Для психологов и социальных работников
Кинотерапия и кинотренинг
Практическое пособие
Для психологов и социальных работников
Кинотерапия является групповым методом работы психолога с психически здоровыми людьми, стремящимися к личностному росту, самосовершенствованию, углублению понимания жизни и улучшению отношений с окружающими. Кинотерапия хорошо сочетается с другими методами групповой работы, что позволяет использовать ее и как самостоятельный, и как вспомогательный метод при решении широкого спектра психокоррекционных и психотерапевтических задач. Разработанный на основе кинотерапии кинотренинг хорошо зарекомендовал себя как метод индивидуального и группового обучения. Книга представляет собой практическое руководство по кинотерапии и кинотренингу, адресованное психологам, психотерапевтам, педагогам, социальным работникам и социальным педагогам.
Оглавление
Пояснительная записка
ГЛАВА 1. Кинотерапия
Определение кинотерапии
Предпосылки создания кинотерапии
Использование кино в кинотерапии (онтопсихологическая синемалогия, беатотерапия, София-аналитическая психотерапия и другие модели)
Необходимость специальной работы с содержанием фильма
Кинотерапевтическая фильмотека
Кинотерапевтические группы
Цели кинотерапевтической группы
Правила работы в кинотерапевтической группе
Задачи психолога в кинотерапевтической группе
Динамика психотерапевтической группы
Личностная и групповая динамика
Кинотерапевтический цикл
Приемы ведения дискуссии в кинотерапии
Упражнения в кинотерапии
Использование кино в семейной терапии
Индивидуальная кинотерапия
ГЛАВА 2. Области применения кинотерапии
Здравоохранение
Социальная работа
ГЛАВА 3. Кинотренинг
Работа с педагогическим коллективом воспитательной колонии для несовершеннолетних правонарушителей
Использование кинотренинга в образовании
Языковой кинотренинг (английский язык)
Кинотренинг в организации
Литература
Приложение
Пояснительная записка
Развитие практической психологии в России, увеличение количества людей, стремящихся к профессиональной самореализации в сфере психологической практики стали причиной возрастающего интереса к психотерапевтическим методам и техникам. Ведутся исследования по их научному обоснованию, разрабатывается методология их конструирования.
Актуальность разработки инструментария практического психолога связана с несколькими причинами. Во-первых, расширение сферы психологической помощи населению соответствует задачам социального строительства, актуальному состоянию общества и тенденциям его развития. Во-вторых, постоянно увеличивается число специалистов, работающих в сфере помогающих профессий, чья деятельность связана с психологической профилактикой и коррекцией. В-третьих, социальная модель психотерапии стремительно обретает признание своей компетентности и значимости со стороны государственных структур и общественных организаций. Одновременно с этим наблюдается увеличение требований к профессиональным стандартам, поиск надежных критериев для отбора методик и обоснования их эффективности. Наконец, остаются открытыми многие вопросы, касающиеся сути, целей, механизмов психотерапевтического взаимодействия, роли и задач психотерапевта, общих оснований и принципов психотерапии [1].
В данном пособии приведено описание кинотерапии – метода групповой работы, в основе которого лежит прочный теоретический и практический фундамент. Эффективность кинотерапии была подтверждена в ходе многочисленных эмпирических исследований автора [9; 10; 11] и других психологов [53]. К настоящему времени накоплен обширный эмпирический и клинический материал, позволяющий говорить о высокой эффективности кинотерапии в работе с престарелыми [12], подростками и юношами, людьми среднего возраста, испытывающими те или иные проблемы в детско-родительских и супружеских отношениях [4; 9], трудности социальной и профессиональной самореализации. На основе кинотерапии наши коллеги и единомышленники разрабатывают методы коррекции психического и личностного развития детей дошкольного возраста с использованием мультипликационных фильмов. Кинотерапия была включена в структуру программ первичной и вторичной профилактики наркозависимости, а также программ работы с созависимыми [4; 9; 13]. Кинотерапия получила высокую оценку профессионалов на методических семинарах, мастер-классах и научно-практических конференциях [9; 10; 11].
Я пытался написать книгу, в которой содержалось бы последовательное и, по возможности, полное и четкое изложение метода кинотерапии. Стараясь описать технику работы, я стремился осветить и тот круг идей, которые лежат в ее основании. Эти идеи в разное время подарили мне замечательные люди, которым я чрезвычайно благодарен за общение со мной. С некоторыми из этих людей я никогда не встречался, однако это не мешает мне ощущать их деятельное присутствие в моем сознании. Удивительно, но факт: есть авторы, тексты которых вызывают ощущение живого диалога, порождающего идеи. Я никогда не встречался с А.Менегетти, но я глубоко благодарен ему за воплощенную в синемалогии идею использования кино в психотерапии и тексты его книг, дающие возможность спорить с автором. Я не был знаком с Э.Берном, однако встреча с его работами оживляет во мне диалог Родителя, Взрослого и Ребенка. Я благодарен ему за возможность более глубокого понимания себя. Я познакомился с практикой синемалогии на семинаре, который в 1996 году провела в Самарском государственном университете А.С.Спиваковская. Наблюдая за ее красивой работой, я проникся идеей А.Менегетти и понял одновременно, что синемалогия не по мне.
Я благодарен В.А.Петровскому, каждая встреча с которым становится для меня мощным импульсом в профессиональном и личностном развитии. Моя особая благодарность М.В.Бороденко, которая однажды на семинаре по кинотерапии, который я проводил в Центре Персонологии В.А.Петровского спросила меня: «А в чем, собственно, терапия…?» Я слышу этот вопрос до сих пор, и он до сих пор не дает мне покоя.
Я благодарен моим коллегам – А.Э.Березовскому, Д.С.Исаеву и Е.А.Назарову за доброжелательное и критичное отношение к моей работе. Их замечания позволили существенно повысить ее качество.
Со всей уверенностью можно сказать, что это работа так и осталась бы пунктом «индивидуального плана», если бы не требовательность декана психологического факультета К.С.Лисецкого, который не только напоминаниями, но и личным примером трудолюбия и научной собранности продвигал работу вперед.
С особой теплотой я выражаю слова признательности Ольге Валерьевне Шапатиной и двум ее ассистентам Лизе и Саше, общение с которыми («Общение – это производство индивидами их общего» В.А.Петровский) является основой моего физического и личностного благополучия.
И, конечно же, я благодарен всем участникам кинотерапевтических групп, чьи личные достижения являются источником моего профессионального и исследовательского оптимизма.
Жизнь – это кино.
Жан Ренуар
ГЛАВА 1. Кинотерапия
Определение кинотерапии
Кинотерапия является методом групповой работы, ориентированным на решение комплексной терапевтической задачи. Кинотерапия направлена на расширение осознавания человеком происходящего с ним и вокруг него, на активизацию у участников группы «чувства реальности». В основе кинотерапии лежит предположение о том, что нормальный, хорошо приспособленный индивид без особого труда обнаруживает правильные решения различных жизненных ситуаций на основе способности к наблюдению и пониманию происходящего. Индивиды с теми или иными личностными проблемами воспринимают окружающую действительность искаженно, их наблюдения неадекватны, а оценки событий ошибочны. Перечисленные особенности проявляются при восприятии и анализе содержания художественных фильмов. Объективное содержание фильма у них искажается и замещается содержанием проекции. Под объективным содержанием фильма мы понимаем не зависящее от желаний, настроения и воли зрителя содержание фильма как произведения искусства. Это содержание запечатлено на пленке, не меняется со временем и не зависит от обстоятельств показа фильма. То, что увидит каждый конкретный зритель, будет результатом его субъективного восприятия этого объективного содержания. Каждый зритель увидит свой фильм. Предполагается, что развивающаяся в процессе работы с кинофильмом способность адекватного понимания объективного содержания фильма переносится индивидом на понимание жизни, себя и отношений с людьми.
Кинотерапевтические группы
Участники. Эффективность работы кинотерапевтической группы во многом определяется ее участниками. Желательно, чтобы группа была достаточно однородной по возрастному составу или кругу проблем, актуальных для участников. Это не строгие критерии для включения в кинотерапевтическую группу, однако относительная однородность группы помогает подбирать для работы кинофильмы, в которых актуальные проблемы участников представлены максимально рельефно. Более важными критериями являются:
- мотивация к участию в группе;
- способность использовать понимание для облегчения психологических симптомов;
- способность использовать понимание для изменения поведения;
- способность наблюдать за чувствами без отреагирования их в действии;
- межличностный характер проблем;
- поиск разнообразия в жизни;
- стремление переосмыслить свой экзистенциальный опыт.
Но, может быть, еще более важным критерием является отнесенность проблемы клиента к кругу универсальных проблем человеческой жизни. Что такое универсальные проблемы? Для людей зрелого возраста их круг определяется следующими рассуждениями.
Большинство людей выросли в семьях или в сообществах, в которых по отношению к ним кто-то из взрослых выполнял родительские функции. Следовательно, у большинства людей есть опыт драматических переживаний и отношений с теми, кто их воспитывал (обиды, чувство отвергнутости, вина, стыд, гнев, холодность в отношениях, переживание утраты, потери, ревность и др.). Пытаясь разобраться со своими проблемами, большинство людей вольно или невольно обращаются к событиям своего детства. Коль скоро мы рождаемся мужчинами или женщинами, у большинства из нас есть драматический опыт отношений с противоположным полом (стеснительность, застенчивость, робость, тревога, ревность, демонстративность, отторжение, враждебность, страх неразделенности и др.). Поскольку жизнь большинства людей протекает в тесном контакте с другими людьми, мы не можем не сталкиваться с проблемами построения отношений (чувство одиночества, боязнь других людей, неумение дружить, любить и быть любимым, заботиться и принимать заботу, чувство вины, доминирование или подчинение и др.). Большинство людей совершали какие-либо ошибки, следовательно, многим знакомы неуверенность, страх показаться некомпетентным или никчемным. Как правило, люди зрелого возраста имеют детей, а это значит, что у многих из них есть какие-то сложности в воспитании детей, которые иногда приводят к переживаниям бессилия и отсутствия перспективы. Наконец, многим знакомы боль потерь и чувство утраты близкого человека.
Универсальные проблемы человеческой жизни имеют уникальную представленность в сознании конкретного человека. Обнаружение общности проблем бытия в эмпирическом многообразии их формулировок является для участников психотерапевтических групп важным источником оптимизма в оценке перспектив своего развития и преодоления сложившихся трудностей (Приложение 1). Нередко участники группы маркируют узнавание своего в универсальном фразами:
- я думал, я один такой…;
- у нас похожие проблемы;
- оказывается, у всех есть проблемы.
Аналогичные рассуждения приводят нас к обнаружению универсальных проблем периода взросления и периода старости.
Универсальные проблемы периода взросления:
- принятие своего имени;
- принятие собственной внешности, лица и тела;
- самоопределение в системе отношений со сверстниками своего и другого пола;
- принятие своего пола, усвоение моделей поло-ролевого поведения;
- самоопределение в системе отношений с родителями, преодоление эмоциональной зависимости от них;
- построение собственной системы ценностей;
- принятие неизбежностей существования (будущее, старение, смерть, разлука);
- открытие абсолюта (время, Бог);
- выбор профессиональной перспективы;
- принятие себя.
Глубокий и обстоятельный анализ задач взросления и существующих на этот счет точек зрения приведен в работе К.С.Лисецкого и Е.В.Литягиной [31].
Универсальные проблемы периода старости:
- преодоление депрессии и дисфории в связи с сужением круга физических возможностей;
- самоопределение в системе новых социальных статусов и ролей;
- преодоление эмоциональной зависимости от детей и стремления их контролировать;
- примирение возможности счастья и неизбежности смерти;
- самоопределение в старении (преодоление уныния, обнаружение конструктивных способов структурирования времени);
- открытие сексуальности в старости;
- позитивное старение (обнаружение свободы).
Обсуждению возможностей и сложностей психотерапии с людьми престарелого возраста посвящена замечательная книга И.Кемпера «Легко ли не стареть?», в которой автор формулирует принципы искусства старения как стратегии самореализации пожилых [27].
Таким образом, для каждой возрастной группы может быть сформирована специфическая кинотерапевтическая фильмотека. Заметим, однако, что правило относительной возрастной однородности участников группы не распространяется на персонажей и героев фильмов. Иными словами, набор фильмов для молодежной кинотерапевтической группы должен включать в себя также и фильмы, в которых отражены универсальные проблемы пожилых (например, кинофильмы «Про Шмидта» (реж. Александр Пэйн), «Простая история» (реж. Дэвид Линч). Лучшим ответом на вопрос, для чего это нужно, стала бы цитата из работы В.Н.Ильина, которую мы нашли в книге И.Кемпера. В.Н.Ильин вел психотерапевтические группы для пожилых пациентов и членов их семей «Терапевтический театр». «В умиротворении нуждается старость, в умиротворении нуждается молодость. Об умиротворении идет речь в каждой сценке. То, что мы ищем, это не дешевая аранжировка, затушевывание чувств оскорбления, гнева или вины. Все это должно быть высказано со всей полнотой чувства, которую старец мог бы простить сыну, сын старцу.
Вся полнота жизни заключается только в жизни как целом. Старый человек утрачивает жизнь, если не может больше играть с детьми, играть ребенка, быть ребенком. Ребенок не получает никакого представления о цельности жизни, если не может играть со старой женщиной, старым мужчиной, играть старость, не может быть старцем и сморщенной старухой. Наша личность никогда не укладывается на плоскости, если она жива. Она в состоянии пройти весь спектр жизни. Смерть начинается, когда в нас утрачивается и умирает детское и убеленное сединой, извечно древнее» [26].
Таким образом, достаточно однородная по возрасту группа достигает больших терапевтических результатов, когда работает с персонажами, возраст которых варьирует с самом широком диапазоне.
Формируя группу, ведущему нужно иметь в виду, что существенные сложности впоследствии могут возникнуть с людьми:
- имеющими недостаток мотивации к участию в группе;
- имеющими нереалистичные, завышенные ожидания;
- имеющими неудачи в психотерапевтических группах.
Наконец, кинотерапевтические группы непригодны для людей с общемедицинскими противопоказаниями к участию в групповой психотерапии.
Кинотерапевтический цикл
Сеансы кинотерапии длятся примерно четыре-шесть часов. Значительная продолжительность сеансов накладывает некоторые ограничения при планировании работы кинотерапевтической группы. Практика показывает, что удобнее всего проводить занятия в выходные дни, когда участники группы располагают достаточным свободным временем.
Кинотерапевтическая группа может быть открытой и закрытой.
Открытаякинотерапевтическая группа собирается с определенной периодичностью и ее состав является лишь относительно устойчивым. В открытой группе допускается постоянное изменение состава участников. Группы открытого типа могут действовать неограниченное время. Терапевтический сеанс при такой форме работы включает в себя два этапа.
Первый этап. Перед просмотром фильма ведущий группы сообщает его название и призывает участников группы быть максимально внимательными к тому, что будет происходить на экране. Ведущий напоминает собравшимся, что для того, чтобы обсуждение прошло продуктивно, им нужно записывать имена основных персонажей, а также, кратко, мысли и чувства, которые будут приходить в голову во время просмотра фильма.
Участникам кинотерапевтической группы может быть предложена следующая инструкция: «Сейчас мы будем с вами смотреть фильм. Старайтесь смотреть его внимательно для того, чтобы понять, как поведение и действия людей влияют на их жизнь и жизнь тех, кто их окружает… Мы не можем понять чувства и мысли людей иначе, чем через их внешние проявления, то есть через поведение. Нужно быть внимательным к тому, как поступают и как действуют герои фильма.
Ваши наблюдения и мысли нужно кратко записывать, чтобы мы могли с этим потом поработать. По ходу фильма записывайте имена действующих лиц. Это понадобится нам при обсуждении».
Затем следует демонстрация фильма. Желательно, чтобы фильм был просмотрен полностью: от самого начала до момента, когда на экране погаснут последние строки титров и не отзвучит последняя нота музыки. Э.Морен, размышляя о музыке в кино, заметил: «Музыка фильма – это … настоящий каталог состояний души…, она является связующим звеном между фильмом и зрителем» [61, c.154]. Если чувства и переживания героя зритель способен понять через экспрессивные реакции актеров, то музыка многократно усиливает эффекты эмоционального восприятия, вовлекая зрителей, даже имеющих некоторые эмоциональные проблемы, в эмпатическое сопереживание горю.
После демонстрации фильма объявляется перерыв, в течение которого участников группы просят не обсуждать фильм и никак не касаться увиденного. Важно, чтобы переживания и впечатления были высказаны во время групповой работы, а не в перерыве между просмотром и обсуждением. Разговоры о фильме во время перерыва снижают уровень эмоционального давления в группе. Для его поддержания мы используем саундтреки из фильма, которые звучат тихим музыкальным фоном ко всему, что происходит во время перерыва.
Содержание второго этапа составляют высказывания участников группы, на основе которых строится дискуссия. Задачи ведущего на этом этапе заключаются в том, чтобы поддерживать дискуссию, акцентировать высказывания участников из эго-состояния Взрослый и реагировать на ошибки восприятия участников группы, вызванные функционированием механизмов личностной защиты. Используя специальные вопросы и техники, ведущий возвращает участников группы к объективному содержанию фильма (Как Вы это увидели?).
После завершения обсуждения ведущий подводит итог.
Закрытаягруппа существует ограниченное количество сеансов и после завершения цикла распускается. После того, как группа сформирована и начала работать, появление новых участников нежелательно.
Первый сеанс в закрытой кинотерапевтической группе проходит точно также как и сеансы в открытой группе, то есть в два этапа. Второй и последующие сеансы проходят в три этапа.
Перед просмотром фильма на втором сеансе ведущий группы обращается к собравшимся с предложением поделиться теми мыслями, которые приходили в голову за время, прошедшее после предыдущей встречи:
- Что вы могли бы сказать вдогонку к обсуждению, которое состоялось у нас на прошлой встрече?
- Кто хотел бы поделиться размышлениями, которые приходили на ум после нашей прошлой встречи?
Подавляющее большинство участников группы сообщает, что в промежутках между сеансами они неоднократно возвращались мысленно и к содержанию фильма, и к высказываниям участников, и к своим собственным высказываниям. Задача ведущего на этом этапе заключается в том, чтобы фиксировать внимание участников на их позитивных достижениях, на изменениях в восприятии и понимании фильма.
Некоторые участники группы сообщают об изменении в их поведении и мировосприятии, связывая эти изменения со своей работой в группе. Например: стараюсь больше разговаривать с женой, интересуюсь ей; перестал давить на ребенка и т.п. Такие высказывания необходимо подкреплять и поощрять, особенно, если фиксируемые в них изменения соответствуют изначально поставленным задачам.
Необходимо четко контролировать длительность этого этапа. Его оптимальная продолжительность – 30-40 минут.
Затем следует демонстрация очередного фильма. После перерыва начинается третий этап – обсуждение.
Последний сеанс в закрытой группе посвящен подведению итогов работы, рефлексии личностных достижений ее участников. Однако последнее занятие – это нечто большее, чем просто завершение цикла кинотерапии. Это очень важная составная часть терапевтического процесса. На этом занятии необходимо решить несколько задач:
- оценить результаты работы группы;
- обменяться пониманием и оценками работы в группе;
- обсудить чувства, связанные с работой в группе.
Задача ведущего на последнем сеансе заключается в том, чтобы помочь каждому участнику максимально конкретно выразить свою оценку опыта работы в группе. Как правило, если группа работала эффективно, участники в своих высказываниях практически не используют общих и неконкретных формулировок типа: «Наша работа мне много дала»; «Я многому научился и понял в группе»; «Мне кажется все мы здесь научились чему-то важному» и т.п. Если такие неконкретные высказывания все же звучат, ведущему необходимо задать уточняющие вопросы: «Что именно дала группа?», «Чему конкретно научились вы в группе?», «Что важное стало понятно вам?». Конкретные высказывания на заключительном этапе работы группы являются хорошим индикатором ее результативности.
На последнем занятии можно попросить участников охарактеризовать их достижения:
- какие конфликты и проблемы стали понятнее;
- что они намерены делать с полученным опытом;
- как работа в группе повлияла на жизнь, что в ней изменилось к лучшему.
Задача ведущего во время заключительной беседы состоит в том, чтобы фиксировать в сознании участников положительные достижения группы в целом и каждого отдельного человека.
Пропуски занятий.Различные жизненные обстоятельства участников закрытой группы могут приводить к пропуску занятий. Структура сессий в кинотерапевтической группе такова, что пропуск одного или даже нескольких занятий не нарушает цельности и непрерывности терапии. Участник группы, пропустивший сессию, приходя на следующее занятие, присоединяется к обсуждению фильма, который сам не видел. Напомним, что вторая и все следующие сессии кинотерапевтического цикла начинаются вопросом: «Что вы могли бы сказать вдогонку обсуждению, которое состоялось в прошлый раз?». Продолжение обсуждения становится для того, кто пропустил занятие, своеобразным введением в проблематику фильма. Разумеется, самостоятельный просмотр фильма отчасти превращается в поиск того, о чем говорилось и в ожидание того, что должно произойти. Вместе с тем, эти кажущиеся издержки отчасти компенсируются более высоким уровнем высказываний «вдогонку»: человек увидит в фильме то, что он, возможно, не увидел бы никогда, не случись это обсуждение «вдогонку».
По этой же причине не является существенной помехой терапевтическому процессу и отсутствие кого-либо из членов группы на обсуждении фильма: тот, кто в силу каких-либо обстоятельств не может присутствовать на обсуждении, присоединится к нему в начале следующей сессии.
Индивидуальная кинотерапия
Идея индивидуальной кинотерапии в значительной степени сформировалась на основе наших экспериментов по изучению терапевтических возможностей стимульного материала Тематического апперцептивного теста (ТАТ). В качестве предмета для совместного анализа мы предлагали нашим испытуемым составленные ими рассказы по картинкам ТАТ. Несомненно, что рассказ по картине ТАТ и рассказ, отражающий восприятие человеком художественного фильма, являются продуктами одних и тех же процессов.
Наилучшие возможности кино в индивидуальной психотерапии открываются, если использовать просмотры фильмов в качестве домашнего задания. Домашние просмотры клиентом кинофильмов, рекомендованных психологов позволяют решать целый комплекс задач:
1. Расширение представлений клиента о причинах возникновения сложностей в его жизни.
2. Обнаружение клиентом различных вариантов конструктивного поведения в его жизненной ситуации.
3. Осознание клиентом ответственности за совершаемые им выборы.
4. Обнаружение существующих ресурсов для преодоления сложившейся проблемной ситуации.
5. Диагностика психологических особенностей клиента и социально-психологических особенностей его взаимодействия с социальной средой.
Просмотр специально подобранного художественного фильма способен оказать значительное психологическое воздействие на клиента. Индивидуальная кинотерапия может быть как вспомогательной (в качестве домашнего задания), так и самодостаточной терапевтической программой. В качестве вспомогательного метода она может быть интегрирована в индивидуальную, семейную и групповую психотерапию.
Обсуждение с клиентом рекомендованного ему кинофильма открывает для психолога дополнительные возможности для более глубокого понимания клиента, установления и развития доверительного контакта с ним. В процессе беседы используются вопросы, побуждающие клиента к исследованию его жизненной ситуации.
- Есть ли что-нибудь общее в том, что происходит в жизни главного героя и в вашей жизни?
- Может быть, это напомнило вам что-то из вашей собственной жизни?
- Что из того, что делает герой могло бы быть вам полезно? Есть ли еще какие-либо варианты?
- Как вам кажется, какова степень авторства героя в том, что с ним происходит? А в вашей жизни?
- На что в себе может опереться герой?
- В конце концов, он помог себе… как он это сделал?
В процессе обсуждения фильма важное значение имеет анализ эмоций, сопровождающих его просмотр. Эмоции являются надежными маркерами субъективной значимости конкретного материала фильма. Более внимательный анализ фрагмента фильма, вызвавшего эмоциональный отклик у клиента, дает возможность осознать травматический опыт клиента.
- Что вы чувствовали во время просмотра фильма?
- Какие чувства вызвал у вас этот фильм?
- Был ли в фильме эпизод, вызвавший у вас сильные эмоции?
В процессе обсуждения фильма в индивидуальной кинотерапии мы используем те же техники и приемы, что и в групповой кинотерапии.
Наркомания и созависимость
Современное состояние проблемы наркомании в психологии можно охарактеризовать следующим образом: имеющиеся психологические данные неоднородны и противоречивы по характеру, а последствия употребления наркотиков часто путают с их причинами. При этом, ни одна из существующих концепций возникновения и развития психологической зависимости не представляется исчерпывающей и убедительной. Подавляющее большинство исследователей наркомании исходит в своих работах из постулата сообразности. Следуя ему, они пытаются найти причины приобщения к наркотикам. Однако анализ литературы и результатов исследований показывает, что обнаружить какую-либо причинную, смысловую или целевую определенность исследователям не удалось. Мы считаем, что такой (причинной, целевой или смысловой) определенности в дебюте наркомании не существует. Причинная, целевая и смысловая определенность складывается по мере развития наркотической личности [13;14]. Говоря словами Н.В. Зоткина, «наркомания начинается как «затея», а существует как «дело» [25].
Возможность объяснения каких-либо аспектов наркомании в рамках существующих психологических и психотерапевтических направлений не означает релевантности этих теорий феномену. Большинство из существующих ныне психологических концепций наркомании представляют собой более- менее удачную интерпретацию проблемы в терминах теорий, формировавшихся преимущественно на клинической базе. Вследствие этого наркомания начинает восприниматься как расстройство невротического или психотического круга без какой бы то ни было выраженной специфики. Мы полагаем, что эффективная терапевтическая практика в работе с зависимостью от наркотиков может быть основана на положениях теории, которая изначально не была ориентирована на патологию, а, значит, не содержит в себе опасности подмены наркомании каким-либо иным нарушением. Мы считаем, что такой основой может быть синтез концепций отраженной субъектности (В.А. Петровский) и эго-состояний (Э. Берн). Теоретическая и практическая возможность такого синтеза показана в работах В.А. Петровского [37].
Важную роль в структуре большого наркоманического синдрома играет синдром психической зависимости. Генетически психическая зависимость непосредственно связана с отношениями в системе «наркоман - социальное окружение». Таким образом, разрушение психической зависимости - это деятельность по преобразованию отношений «наркоман - социальное окружение» [13; 14; 42].
Употребление наркотиков можно определить как парадоксальное поведение с точки зрения адаптации к условиям окружающей жизни. С одной стороны, это явно неадаптивное поведение, т.к. и оно само, и его эффекты снижают общий уровень адаптации индивида к жизни. Более того, употребление наркотиков связано с преодолением не только социально детерминированных правил и норм, но и инстинкта самосохранения. С другой стороны, наркомания выступает, как способ адаптации к жизни и в этом смысле может быть рассмотрена как поведение адаптивное. Парадоксальность наркомании заключается в том, что это способ адаптации путем саморазрушения. Заметим при этом, что неадаптивные эффекты и последствия наркомании выступают как важнейшие условия адаптации наркомана к жизни. Наркоман великолепно адаптирован к жизни, но как наркоман.
Наши клинические данные показывают, что основным источником причинности подростковой и юношеской наркомании является семья, создающая условия для формирования у подростка генерализованной неудовлетворенности, либо оказавшаяся неспособной компенсировать факторы наркотической контаминации социальной природы. Под генерализованной неудовлетворенностью мы понимаем фоновое состояние подростка, возникающее в результате генерализации неудовлетворенности первостепенно-значимых потребностей личности. Конкретное содержание неудовлетворенных потребностей, как правило, не осознается, что и является причиной генерализации. Если в результате пробного употребления наркотика индивид переживает снижение уровня неудовлетворенности, у него формируется отношение к наркотику как средству, расширяющему его возможности: «все могу!», «все чувствую!», «все понимаю!» [8; 29].
Под факторами наркотической контаминации социальной природы мы имеем в виду широкую доступность наркотиков, рост криминализации молодежи, прямую и косвенную рекламу психоактивных веществ и стиля жизни, способствующего их потреблению. Конечно, важную роль в распространении наркотизма и наркомании играет подростковая среда и подростковая субкультура. Однако, мы полагаем, что с точки зрения приобщения подростков к наркотикам, отношения между семьей, подростковой группой и наркосредой могут быть очерчены следующим образом. Источник причин наркотизации — семья, подростковая группа – инструментирует процесс приобщения к наркотикам, наркосреда порождает неспецифические условия наркориска [8].
Поскольку подростковая наркомания – это семейная проблема, важной составляющей вторичной профилактики наркомании является работа с родителями. В структуре комплексного терапевтического воздействия на семью наркотизирующегося подростка существенную роль играют групповые формы работы с родителями. Она может вестись как параллельно с реабилитационной программой наркомана, так и независимо от нее. Даже если наркоман избегает лечения, родители, посещающие родительские группы, могут изменить свое восприятие болезни, свое поведение в семье, свои реакции на ребенка. Клиническая практика подтвердила и необходимость, и полезность таких групп [13; 14].
Серьезные проблемы в организации психотерапии созависимых связаны с особенностями их поведения в группе. Наиболее существенными из них являются:
• поляризованность суждений (а, следовательно, и сознания) о возможных формах внутрисемейного поведения. Например: «Я уже все пробовал: ругал, бил... Ну что теперь - плюнуть и вообще не подходить к нему?», «Мы очень за него переживаем, волнуемся… Хотим ему помочь… Любим его… Устали уже. Иногда думаешь: уж делся бы он куда-нибудь…»;
• ориентированность на конкретные советы и рекомендации со стороны ведущего группу («...Если просит деньги, то давать?», «...А если он займет у соседей?», «...Что ему сказать, когда он приходит уколотый?»);
• крайняя зафиксированность на себе и на своей семейной ситуации (часто это приводит к неспособности слышать друг друга), («Нет… ну что Вы сравниваете! У Вас все-таки дочь… Это проще… куда она денется?»; «Ну что об этом говорить! Вы скажите, у нас есть шанс?»);
• непонимание роли и значения собственных усилий, направленных на изменение своего поведения («А что я могу сделать?», «Речь ведь не обо мне...», «Ну что я… Вы же знаете, что вокруг творится…», «Я не верю, что я что-то могу…»);
• фиксация сознания на наркомании ребенка, что снижает (вплоть до невозможности) способность к пониманию более широкого круга семейных проблем («Если бы не его наркомания…», «Ну с младшим…, ладно. Он себя как взрослый ведет…», «…Да брака-то и нет давно как такового. Но это-то причем?»);
• эмоциональная напряженность и склонность к аффектам;
• обвиняющие Родительские реакции в адрес ведущего в случае его отказа давать конкретные советы («Мы сюда за помощью пришли...», «Вас нормально спрашивают, а Вы как-то не так себя ведете!», «Я больше понимать стал… Но вот Вы никак мне не помогаете: мне нужен нормальный совет…»);
• уход от обсуждения реальных проблем и отношений с помощью соскальзывания на поиск причин и виновника («Не знаю... Ну где же я проглядела?.. Рос сам по себе... Надо больше было отцу внимания уделять...», «Да он с рождения такой: ни на шаг не отпускал. Тут что поделаешь?»);
• делегирующая позиция («А может его куда в общину отправить?...», «Помогите нам… Вы же тут специалисты… Он без отца рос… Вы с ним как мужчина говорите. Он тогда хорошо будет воспринимать»),
• высокий уровень тревожности, что проявляется в поиске поддержки и покровительства («Помогите нам, у нас уже нет сил....», «Везде только и говорят: семья во всем виновата. А, что, государство не виновато? Школа не виновата? Нас бы кто пожалел…»);
• склонность к затяжным монологам с бесконечным перечислением подробностей какого-либо события;
• критичность по отношению друг к другу и ведущему. Подозрительность и закрытость при внешней лояльности («Мне кажется, Вы не понимаете... у Вас ведь нет ребенка-н