Сравнение звуков по артикуляционным и акустическим признакам

Произношение звуков в словах. Падежное управление

Выставляются картинки с изображениями животных.

А вот и ученики лесной школы. Кого записали в лесную школу? Назовите только животных, в названии которых есть звук з.

Затем дети называют животных, в названии которых есть звук ж. Кто с кем сидит? С кем пришла ежиха? Сколько ежат она привела в школу? Пока не начались уроки, ученики знакомятся друг с другом и с нами.

Развитие фонематического восприятия

Угадайте, кто с кем знакомится. В его названии первый звук ж, последний — ф. (Жираф.) Кто это: у него первый звук з, последний — а? (Зайка.) Кто с кем познакомился? Ученики школы просят вас отгадать, как их зовут: «В моем названии есть слог жу, кто я?» (Журавль.); «В нашем названии последний (слог жи». (Ужи); «В моем названии есть только один слог и гласный звук у». (Зубр); «В слове четыре звука, звук з стоит на третьем месте, кто мы? (Козы.) Попробуйте заменить звук зна тук ж, и мы исчезнем».

Картинка поворачивается, на ней изображение кожи. Какое новое слово получилось? (Кожи.) Обозначьте кружоч­ками звуки, услышанные в слове козы. Почему вы не взяли зеленые кружочки? Изменится ли схема слова, если мы скажем

слово кожи?

6. Произношение звуков з, ж в предложениях

Начинается первый урок. Ученики будут составлять предло­жения. Послушайте, какое предложение составил зайка. «Медве­жонок живет в дупле».

От имени других учеников зачитываются предложения. «Ежик лазает по деревьям. Жабе на ужин медвежонок ну­жен. Жираф — перелетная птица».

Дети исправляют предложения. Анализ словесного состава одного - двух предложений. Приводится намеренная ошибка в схеме предложения.

Кто прав — вы или ученики лесной школы?

Дети вместе с педагогом увеличивают длину предложения за счет вставок дополнительных «полосок — слов».

Физминутка

Звучит музыка В. Шаинского «Чему учат в школе». Танцеваль­ные движения под музыку.

Согласование числительных с существительными

Составление задач детьми. Начинается урок математики.

Выставляются картинки с разным количеством животных. Сколько медвежат, зайчат? Поставьте цифру к картинке.

Решение и составление простых задач.

К двум зайчатам прискакал еще зайчик. Сколько зайчат ста-лo на поляне? (Три.)

Заучивание и решение загадок-шуток

На поляне у реки Шьет ежатам ежик

Жили майские жуки — Восемь новеньких сапожек.

Дочка, сын, отец и мать. Каждому на ножки

Кто успел их сосчитать? Новые сапожки.

Чтение слов с пропущенной буквой

На третьем уроке ученики учатся читать.

Выставляются слова с пропущенной буквой: _айка, фа_ан, у_и, _аба, _уки.

Дети дополняют пропущенные буквы и прочитывают слова: зай­ка, фазан, ужи, жаба, жуки.

Составление слов из «рассыпанных» слогов: зы, ко, ки, жу. (Жуки, козы.)

Развитие связной речи

Какой по счету урок должен быть? (Четвертый.) На чет-ртом уроке ученики вместе с нами будут придумывать сказку "Вгостях у Жар-птицы».

Выставляются фигурки сказочных персонажей, педагог произносит начало

сказки.

Жила-была Жар-птица. Решила она пригласить к себе гос-тей. А что было дальше, придумайте сами.

Дети придумывают по одному-два предложения.

Итог занятия

45 Тема «Звуки с, ш, з, ж»

1.ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ

Материал.Плоскостные фигурки (ежонок, лисонька, мишка, волчонок); изображения кузнечика, стрекозы, ужей, лягушки, жука, шмеля, осы; картинки воздушного шара, луга; набор предметов из бумаги, пластмассы, металла, стекла, кожи; игрушки (жираф, носорог, мартышка, слон).

Ход занятия

Оргмомент.

Психогимнастика

Изобразите зайчишку-трусишку, храброго ежонка Тишку, хитрую Лиску, неуклюжего Мишутку.

Сообщение темы занятия

Сегодня будем повторять звуки с, з, ш, ж и сочинять сказку про Ежонка-путешественника и его друзей.

3. Сравнение звуков по артикуляционным и акустичес­ким признакам

4. Произношение звуков в словах и словосочетаниях. Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений. Словообразование

Выставляются фигурки зверят. Жил был ежонок Тишка. Однажды он получил телеграмму:

"Ждем в гости. __ираф». Какой звук пропущен? (ж). От кого

телеграмма? (От жирафа.) Ежонок пригласил в путешествие своих друзей, а кого — угадайте сами: ку-зай, ку-миш, ли_оньку.На каком виде транспорта, в названии которого есть звук с, они могут добраться? (На самолете, на паруснике.)

Выставляются картинки.

Друзья выбрали ... (воздушный шар). Решили они взять по­дарки, сделанные из бумаги, стекла, пластмассы, фаянса, шелка, шерсти и кожи.

Выкладываются предметы.

Какие это были подарки? (Кожаная сумка, кожаный коше­лек, кожаный ремешок, бумажные салфетки, фаянсовая чаш­ка, солонка, металлическая кружка, хрустальная ваза, позо­лоченные ложки, металлический нож с пластмассовой ручкой, шелковая косынка, шерстяная шапочка). Назовите слова со зву­ками с, ш, з, ж.Что здесь прозрачное? Острое? Широкое? Узкое?

Показ руками широкой кружки, узкой вазы.

Потрогайте кожаные, шелковые, металлические предметы. По­чувствуйте, какие они разные на ощупь.

Взяли путешественники все подарки, погрузили... (в воздуш ный шар) и полетели.

Выставляются картинки: поля, сады, леса. Дети исправляют пред-намеренно неправильно произнесенные логопедом согласования. Они пролетали над: «зеленый лес» (зелеными лесами), «широкое поле» (широкими полями). На поле растет рожь, значит, какое это| поле? (Ржаное.) На этом поле пшеница, это поле ... (пшеничное), Над какими полями пролетает воздушный шар? Над какими садами '

5. Произношение звуков с, ш, з, ж в предложениях.

Наши рекомендации