Чтение сказки Г. Юдина «Хомяк-хвастун»
Жил-был хомяк. Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории. «Хотите верьте, хотите нет, — начинал хомяк, — а однажды я прорыл ход сквозь всю Землю и вылез в Африке. А там такой холод — хуже нашего! Только я вылез, смотрю — стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю: "Чего расхрюкался? Хомяков не видал, что ли?" А он: "Хрю-хрю! Хрю-хрю!» Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева». «Ух, ты!» — восхитились хомяки. «Иду себе дальше, — продолжает хомяк, — снег под ногами — хруст, хруст. Смотрю — лежат две большие змеи, спят и храпят на всю Африку! Я тихонько подкрался и связал их хвосты узлом! А потом... я...» «Что, что потом?» — хором спросили хомяки. «Я... потом...» «Да не тяни же ты!» — взмолились хомяки. «Хорошенькое дело! — обиделся хомяк-хвастунишка. — Вы думаете, что так легко придумывать про то, чего никогда не видел?»
Дети пересказывают сказку.
Итог занятия
17 Тема «Звук й и буква й»
ПОХИЩЕНИЕ БУКВЫ Й БАБОЙ ЯГОЙ
Материал.Плоскостные изображения персонажей (Баба Яга, царь Еремей, стражник Авдей, царевны Несмеяна и Марьюшка, Дюймовочка, Чудо-Юдо, Кощей), изображение ладьи, острова Буяна, ели; картинки серии Г.А. Каше.
Ход занятия
Оргмомент
Рассматривание картинки «Йог».
Кто это? Что он умеет делать? Сегодня нам предстоит трудное путешествие, потренируемся как йоги. Выполнение заданных движений.
Сообщение темы занятия
Фея сообщила мне плохую весть. Баба Яга похитила новую букву, с которой мы должны познакомиться. Нам надо ее найти. Прислушайтесь к словам фея, Яга, йог. Какой одинаковый звук вы услышали?
3. Характеристика звука й по артикуляционным и акустическим признакам
4. Произношение звука й в словах, развитие памяти, фонематического восприятия
Фея Зеленого замка подарила нам план путешествия, по которому мы будем искать букву й. В путь!
По ходу занятия выставляются фигурки сказочных персонажей. Нас пропустит стражник Авдей, если мы произнесем пароль. Значение слова пароль уточняется раньше.
Запомните и произнесите четыре слова: яблоко, лейка, муравей, майка.
Определение позиции звука й в словах. Стражник Авдей пропускает нас.
5. Произношение звука й в словах, развитие пространственной ориентировки
Авдей говорит: «Направо пойдете — в райский сад попадете, налево пойдете — к царю Еремею попадете».
Дети повторяют и показывают направления. Куда пойдем? (Направо!) Закройте глаза.
Выставляются иллюстрации из сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка». А теперь откройте глаза. Куда мы попали? (В райский сад.) В каком слове есть звук й? Кого мы встретили? (Дюймовочку.) Что мы ей скажем? (Здравствуй, Дюймовочка!)
Подбор определений детьми.
Какая она? (Кудрявая, красивая, ласковая, нарядная.) Выставляются изображения птиц: соловья, воробья, попугая, юрка.
Назовите этих птиц. (Соловей, воробей, попугай, юрок.) В названии каких птиц звук й звучит в начале слова? В конце? Спросите, видела ли Дюймовочка букву й. Надевайте сапоги-скороходы. По плану наш путь лежит в царство царя Еремея. Определение наличия звука и и его позиции.
Дочь царя Еремея никогда не смеялась. Как ее зовут? (Несмеяна.) Где вы произнесли звук й в слове Несмеяна? Покажите, какое лицо было у Несмеяны. Вы можете ее рассмешить, если придумаете смешные предложения со словами лейка, майка, зайка, чайка.
6. Произношение звука й в предложениях-небылицах
Чтение строк из стихотворения А. Шибаева.
Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
Чтение хором с последующей заменой звука м звуком чв слове майка. Выделение слов со звуком й.
Засмеялась Несмеяна, понравились ей ваши предложения. О чем вы ее спросите? По плану мы должны пройти через царство Кощея.
Выставляется его изображение.
Изобразите мимикой страх перед Кощеем. Покажите, какой он злой и страшный. Прислушайтесь, здесь кто-то плачет. Это царевна Марьюшка в плену у Кощея. Изобразите плачущую Марьюшку.
Повелительное наклонение глаголов
Прикажите Кощею отдать Марьюшку. (Отдай Марьюшку!) Не отдает. Приказывайте ему что-либо делать, он устанет и отдаст Марьюшку. (Топай! Бегай! Мотай головой! Прыгай! Танцуй!)
Дети выполняют эти действия.
Физминутка
Игра: Если нравится тебе, то делай так...
Если нравится тебе, то и другого научи. Если нравится тебе, то делай так...
9. Согласование существительных с прилагательнымиУстал Кощей. Он просит, чтобы ему спели песенку.
Пение песни по желанию детей.
Скажем ему ласковые слова. Какой ты ... (добрый, ласковый, умный). Кощей отпускает Марьюшку. Куда отправиться дальше нам, покажет план. Закройте глаза.
Меняются картинки.
Мы оказались в гостях у Чуда-Юда. Какое оно? (Смешное, усатое, волосатое, носатое, глазастое, забавное, веселое.) Дети спрашивают его: «Где буква м?»
Чудо-Юдо отвечает: «Знаю, на острове Буяне, под елью, спрятана буква й».
Выставляется картинка с изображением ладьи.
Поплывем на ... (ладье). Сходим на острове ... (Буяне). Какое это дерево? (Ель.)
Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Ель растет перед дворцом». Выделение слов со звуком й.
Где спрятала Баба Яга букву й? (Под елью.)
Дети находят ящик с буквой й и спрятавшуюся Бабу Ягу.
Как же нам ее наказать? Придумала! Не произносите звук й в ее имени. Как оно будет звучать? (Баба Ага.) Не нравится ей, пусть просит прощения у буквы й !
10. Знакомство с буквой й
Букву Й зовут «И кратким*.
Й как И в твоей тетрадке.
Чтоб Й не путать с И
Сверху галочку пиши.
В. Степанов
11. Написание буквы й. Чтение слова май
Итог занятия
18 Тема «Звуки л', й»
КАК ЗАЙКА ДРУЗЕЙ ИСКАЛ
Материал.Игрушки или плоскостные фигурки ежика, лисы с лисятами, лягушки, зайчика, лебедей, ослика, олененка; картинки леса.
Ход занятия 1. Оргмомент
Изобразите свернувшегося в клубок ежа, хитрую лису, длинноного журавля, лягушку-попрыгушку, бодливого олененка.
2. Сообщение темы занятия. Выделение звуков л', й из слов
Послушайте мои загадки. В отгадках есть звуки, которые мы будем повторять.
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной.
Кто это? (Ёжик.) Какой первый звук в слове ёжик?
Летом в болоте
Вы ее найдете.
Зеленая квакушка.
Кто это? (Лягушка.) Какой первый звук в слове лягушка?
3. Сравнение звуков по артикуляционным и акустическим признакам