периода взросления:
- принятие своего имени;
- принятие собственной внешности, лица и тела;
- самоопределение в системе отношений со сверстниками своего и другого пола;
- принятие своего пола, усвоение моделей поло-ролевого поведения;
- самоопределение в системе отношений с родителями, преодоление эмоциональной зависимости от них;
- построение собственной системы ценностей;
- принятие неизбежностей существования (будущее, старение, смерть, разлука);
- открытие абсолюта (время, Бог);
- выбор профессиональной перспективы;
- принятие себя.
Глубокий и обстоятельный анализ задач взросления и существующих на этот счет точек зрения приведен в работе К.С.Лисецкого и Е.В.Литягиной [31].
Универсальные проблемы периода старости:
- преодоление депрессии и дисфории в связи с сужением круга физических возможностей;
- самоопределение в системе новых социальных статусов и ролей;
- преодоление эмоциональной зависимости от детей и стремления их контролировать;
- примирение возможности счастья и неизбежности смерти;
- самоопределение в старении (преодоление уныния, обнаружение конструктивных способов структурирования времени);
- открытие сексуальности в старости;
- позитивное старение (обнаружение свободы).
Обсуждению возможностей и сложностей психотерапии с людьми престарелого возраста посвящена замечательная книга И.Кемпера «Легко ли не стареть?», в которой автор формулирует принципы искусства старения как стратегии самореализации пожилых [27].
Таким образом, для каждой возрастной группы может быть сформирована специфическая кинотерапевтическая фильмотека. Заметим, однако, что правило относительной возрастной однородности участников группы не распространяется на персонажей и героев фильмов. Иными словами, набор фильмов для молодежной кинотерапевтической группы должен включать в себя также и фильмы, в которых отражены универсальные проблемы пожилых (например, кинофильмы «Про Шмидта» (реж. Александр Пэйн), «Простая история» (реж. Дэвид Линч). Лучшим ответом на вопрос, для чего это нужно, стала бы цитата из работы В.Н.Ильина, которую мы нашли в книге И.Кемпера. В.Н.Ильин вел психотерапевтические группы для пожилых пациентов и членов их семей «Терапевтический театр». «В умиротворении нуждается старость, в умиротворении нуждается молодость. Об умиротворении идет речь в каждой сценке. То, что мы ищем, это не дешевая аранжировка, затушевывание чувств оскорбления, гнева или вины. Все это должно быть высказано со всей полнотой чувства, которую старец мог бы простить сыну, сын старцу.
Вся полнота жизни заключается только в жизни как целом. Старый человек утрачивает жизнь, если не может больше играть с детьми, играть ребенка, быть ребенком. Ребенок не получает никакого представления о цельности жизни, если не может играть со старой женщиной, старым мужчиной, играть старость, не может быть старцем и сморщенной старухой. Наша личность никогда не укладывается на плоскости, если она жива. Она в состоянии пройти весь спектр жизни. Смерть начинается, когда в нас утрачивается и умирает детское и убеленное сединой, извечно древнее» [26].
Таким образом, достаточно однородная по возрасту группа достигает больших терапевтических результатов, когда работает с персонажами, возраст которых варьирует с самом широком диапазоне.
Формируя группу, ведущему нужно иметь в виду, что существенные сложности впоследствии могут возникнуть с людьми:
- имеющими недостаток мотивации к участию в группе;
- имеющими нереалистичные, завышенные ожидания;
- имеющими неудачи в психотерапевтических группах.
Наконец, кинотерапевтические группы непригодны для людей с общемедицинскими противопоказаниями к участию в групповой психотерапии.