Практическое усвоение приставочных глаголов
Послушайте рассказ мишки-шалунишки о том, как он к намшел.
Логопед говорит от имени мишки-шалунишки, а дети помогают вести рассказ.
Я по лесу шел, и волнушку ... (нашел). Дальше я в лес ... (пошел), в чащу леса ... (зашел) и к избушке ... (подошел), потом в избушку ... (зашел), ничего там не ... (нашел), дальше ... (пошел). К дереву я ... (подошел), там я сладкий мед ... (нашел). По дорожке ... (пошел) и к вам на занятие ... (пришел).
Физминутка
А теперь послушайте стихотворение.
Мы по лесу шли, шли, шли, только шишку нашли.
Дети дальше побежали и лягушку повстречали.
Лягушка-попрыгушка — глазки на макушке.
Прячьтесь от лягушки, комары да мушки.
Дети изображают прыгающую лягушку, улетающих напуганных комаров и мошек, а затем приглашают лягушку-попрыгушку на занятие.
9. Произношение звука ш в стихотворенияхЛягушка-попрыгушка решила рассказать нам о том, что недавно произошло с мишкой-шалунишкой.
Белка с ветки в свой домишко Прямо в мишку угодила. Перетаскивала шишку. Застонал, заохал мишка:
Белка шишку уронила, — На носу вскочила шишка!
Дети повторяют стихотворение вместе с логопедом.
10. Чтение и преобразование слов. Звуко-буквенный анализ слова мишка
Какие похожие слова вы услышали? (Мишка, шишка.) Обозначьте слово мишка кружочками. Сколько в нем слогов, звуков? Составьте это слово из букв разрезной азбуки. А теперь составьте новые слова, заменяя буквы в слове мишка. (Мышка, мушка, мошка, кошка.)
Чтение сказки Г. Юдина «Как Мыша шалил»
А вот и Мышка-норушка. С кем она? (С мышонком Мышей.) Она хочет рассказать сказку о своем непослушном мышонке. Слушайте внимательно и запоминайте слова со звуком ш. Чтение сказки.
Развитие фонематических представлений
Кто запомнил слова со звуком ш, назовите их.
Ответы детей.
Составление слов из букв разрезной азбуки по ж ланию детей
Итог занятия
41 Тема «Дифференциация звуков с, ш»
ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЗВУКОВ С, Ш
Материал.Замок гласных звуков, замок согласных звуков; картинка «Страна чудес» с изображениями забавных прея метов, в названиях которых есть звуки с, ш; игрушка ю| рисунок Страшилы; рисунки цветов, символы звуков; предмет^ ные картинки, в названиях которых есть звуки с, шдля каэ дого ребенка.
Ход занятия
Оргмомент
Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие тг большие деревья. щ
Дети поднимают руки. Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья.
Дети быстро-быстро шевелят пальчиками. Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны.
Дети покачиваются и машут руками. Ветер затих — не шевелятся больше ни листочки, ни ветки.
Дети расслабляются. Снова подул ветер.
Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются.
Сообщение темы занятия
Как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-ш-ш-ш.) Как подул холодный ветер? (С-с-с-с.) Сегодня мы будем повторять звуки с, ш.
3. Сравнение звуков с, ш по артикуляционным и акустическим признакам
4. Произношение звуковс, ш в слогах
Решили звуки с, шсовершить путешествие. Мы отправляемая вместе с ними. Подошли звуки с, шк Красному замку. Какие | щуки в нем живут? (Гласные звуки.) Давайте подружим звуки с, ', ш с гласными звуками. Звук с подружился со звуком а. Что получилось? (Слог са.)
Аналогичные задания проводятся с другими звуками.
Гласный звук оподружился вначале со звуком с, а затем — со вуком ш, и получились слоги ... (Со, шо.) Познакомились слоги:
са — ша, су — шу, со — шо. Потом решили поговорить друг с другом: «Са-са, Ша-ша». (Удивленно, с оживлением.) «Су-су! Шу-шу!» (С восхищением.) «Со-со-со. Шо-шо-шо». (Грустно.)
Дети повторяют слоги с выражением эмоций.
5. Произношение звуков с, ш в словахПошли звуки с, шдальше и пригласили с собой гласные звуки. Пришли они вместе в Страну чудес. Ой! Да здесь все предметы с нашими звуками! Звук ш просит нас назвать его слова.
Дети называют слова со звуком ш. Затем называют слова со звуком с. Задание усложняется — дети должны найти предметы по заданной позиции звука в их названии. А теперь гласные звуки хотят, чтобы их тоже назвали.
Выделяются гласные звуки из слов слон, шкаф, сыр, шар, зонт. Что общего в этих словах? (В них один гласный звук и один
слог.)
Деление слов на слоги
Какое правило мы вспоминаем, когда делим слово на слоги? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)
Деление на слоги слов мышка, кошка, шапка, груша. Выделение ударного звука. Слова произносятся логопедом с неправильным ударением: машина, санкй. Дети исправляют.
Звуковой анализ слов
Зашли звуки к нам в гости и спрашивают, чем мы их обозначаем. (Кружочками.)
Звуковой анализ слов миска, мишка. Сравнение этих слов.
Физминутка
Изобразите мимикой и позами предметы и существа, увиденные вами в Стране чудес. На-на-на, изображаем мы слона. Ву-ey-ву, изобразим мы сову. Аф-аф-аф, постоим как старый шкаф. Лет-лет-лет, полетим как самолет. И т.д.
9. Произношение звуков с, ш в чистоговорках. Словотворчество детей
Захотелось звукам посмеяться вместе с нами. И придумали они чистоговорки-небылицы со словами слон, лиса, душ:
<<Лон-лон-лон, на лопате едет слон.
Ca-са-са. на луне сидит лиса.
Уш-уш-уш. слон с лисою съели душ».
Дети повторяют чистоговорки вместе с логопедом.
10. Произношение звуков с, ш в рифмованных фразах
Словообразование
Сейчас прилетит птица, в названии которой есть слог куш, Кто это? (Кукушка.) Она сообщила нам, что звуки с, ш попали к Страшиле, который живет на острове. Он перепутал в словах не только звуки с. ш, но и слова. Поедем к нему. Закройте глаза.
Выставляется Страшила.
Теперь откройте глаза. А вот и Страшила. Какой он? Покажите, как вам страшно. Что ты, Страшила, натворил?! Послушайте, дети.
Логопед читает рифмовки путаницы.
Кошка довит «миску».
Пожарный носит «кашку».
Мама моет «мишку».
Саша ела «каску».
На виду у детворы
«Крысу» красят маляры.
Танцует Миша в «чашке»
Конфету дали «каске».
Чтобы Страшила вернул звуки с, ш и правильные слова на место, скажите ему добрые слова от слов, которые я назову: ласка .„ (ласковый), слава ... (славный), послушание ... (послушный). смелость ... (смелый).
Ура! Страшила возвг «перепутанные» звуки с. ш на место и отдал правильные слова.
Дети хором вместе с логопедом повторяют рифмовки, заменяя
«путаные» звуки и слова на правильные.
А теперь скажите ему хорошие слова о друзьях и о себе. (Петя
добрый, и я добрый. Аня красивая и ласковая. Я смелый.)