Диагностический инструментарий

Диагностический инструментарий

Психолого-педагогического обследования

Для детей младшего дошкольного возраста

составитель педагог-психолог Полянская А.Н.

Диагностический инструментарий - student2.ru

2015 г.

  № Направление диагностики Название методики, автор Краткое описание
    Зрительное восприятие «Разрезные картинки». Белопольская Н.Л. Ребенку в игровой форме предлагается сложить целостную картинку из нескольких частей.
  Моторика рук, понимание инструкций, мышление «Работа с матрёшками» С. Забрамная Ребенку в игровой форме предлагается разобрать и затем обратно сложить матрёшку.
    Координация движений Проба на реципрокную координацию. А.Р. Лурия Обследователь одновременно одну кисть разжимает, а другую сжимает в кулак. После нескольких показов предлагается ребенку выполнять такие же движения вместе.
  Внимание «Найди и вычеркни». Адаптация Е.В. Доценко В игровой форме ребенку предлагается на время найти определенные картинки на бланке и их вычеркнуть.
Определение особенностей зрительного восприятия, знание основных цветов «Цветные коврики» Ребёнку в игровой форме предлагают поочерёдно выбрать карточки-коврики называемых цветов (основных). Затем взрослый поочерёдно показывает карточки и предлагает назвать их цвет.
Мышление, восприятие   «Кому чего недостает?» Р.С. Немов   В игровой форме ребенку предлагается на картинке найти недостающие существенные детали, которые нарисованы отдельно.
Объем кратковременной зрительной памяти «Запомни рисунки» Р.С. Немов   Ребенку в игровой форме предлагается запомнить девять разных фигур представленных на картинке, а затем узнать их на другой картинке.
Наглядное и логического мышления «Группировка картинок по количественному признаку» Перед ребёнком кладут пару карточек, на которых предлагают рассмотреть картинки (изображение 1 яблока и изображение трех яблок) остальные карточки с изображениями просят разложить на две группы под ними, чтобы получился вертикальный ряд.

Проба на реципрокную координацию

(Ладонь – кулак)

Фамилия, имя ________________________________________ Возраст __________________

Дата обследования ___________________________

Балл Проба Выполнение
Плавные двуручные движения  
0,5   Один из симптомом - Замедленное вхождение в задание - неполное сжимание и распрямление ладони - замедленное , напряженное, но координированное выполнение  
Несколько симптомов одновременно - Замедленное вхождение в задание - неполное сжимание и распрямление ладони - замедленное, напряженное, но координированное выполнение  
1,5 Отставание одной руки или поочередное выполнение с координацией после указания на ошибку  
Отставание одной руки или поочередное выполнение с неполной координацией после указания на ошибку  
Невозможность выполнения данной пробы, симметричное выполнение (уподобление)  



Методика: «Цветные коврики»

Цель:Определение особенностей зрительного восприятия, знание основных цветов.

Проведение обследования:Ребёнку предлагают поочерёдно выбрать карточки-коврики называемых цветов (основных). Затем взрослый поочерёдно показывает карточки и предлагает назвать их цвет. 6 цветных карточек: красная, синяя, жёлтая, зелёная, оранжевая, голубая.

Инструкция обработки: Для детей 3-х лет достаточно правильного выбора 3-4 цветов и названия 2-3х. карточек. Для детей 4 - х. лет удовлетворительным считается, если ребёнок правильно выбирает все основные цвета и называет 4-6 цветов

Образец стимульного материала.

       
       

Методика: «Запомни рисунки»

Автор: Р.С. Немов

Цель: определения объема кратковременной зрительной памяти.

Процедура обследования:

Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные на рис. 1 А. Им дается инструкция примерно следующего содержания:

«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке (рис. 1 Б), которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Время экспозиции стимульной картинки (рис. 1 А) составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зре­ния ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку — рис. 1 Б. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Инструкция обработки:

10 баллов — ребенок узнал на картинке 1Б все девять изображений, показанных ему на картинке 1А, затратив на это меньше 45 сек.

8-9 баллов — ребенок узнал -на картинке 1Б 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.

6-7 баллов — ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.

4-5 баллов — ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.

2-3 балла — ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.

0-1 балл — ребенок не узнал на картинке 1Б ни одного изоб­ражения в течение 90 сек и более.

Уровень развития в соответствии с баллами

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

Образец стимульного материала

Диагностический инструментарий - student2.ru рис.1А

Диагностический инструментарий - student2.ru рис.1Б

Диагностический инструментарий

Наши рекомендации