Сравнение звуков по артикуляционным и акустическим признакам
Произношение звуков в словах. Падежное управление
Выставляются картинки с изображениями животных.
А вот и ученики лесной школы. Кого записали в лесную школу? Назовите только животных, в названии которых есть звук з.
Затем дети называют животных, в названии которых есть звук ж. Кто с кем сидит? С кем пришла ежиха? Сколько ежат она привела в школу? Пока не начались уроки, ученики знакомятся друг с другом и с нами.
Развитие фонематического восприятия
Угадайте, кто с кем знакомится. В его названии первый звук ж, последний — ф. (Жираф.) Кто это: у него первый звук з, последний — а? (Зайка.) Кто с кем познакомился? Ученики школы просят вас отгадать, как их зовут: «В моем названии есть слог жу, кто я?» (Журавль.); «В нашем названии последний (слог жи». (Ужи); «В моем названии есть только один слог и гласный звук у». (Зубр); «В слове четыре звука, звук з стоит на третьем месте, кто мы? (Козы.) Попробуйте заменить звук зна тук ж, и мы исчезнем».
Картинка поворачивается, на ней изображение кожи. Какое новое слово получилось? (Кожи.) Обозначьте кружочками звуки, услышанные в слове козы. Почему вы не взяли зеленые кружочки? Изменится ли схема слова, если мы скажем
слово кожи?
6. Произношение звуков з, ж в предложениях
Начинается первый урок. Ученики будут составлять предложения. Послушайте, какое предложение составил зайка. «Медвежонок живет в дупле».
От имени других учеников зачитываются предложения. «Ежик лазает по деревьям. Жабе на ужин медвежонок нужен. Жираф — перелетная птица».
Дети исправляют предложения. Анализ словесного состава одного - двух предложений. Приводится намеренная ошибка в схеме предложения.
Кто прав — вы или ученики лесной школы?
Дети вместе с педагогом увеличивают длину предложения за счет вставок дополнительных «полосок — слов».
Физминутка
Звучит музыка В. Шаинского «Чему учат в школе». Танцевальные движения под музыку.
Согласование числительных с существительными
Составление задач детьми. Начинается урок математики.
Выставляются картинки с разным количеством животных. Сколько медвежат, зайчат? Поставьте цифру к картинке.
Решение и составление простых задач.
К двум зайчатам прискакал еще зайчик. Сколько зайчат ста-лo на поляне? (Три.)
Заучивание и решение загадок-шуток
На поляне у реки Шьет ежатам ежик
Жили майские жуки — Восемь новеньких сапожек.
Дочка, сын, отец и мать. Каждому на ножки
Кто успел их сосчитать? Новые сапожки.
Чтение слов с пропущенной буквой
На третьем уроке ученики учатся читать.
Выставляются слова с пропущенной буквой: _айка, фа_ан, у_и, _аба, _уки.
Дети дополняют пропущенные буквы и прочитывают слова: зайка, фазан, ужи, жаба, жуки.
Составление слов из «рассыпанных» слогов: зы, ко, ки, жу. (Жуки, козы.)
Развитие связной речи
Какой по счету урок должен быть? (Четвертый.) На чет-ртом уроке ученики вместе с нами будут придумывать сказку "Вгостях у Жар-птицы».
Выставляются фигурки сказочных персонажей, педагог произносит начало
сказки.
Жила-была Жар-птица. Решила она пригласить к себе гос-тей. А что было дальше, придумайте сами.
Дети придумывают по одному-два предложения.
Итог занятия
45 Тема «Звуки с, ш, з, ж»
1.ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ
Материал.Плоскостные фигурки (ежонок, лисонька, мишка, волчонок); изображения кузнечика, стрекозы, ужей, лягушки, жука, шмеля, осы; картинки воздушного шара, луга; набор предметов из бумаги, пластмассы, металла, стекла, кожи; игрушки (жираф, носорог, мартышка, слон).
Ход занятия
Оргмомент.
Психогимнастика
Изобразите зайчишку-трусишку, храброго ежонка Тишку, хитрую Лиску, неуклюжего Мишутку.
Сообщение темы занятия
Сегодня будем повторять звуки с, з, ш, ж и сочинять сказку про Ежонка-путешественника и его друзей.
3. Сравнение звуков по артикуляционным и акустическим признакам
4. Произношение звуков в словах и словосочетаниях. Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений. Словообразование
Выставляются фигурки зверят. Жил был ежонок Тишка. Однажды он получил телеграмму:
"Ждем в гости. __ираф». Какой звук пропущен? (ж). От кого
телеграмма? (От жирафа.) Ежонок пригласил в путешествие своих друзей, а кого — угадайте сами: ку-зай, ку-миш, ли_оньку.На каком виде транспорта, в названии которого есть звук с, они могут добраться? (На самолете, на паруснике.)
Выставляются картинки.
Друзья выбрали ... (воздушный шар). Решили они взять подарки, сделанные из бумаги, стекла, пластмассы, фаянса, шелка, шерсти и кожи.
Выкладываются предметы.
Какие это были подарки? (Кожаная сумка, кожаный кошелек, кожаный ремешок, бумажные салфетки, фаянсовая чашка, солонка, металлическая кружка, хрустальная ваза, позолоченные ложки, металлический нож с пластмассовой ручкой, шелковая косынка, шерстяная шапочка). Назовите слова со звуками с, ш, з, ж.Что здесь прозрачное? Острое? Широкое? Узкое?
Показ руками широкой кружки, узкой вазы.
Потрогайте кожаные, шелковые, металлические предметы. Почувствуйте, какие они разные на ощупь.
Взяли путешественники все подарки, погрузили... (в воздуш ный шар) и полетели.
Выставляются картинки: поля, сады, леса. Дети исправляют пред-намеренно неправильно произнесенные логопедом согласования. Они пролетали над: «зеленый лес» (зелеными лесами), «широкое поле» (широкими полями). На поле растет рожь, значит, какое это| поле? (Ржаное.) На этом поле пшеница, это поле ... (пшеничное), Над какими полями пролетает воздушный шар? Над какими садами '
5. Произношение звуков с, ш, з, ж в предложениях.