Диагностический инструментарий
Диагностический инструментарий
Психолого-педагогического обследования
Для детей младшего дошкольного возраста
составитель педагог-психолог Полянская А.Н.
2015 г.
№ | Направление диагностики | Название методики, автор | Краткое описание |
Зрительное восприятие | «Разрезные картинки». Белопольская Н.Л. | Ребенку в игровой форме предлагается сложить целостную картинку из нескольких частей. | |
Моторика рук, понимание инструкций, мышление | «Работа с матрёшками» С. Забрамная | Ребенку в игровой форме предлагается разобрать и затем обратно сложить матрёшку. | |
Координация движений | Проба на реципрокную координацию. А.Р. Лурия | Обследователь одновременно одну кисть разжимает, а другую сжимает в кулак. После нескольких показов предлагается ребенку выполнять такие же движения вместе. | |
Внимание | «Найди и вычеркни». Адаптация Е.В. Доценко | В игровой форме ребенку предлагается на время найти определенные картинки на бланке и их вычеркнуть. | |
Определение особенностей зрительного восприятия, знание основных цветов | «Цветные коврики» | Ребёнку в игровой форме предлагают поочерёдно выбрать карточки-коврики называемых цветов (основных). Затем взрослый поочерёдно показывает карточки и предлагает назвать их цвет. | |
Мышление, восприятие | «Кому чего недостает?» Р.С. Немов | В игровой форме ребенку предлагается на картинке найти недостающие существенные детали, которые нарисованы отдельно. | |
Объем кратковременной зрительной памяти | «Запомни рисунки» Р.С. Немов | Ребенку в игровой форме предлагается запомнить девять разных фигур представленных на картинке, а затем узнать их на другой картинке. | |
Наглядное и логического мышления | «Группировка картинок по количественному признаку» | Перед ребёнком кладут пару карточек, на которых предлагают рассмотреть картинки (изображение 1 яблока и изображение трех яблок) остальные карточки с изображениями просят разложить на две группы под ними, чтобы получился вертикальный ряд. |
Проба на реципрокную координацию
(Ладонь – кулак)
Фамилия, имя ________________________________________ Возраст __________________
Дата обследования ___________________________
Балл | Проба | Выполнение |
Плавные двуручные движения | ||
0,5 Один из симптомом | - Замедленное вхождение в задание - неполное сжимание и распрямление ладони - замедленное , напряженное, но координированное выполнение | |
Несколько симптомов одновременно | - Замедленное вхождение в задание - неполное сжимание и распрямление ладони - замедленное, напряженное, но координированное выполнение | |
1,5 | Отставание одной руки или поочередное выполнение с координацией после указания на ошибку | |
Отставание одной руки или поочередное выполнение с неполной координацией после указания на ошибку | ||
Невозможность выполнения данной пробы, симметричное выполнение (уподобление) |
Методика: «Цветные коврики»
Цель:Определение особенностей зрительного восприятия, знание основных цветов.
Проведение обследования:Ребёнку предлагают поочерёдно выбрать карточки-коврики называемых цветов (основных). Затем взрослый поочерёдно показывает карточки и предлагает назвать их цвет. 6 цветных карточек: красная, синяя, жёлтая, зелёная, оранжевая, голубая.
Инструкция обработки: Для детей 3-х лет достаточно правильного выбора 3-4 цветов и названия 2-3х. карточек. Для детей 4 - х. лет удовлетворительным считается, если ребёнок правильно выбирает все основные цвета и называет 4-6 цветов
Образец стимульного материала.
Методика: «Запомни рисунки»
Автор: Р.С. Немов
Цель: определения объема кратковременной зрительной памяти.
Процедура обследования:
Дети в качестве стимулов получают картинки, представленные на рис. 1 А. Им дается инструкция примерно следующего содержания:
«На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке (рис. 1 Б), которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».
Время экспозиции стимульной картинки (рис. 1 А) составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку — рис. 1 Б. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.
Инструкция обработки:
10 баллов — ребенок узнал на картинке 1Б все девять изображений, показанных ему на картинке 1А, затратив на это меньше 45 сек.
8-9 баллов — ребенок узнал -на картинке 1Б 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.
6-7 баллов — ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.
4-5 баллов — ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.
2-3 балла — ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.
0-1 балл — ребенок не узнал на картинке 1Б ни одного изображения в течение 90 сек и более.
Уровень развития в соответствии с баллами
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.
Образец стимульного материала
рис.1А
рис.1Б
Диагностический инструментарий