Дифференциация понятий «слог», «слово»
Вы смотрите программу «Маски-шоу»? Артистов этой передачи называют мимами.
Бабушка-Загадушка предлагает детям стать мимами. Сначала мы будем только изображать действия.
Дети имитируют вязание, игру на музыкальных инструментах, рисование волн и т.д. Движения сопровождаются повторением слоговых сочетаний са-за-са-за, се-зе-се-зе, су-зу-су-зу, зо-со-зо-со.
Что мы произносили? (Слоги.) А теперь помогите мне закон-
чить чистоговорки:
Сы-зы-сы-зы, мягка шерстка у ... (козы). Се-зе-се-зе, дадим сена мы ... (козе). Ось-ось-ось, ест осинку ... (лось). Оси-оси-оси, по лесу бродят ... (лоси). Зы-сы-зы-сы, хвост пушистый у ... (лисы). Вы подсказали мне слоги или слова? (Слова.)
6. Произношение звуков в словах. Развитие фонематического восприятия. Звуковой анализ
Посмотрим вокруг — в комнате много предметов с изучаемыми звуками. Назовите предметы, о которых я думаю. В слове один (слог, первый звук с. (Стол, стул.) В слове первый звук з, последний — а. (Занавеска.) Какой изучаемый сегодня звук вы услышали в середине этого.слова? (Звук с.) В моей корзинке лежит предмет, в названии которого первый звук з, последний — т. (Зонт.) «Разбросайте» звуки слова зонт. Сколько их в этом слове? (Четыре звука.) Обозначьте звуки кружочками. На каком месте звук з?
Перед детьми выставляется схема слова лиса. Угадайте животное, в названии которого есть гласные звуки и, а. (Лиса.) Как вы догадались, что это лиса? Назовите зверей, в названиях которых есть изучаемые звуки. (Заяц, зебра, лось.)
Развитие фонематических представлений
Подарите Бабушке-Загадушке предметы, в названиях которых есть звуки с, с', з, з'. Слушайте внимательно своих товарищей. Если в названии подарка будут мягкие звуки с', з', поднимите зеленый кружок, если с, з, — поднимите синий кружок.
Физминутка
Бабушка-Загадушка предлагает поводить хоровод «Во поле береза стояла». Дети водят хоровод.
9. Произношение звуков с, с', з, з' в предложениях. Анализ словесного состава предложения. Развитие воображения
Дайте быстро мне ответ, так бывает или нет? Наступила осень, зацвели сады. Выпал снег, прилетели ласточки. На березе созрела земляника. Яблоки растут на яблоне.
Придумывание детьми предложений-небылиц. Анализ одного-
двух предложений.
Составление загадок-описаний
Выставляются картинки: земляника, сосна, фазан, змея, ослик. Расскажите о предмете, не называя его, а Бабушка-Загадуш ка будет угадывать его название.
Дети составляют описание предметов, загадывают загадки.
Решение проблемных вопросов
Если бы Бабушка-Загадушка предложила вам живого зайку и игрушечного, заводного, какого бы вы выбрали? Почему вы сделали такой выбор?
12. Чтение слов с пропущенными буквамиБабушка-Загадушка принесла нам таблички с написанными
словами, но в них не хватает по одной букве: _онт, ва_а, _ом, _ито.
Буква дополняется, слово прочитывается. Выкладываются слова по желанию детей.
Итог занятия
37 Тема «Звуки в, в' и буква в»
ПОХИЩЕНИЕ БУКВЫ в'
Материал.Цветик-семицветик, предметные картинки с изображениями птиц (соловей, скворец, журавль, воробей, свиристель, иволга); изображения сказочных персонажей (Волшебница, Великан, Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, Царевна-Лягушка, Винни-Пух, Ведьма); цветовые символы звуков, буквы.
Ход занятия
Оргмомент
Дети, я получила телеграмму. Послушайте, что в ней написано: «Де__очки и мальчики, меня похитила злая__едьма. __аша
но__ая бук__а». Вы догадались, какую букву похитила злая Ведьма? Найдем ее.
Сообщение темы занятия
Какого звука не хватает в слове едьма? (Звука в'.) В словах бука, ноая, аша не хватает звука ... (в). Сегодня мы отправимся на поиски буквы в, обозначающей звуки в, в'.
3. Характеристика звуков в, в' по артикуляционным и ннустическим признакам
Слегка дотроньтесь зубами до нижней губы. Произнесите звук в. Приложите ладошку к горлу. Поет или спит ваш голосок? Обозначение звуков в, в' цветовыми символами.
4. Произношение звуков в, в' в слогах и словахКто же нам поможет?
На стол выставляется изображение Волшебницы. Повернитесь направо. Кого вы увидели? (Волшебницу.) Добрая.Волшебница дарит нам цветик-семицветик. На его лепестках написаны имена наших помощников. Назовите цвета лепестков. (Фиолетовый, малиновый, оранжевый, бордовый, розовый, коричневый, сливовый.) Розовый лепесток сорвет мальчик, в имени которого есть звук в'.Витя срывает лепесток.
А теперь нам поможет Винни-Пух. Роль Винни-Пуха исполняет воспитатель.
«Хорошо, что я вас встретил, — говорит Винни-Пух. — По-иторите вместе со мной дразнилки и вопилки. Дразнилки: ва-по-вы-ки, ву-ва-во-фа. Какие слоги здесь лишние? (Слоги ки,фа.) А теперь вопилки: вы-ва-во (громко, низким голосом), ви-вя-ве(тихо, тонким голосом), вю-ву-вя-ва(вопросительно).
Дети повторяют. После повторения слоговых сочетаний Винни-Пух указывает, какой лепесток сорвать.
Малиновый лепесток срывает тот, в чьем имени есть звук в». А теперь направляемся к Василисе Прекрасной. Закройте глаза и представьте, что мы летим на ковре-самолете.
Выставляется картинка с изображением Великана. А сейчас откройте глаза. Кто это? (Великан.) Покажите, как вы испугались Великана. Он говорит, что к Василисе Прекрасной пропустит только тогда, когда мы исполним его задания:
а) назовите первый звук слова великан;
б) назовите согласные звуки слова великан;
в) назовите птиц, в названиях которых есть звуки в, в'.
5. Словообразование
Логопед обращается к детям от имени Великана. Вижу, хорошо научились слышать звуки в, в' и птиц назвали правильно. А сейчас скажите о них ласково. (Совушка, соло вушка, воробышек, муравушка.) Назовите гласные слова совуш ка.
6. Словотворчество детей
Ласковые слова о птицах мне понравились, а теперь сочинит! о них чистоговорки. (Ва-ва-ва, на суку сидит сова. Вей-eeii вей, поет песни соловей. Бей-бей-бей, клюет зерна воробей.)
Великан пропускает детей к Василисе Прекрасной. Выставляется картинка с ее изображением.
Кто это? Какая она?
Дети подбирают прилагательные.
Физминутка
Василиса Прекрасная приглашает детей в сад. Под музыку дети танцуют, выполняют плясовые движения.