Практическое усвоение приставочных глаголов

Послушайте рассказ мишки-шалунишки о том, как он к намшел.

Логопед говорит от имени мишки-шалунишки, а дети помогают вести рассказ.

Я по лесу шел, и волнушку ... (нашел). Дальше я в лес ... (пошел), в чащу леса ... (зашел) и к избушке ... (подошел), потом в избушку ... (зашел), ничего там не ... (нашел), дальше ... (пошел). К дереву я ... (подошел), там я сладкий мед ... (на­шел). По дорожке ... (пошел) и к вам на занятие ... (пришел).

Физминутка

А теперь послушайте стихотворение.

Мы по лесу шли, шли, шли, только шишку нашли.

Дети дальше побежали и лягушку повстречали.

Лягушка-попрыгушка — глазки на макушке.

Прячьтесь от лягушки, комары да мушки.

Дети изображают прыгающую лягушку, улетающих напуганных комаров и мошек, а затем приглашают лягушку-попрыгушку на за­нятие.

9. Произношение звука ш в стихотворенияхЛягушка-попрыгушка решила рассказать нам о том, что не­давно произошло с мишкой-шалунишкой.

Белка с ветки в свой домишко Прямо в мишку угодила. Перетаскивала шишку. Застонал, заохал мишка:

Белка шишку уронила, — На носу вскочила шишка!

Дети повторяют стихотворение вместе с логопедом.

10. Чтение и преобразование слов. Звуко-буквенный ана­лиз слова мишка

Какие похожие слова вы услышали? (Мишка, шишка.) Обо­значьте слово мишка кружочками. Сколько в нем слогов, зву­ков? Составьте это слово из букв разрезной азбуки. А теперь составьте новые слова, заменяя буквы в слове мишка. (Мышка, мушка, мошка, кошка.)

Чтение сказки Г. Юдина «Как Мыша шалил»

А вот и Мышка-норушка. С кем она? (С мышонком Мышей.) Она хочет рассказать сказку о своем непослушном мышонке. Слу­шайте внимательно и запоминайте слова со звуком ш. Чтение сказки.

Развитие фонематических представлений

Кто запомнил слова со звуком ш, назовите их.

Ответы детей.

Составление слов из букв разрезной азбуки по ж ланию детей

Итог занятия

41 Тема «Дифференциация звуков с, ш»

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЗВУКОВ С, Ш

Материал.Замок гласных звуков, замок согласных зву­ков; картинка «Страна чудес» с изображениями забавных прея метов, в названиях которых есть звуки с, ш; игрушка ю| рисунок Страшилы; рисунки цветов, символы звуков; предмет^ ные картинки, в названиях которых есть звуки с, шдля каэ дого ребенка.

Ход занятия

Оргмомент

Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Покажите, какие тг большие деревья. щ

Дети поднимают руки. Подул теплый ветерок: ш-ш-ш, зашелестели листья.

Дети быстро-быстро шевелят пальчиками. Подул холодный ветер: с-с-с, закачались сосны.

Дети покачиваются и машут руками. Ветер затих — не шевелятся больше ни листочки, ни ветки.

Дети расслабляются. Снова подул ветер.

Дети вновь напрягаются, покачивают и машут руками, затем опять расслабляются.

Сообщение темы занятия

Как шумела листва от теплого ветерка? (Ш-ш-ш-ш.) Как подул холодный ветер? (С-с-с-с.) Сегодня мы будем повторять звуки с, ш.

3. Сравнение звуков с, ш по артикуляционным и акус­тическим признакам

4. Произношение звуковс, ш в слогах

Решили звуки с, шсовершить путешествие. Мы отправляем­ая вместе с ними. Подошли звуки с, шк Красному замку. Какие | щуки в нем живут? (Гласные звуки.) Давайте подружим звуки с, ', ш с гласными звуками. Звук с подружился со звуком а. Что полу­чилось? (Слог са.)

Аналогичные задания проводятся с другими звуками.

Гласный звук оподружился вначале со звуком с, а затем — со вуком ш, и получились слоги ... (Со, шо.) Познакомились слоги:

са — ша, су — шу, со — шо. Потом решили поговорить друг с другом: «Са-са, Ша-ша». (Удивленно, с оживлением.) «Су-су! Шу-шу!» (С восхищением.) «Со-со-со. Шо-шо-шо». (Грустно.)

Дети повторяют слоги с выражением эмоций.

5. Произношение звуков с, ш в словахПошли звуки с, шдальше и пригласили с собой гласные зву­ки. Пришли они вместе в Страну чудес. Ой! Да здесь все предметы с нашими звуками! Звук ш просит нас назвать его слова.

Дети называют слова со звуком ш. Затем называют слова со звуком с. Задание усложняется — дети должны найти предметы по заданной позиции звука в их названии. А теперь гласные звуки хотят, чтобы их тоже назвали.

Выделяются гласные звуки из слов слон, шкаф, сыр, шар, зонт. Что общего в этих словах? (В них один гласный звук и один

слог.)

Деление слов на слоги

Какое правило мы вспоминаем, когда делим слово на слоги? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

Деление на слоги слов мышка, кошка, шапка, груша. Выделе­ние ударного звука. Слова произносятся логопедом с неправильным ударением: машина, санкй. Дети исправляют.

Звуковой анализ слов

Зашли звуки к нам в гости и спрашивают, чем мы их обозна­чаем. (Кружочками.)

Звуковой анализ слов миска, мишка. Сравнение этих слов.

Физминутка

Изобразите мимикой и позами предметы и существа, увиден­ные вами в Стране чудес. На-на-на, изображаем мы слона. Ву-ey-ву, изобразим мы сову. Аф-аф-аф, постоим как старый шкаф. Лет-лет-лет, полетим как самолет. И т.д.

9. Произношение звуков с, ш в чистоговорках. Словотворчество детей

Захотелось звукам посмеяться вместе с нами. И придумали они чистоговорки-небылицы со словами слон, лиса, душ:

<<Лон-лон-лон, на лопате едет слон.

Ca-са-са. на луне сидит лиса.

Уш-уш-уш. слон с лисою съели душ».

Дети повторяют чистоговорки вместе с логопедом.

10. Произношение звуков с, ш в рифмованных фразах
Словообразование

Сейчас прилетит птица, в названии которой есть слог куш, Кто это? (Кукушка.) Она сообщила нам, что звуки с, ш попали к Страшиле, который живет на острове. Он перепутал в словах не только звуки с. ш, но и слова. Поедем к нему. Закройте глаза.

Выставляется Страшила.

Теперь откройте глаза. А вот и Страшила. Какой он? Покажите, как вам страшно. Что ты, Страшила, натворил?! Послушайте, дети.

Логопед читает рифмовки путаницы.

Кошка довит «миску».

Пожарный носит «кашку».

Мама моет «мишку».

Саша ела «каску».

На виду у детворы

«Крысу» красят маляры.

Танцует Миша в «чашке»

Конфету дали «каске».

Чтобы Страшила вернул звуки с, ш и правильные слова на место, скажите ему добрые слова от слов, которые я назову: ласка .„ (ласковый), слава ... (славный), послушание ... (послушный). смелость ... (смелый).

Ура! Страшила возвг «перепутанные» звуки с. ш на место и отдал правильные слова.

Дети хором вместе с логопедом повторяют рифмовки, заменяя

«путаные» звуки и слова на правильные.

А теперь скажите ему хорошие слова о друзьях и о себе. (Петя
добрый, и я добрый. Аня красивая и ласковая. Я смелый.)

Наши рекомендации