Усвоение родительного и творительного падежа

Имен существительных

«Давайте сделаем остановку», — предложил Мишка.

Догадайтесь, куда приземлились друзья.

Даются «рассыпанные» звуки л, у, ж, о, к.

(На лужок.) Зайчишка, вылезая из шара, повредил ножку, Что бы вы сделали, увидев это? Ответы детей.

Вышли путешественники на лужок и увидели ... (стрекозу, кузнечика, ужат, лягушонка, шмеля, жука, осу). Выставляются картинки.

В каких словах звучат звонкие согласные з, ж, а в каких словах — глухие согласные с, ш?

Физминутка

Дети выполняют танцевальные движения под музыку В. Шаинского «Кузнечик».

7. Произношение звуковс, ш,з, ж в предложениях

Кому и что подарили наши путешественники? Кто с кем под­ружился? Пригласили друзья обитателей луга с собой?

8. Звуко-слоговой анализ и синтез

Вызовем им «мо-са-лет". (Самолет.) Только приземлился самолет в Африке, как его окружили разные звери. Угадайте, кто прибежал.

Выполняется несколько заданий:

а) узнавание слова «слон» по звуковой схеме;

б) узнавание слова «страус», слово неправильно выложено из букв разрезной азбуки;

в) узнавание слова «мартышка», в слове пропущены звуки: « _арты_ка»;

г) разгадывание ребуса; например, показывают рисунок, на кото­ром между носом и рогом находится буква о (носорог);

д) узнавание слова «жираф» по первому и последнему звуку. «ж_ __ф». (Жираф.)

Работа над ударным слогом

Исправление ошибок, допущенных логопедом. Лисонька спрашивает: «Ты мартышка?» Мишутка спрашива-

I «Ты носорог?»

10. Произношение звуков с, ш, з, ж в связной речи

Давайте послушаем, как животные знакомятся друг с другом.

Приводится пример рассказа-описания.

У меня прозрачные длинные крылья, круглые изумрудные Глаза. Я летаю. Кто я?

Рассказы детей от имени животных и насекомых.

Проблемная ситуация

Смогут ли путешественники остаться в Африке?

Итог занятия

Какие звуки мы повторяли в путешествии? Кто нам помогал? Давайте повеселимся вместе с новыми друзьями. Звучит музыка. Дети танцуют.

46 Тема «Звуки с, ш, з, ж»

2. НЕПОСЛУШНЫЙ ЗАЙЧОНОК

Материал.Плоскостные фигурки сказочных персонажей (зай­чишка, мышка, барсучонок, медвежушко, лиса Лариска); пред­метные картинки (солнышко, ручей, подснежники, трава).

Ход занятия

Оргмомент.

Психогимнастика

Изобразите Непослушного зайчишку, спящего Мишку-мед-недушку, хитрую лиску Лариску. Покажите, как сердятся мамы на своих непослушных деток.

Сообщение темы занятия

Сегодня будем слушать и произносить звуки с, ш, з, ж и сочинять сказку.

3. Сравнение звуков по артикуляционным и акустичес­ким признакам

Назовите звонкие согласные. Какие звуки с, ш?

Произношение звуков в словах

Послушайте присказку. Жил-был непослушный Зайчишки, Почему его так называли? С ним случались разные истории. Выставляются предметные картинки: подснежники, изумрудная травка, быстрый журчащий ручей, солнышко. Догадайтесь, когда это было? (Весной.)

Выделение изучаемых звуков из произносимых слов. Подошел Зайчишка к подснежнику, понюхал его и сморщил нос: «Совсем не пахнет».

Изобразить мимикой и действием.

Потом он громко чихнул, от неожиданности подпрыгнул и.,, что случилось? (Снег под ним провалился.) К кому Зайчишка попал? (К мишке-Медвежушке в берлогу.) Тот всю зиму лежал на боку. Как его можно назвать? (Лежебока.) Увидел зайчишка мишку и ... (испугался, задрожал, заплакал, затрясся), глаз­ками ... (заморгал), лапками ... (замахал).

Слова сопровождаются действиями детей.

Что сказал ему Медвежушка? (Не бойся, я тебя не съем. Не бойся, я тебя не обижу. Разве я такой страшный?)

Подбор рифм

«Я как раз стихи сочинял, — сказал мишка. — Помо-жешь мне? Сначала найдем похожие по рифме слова: миш-ка, мышка, пышка, зайчишка,— а теперь давай начнем сочинять».

Спал в берлоге мишка,

К нему упал зайчишка.

Хоть зайчишка был трусишкой,

Поиграл он с нашим мишкой.

Вдруг на них упала шишка,

Ее бросила вниз мышка:

— Зайка с мишкой, вылезайте,

Вместе с нами поиграйте.

Чтение слов

В это время на поляне собрались мышка, ежик, барсук.

Чтение выложенных слов.

А сейчас придумаем им клички. Кого назовем Коротышкой, Тишкой? (Мышка Коротышка, ежонок Тишка, барсучонок Бо­чонок.) Они любили шалить. Как мы их назовем? (Шалуны-шалунишки).

Физминутка

Покажите, как они шалили. Зверята любили играть в прятки. Поиграем вместе с ними. Кто как прятался?

8. Произношение в предложениях. Составление предложений с предлогами за, из-за, под, из, с

Расскажите, кто где спрятался.

Составляются ответы из опорных слов и словосочетаний: на со­сне, свалился с сосны; из-за ели показалась..., зарылся под...,из ямы...Например, зайчишка далеко ... (убежал, забежал, отбе­жал), да в яму ... (провалился).

9. Произношение звуков с, ш, з, ж в связной речиПридумайте, как выберется зайчишка из ямы.

Ответы детей.

Вытащили зайчишку из ямы, присели отдохнуть, Видят, под кустом сумка лежит, а в ней на-лы-жур, жки-кни. (Журна­лы, книжки).

Наши рекомендации