Практическое усвоение глаголов единственного и множественного числа

Что мы делали? (Танцевали, веселились, бегали, скакали Мы называли слова-действия.

Выставляется игрушечная машина. Что делает машина? (Стоит, едет, сигналит, тормозит

Добавляется еще одна машина.

Что делают машины? (Стоят, едут, сигналят, тормозят (Имитация езды на машине.) Ваня едет, а дети... (едут). Пая везет груз, а Толя с Колей... (везут груз). Дима сигналит, a At с Димой ... (сигналят).

Голосовые и дыхательные упражнения

Далеко едет машина, еле слышно она сигналит. Произнесие звук у шепотом. Сделайте вдох, произнесите звук у чуть громч машина приближается. Опять сделаем вдох и на выдохе прои; несем звук у громко. Машина удаляется. Звук у произносится с затуханием голоса.

Тема «Слова-признаки»

овощи

Материал.Натуральные овощи, рисунки с искаженным цве­том овощей, «Чудесный мешочек».

Ход занятия

Оргмомент

Мимические упражнения. Релаксация.

Я превращаю вас в маленькие семена овощей. Присядьте. Теп­лое солнышко пригревало семена, дождик поливал. Семена рос­ли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки, рас­тения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь i-пол. Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку.

Повторить расслабление.

На грядке выросли замечательные овощи. Изобразите овощ] «толстячки», превратитесь в овощи-«худышки».

2. Развитие речевого внимания. Закрепление понятия«слово»

Дети, сейчас я буду называть много разных слов, а вы хлопните в ладоши, если услышите названия овощей.

3. Дифференциация понятий «звук», «слово»

Чем мы обозначаем слова? (Полосками.) Приготовьте ладог. ки. Я буду давать вам «рассыпанные» звуки, а вы соберите их слова: с-с-с-в-ё-к-л-а... (свёкла), л-л-у-к... (лук), к-к-к-а-ап-< с-с-т-а-а... (капуста). Поднимите полоску, если услышите ел во; кружок, если услышите звук. (Произносятся слова и звуки к, капуста и др.) А теперь подскажите, какого слова не хватает. Бус-бус-бус, купили мы... (арбуз.) Пуста-пуста, выросла... (капуста Ох-ох-ох, ели мы ... (горох). А сейчас подскажите пропущенный звук. Баклажа__... (н), капуст__... (а), укро__... (п), горо__... (х

4. Ознакомление со словами—признаками предметовДети, мы с вами знаем очень много слов, которые обозначают предметы и их действия. Сегодня узнаем много других слов. Как же нам узнать о цвете и величине предмета? Надо задать вопрос: «какой»?

Выставляются большой и маленький помидоры. Какой это помидор? (Большой.) А этот? (Маленький.) К кого цвета помидоры? Этот ... (зеленый), а этот ... (красный)

Выкладываются две морковки.

Какая морковь? (Оранжевая, длинная, вкусная, сочная, хру тящая.)

Рассматриваются огурцы.

Какие огурцы? {Зеленые, хрустящие, овальные и т.д.) Чтобы узнать о форме, величине и цвете предмета, надо задать вопросы: какой? какая? какие?

Демонстрируются другие овощи. Дети задают вопросы. Подбор определений.

Кто больше назовет слов о каждом овоще? Дети называют слова.

Физминутка

Пантомима «В огороде». Демонстрируется картинка «Огородное пугало».

Дети шли, шли, шли.

В огород они зашли.

Там увидели урода —

И скорей из огорода.

Изобразить испуг. Один ребенок изображает огородное пугало, а остальные — испуг. Затем все дети изображают огородное пугало, а логопед — испуг.

Образование относительных прилагательных

Мы собрали много овощей, сейчас будем делать салаты. Какой салат сделаем из капусты? (Капустный.) Из свеклы? (Свекольный.) Из кабачков сделаем кабачковую икру. Какая у нас икра? (Кабачковая.) Из баклажанов? (Баклажанная.) Из картошки сделаем пюре. Какое пюре? (Картофельное.) Из других овощей сделаем салат. Какой получился салат? (Овощной.)

Развитие зрительного внимания и памяти

Демонстрируются рисунки овощей, закрашенные неправильно. Посмотрите на эти овощи. Что здесь нарисовано неправильно?

Дети называют. Запоминание расположения ряда овощей. Дети должны назвать: зеленый огурец, красный помидор, фиолетовый бак­лажан, зеленая капуста и т.д. Игры «Чего не стало?», «Что измени­лось?»

Развитие осязания

Проводятся игры «Что в мешочке?», «Узнай по вкусу».

Вопросы детей по сюжетной картинке «На огороде»

Задайте мне вопросы. Я — ваша ученица. Вопросы должны быть разные.

  1. Итог занятия

Тема «Знакомство с предложением»

ЛЕС. САД. ОГОРОД

Материал.Предметные картинки (сад, огород, лес, растения леса, сада, огорода, звери), полоски — символы предложения (демонстрационные и индивидуальные).

Ход занятия

Оргмомент

Пантомима «В лесу, саду и огороде».

Дети, представьте, что мы находимся в лесу. По вашим дви­жениям и выражению лица я должна догадаться, кого или что вы изображаете.

Дети имитируют пребывание в огороде, саду.

Сообщение темы занятия

Сегодня мы с вами побываем в лесу, саду и огороде и узнаем, что такое предложение.

3. Закрепление понятия «слово». Подбор слов по ситуа­тивным цепочкам

Перед детьми выставляются картинки «Сад», «Лес», «Огород».

Что это? (Сад, лес, огород.) Будьте внимательны: если я скажу слово сад, вы назовете фрукты, к слову огород подберите овощи. (Подбор слов по смысловому значению.) Что вы увидели в лесу? Скажите по одному слову. Почему вы не называли жи­вотных? (Потому что вы задали вопрос «что?»)Кого вы уви­дели в лесу?

Дети называют животных.

Словесная игра «Подскажите слово». Сейчас я буду произно­сить чистоговорки, в которых нет последнего слова. Подскажите это слово.

Ор-ор-ор, сорвали красный... (помидор). Ец-ец-ец, съели вкусный... (огурец). Жан-жан-жан, лежит на грядке... (баклажан). Бус-бус-бус, мы разрезали... (арбуз).

4. Ознакомление с понятием «предложение»

Показать последовательность слов в предложении и отдельно каждое входящее в предложение слово. Логопед заранее договари­вается с двумя-тремя детьми о том, какие действия они будут выполнять.

Угадайте, что делает Оля? (Оля собирает грибы.) Что дела­ет Ваня? (Ваня собирает ягоды.) Сейчас все мы изобразил белочек. Что делает белка? (Белка грызет орешки.) Повторите хором. Оля, Таня и Маша, подойдите ко мне. Вы будете «живым! словами». Оля станет словом белка, Таня — словом грызет, i Маша — словом орешки. Оля скажет свое слово и даст рую Тане. Таня даст руку Маше и произнесет слово грызет. Какое слово должна сказать Маша? (Орешки.) Что мы узнали о бел­ке? (Белка грызет орешки.) Если слова дружат и помогают нам что-то узнать, значит, мы сказали предложение. Я скажу: грызть, орехи, белка. Это просто слова, их нельзя назвать предло­жением, составьте из них предложение. (Белка грызет орешки.)

Вызывается другая группа детей.

Подружите слова лиса, догонять, заяц. Какое предложе­ние можно составить из этих слов? (Лиса догоняет зайца.)

Повторяется игра «Живые слова». Уточняется последовательность слов в предложении.

Какое первое слово? (Лиса.) Назовите второе слово. (Дого­няет.) Какое слово мы еще не назвали? (Зайца.) Сколько слов в предложении? Сейчас слово лиса уйдет, остались слова дого­няет, зайца. Можно ли считать их предложением? (Нет. Не­понятно, кто догоняет зайца.) «Живые слова» — разойди­тесь. Слова «разбежались», и нет предложения. Дети-слова, встань­те на место, дайте друг другу руки. Произнесите каждый свое слово. Мы составили ... (предложение). В предложении все сло­ва ... (дружат между собой). Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)

Физминутка

Подвижная игра «Зайцы в огороде». Дети изображают зайцев, грызущих капусту в огороде, а логопед — сердитую хозяйку.

— Зайки, где вы пропадали?

— Мы в капусте отдыхали (трясутся от страха).

— А капусту вы не ели?

— Только носиком задели.

— Вас бы надо наказать.

— Так попробуй нас догнать.

Наши рекомендации