Вопрос 58. Основы кинорежиссуры: режиссерская экспликация, основные этапы реализации режиссерского замысла, организация предкамерного пространства, мизансцена и мизанкадр.
Режиссерская экспликация – это письменный документ, описывающий художественное и организационное видение фильма режиссером, состоит из следующих разделов: идея, сверхзадача картины; определение единого сквозного действия картины; трактовка образов в их взаимосвязи: а) экспликация образов главных действующих лиц; б) экспликация эпизодических ролей; в) экспликация действий масс; экспликация эпохи, обстановки и мест действия с обязательным описанием: а) характера декораций, обстановки, костюмов; б) характера натурных мест съемки; объяснение характера кадров монтажного сценария и съемочных приемов (установление возможного единства кадров по освещению, композиции, оптике); объяснение характера музыки картины и сочетаний звука с изображением; схема монтажного построения картины (повышения и понижения напряжений в развитии действия, ритм картины и т. д.). Сопоставление всех этих частей экспликации, трактованных режиссером по определенному замыслу, соответствующему данной теме, должно показать наличие единого стиля решения будущей картины.
Творчество режиссера состоит, как бы из двух основных этапов: замысла и реализации (постановки). Замысел - исходное представление режиссера о его будущем произведении, его более или менее осознанный прообраз, с которого начинается творческий процесс. План, заявка, набросок, экспликация - наиболее распространенные формы фиксации замысла. В реализации замысла режиссера главенствует изобразительность (воспроизведение средствами режиссуры внешнего чувственно-конкретного образа действительности). Однако, несмотря на все значение подготовительной работы, замысла, все же основной момент творчества режиссера приходится на работу на площадке (съемочный период в кино и на ТV). Для реализации замысла режиссер пользуется целым комплексом изобразительно-выразительных средств, т.е. системой исторически сложившихся материальных средств и приемов создания художественных образов.
Другим существенным компонентом в работе режиссера является решение пространственных задач. Структура пространства в зрелищных искусствах делится на три компонента: пространство, в котором расположены объекты; пространство, где находятся зрители; плоскость сцены (экрана) отражающая первое и предполагающая второе. Художественная выразительность пространства в кино обусловлена единством снимаемого пространства, изображаемого и воспринимаемого, которое характеризуется геометрией зрительского восприятия плоского экрана. В обоих случаях эти единства - динамические системы, подчиненные общим законам. Переход с общего плана на крупный, смена мизансцены на фронтальную, уже есть видоизменение этого единства: пространство из глубинного, как правило, трансформируется в плоскостное. Соответственно как бы изменяется пространственное положение зрителя: точка зрения "со стороны" сменяется точкой зрения "изнутри" изображаемого пространства. Структура пространства (как и времени) в определенной мере предопределенна видом, жанром или стилистическим направлением произведения.
Мизансцена — расположение актёров на сцене в тот или иной момент съёмок. Мизансценирование решает 2 задачи: эстетическую (композиционная расстановка объектов) и драматургическую (визуальное выявление драматургического конфликта).
Мизанкадр – движение во времени, в пространстве игровой площадки или относительно друг друга персонажей, декораций или съемочной камеры; образное решение действия актеров в кадре с учетом всех выразительных средств экранного искусства (мизансцена, ракурс и точка съемки, крупность плана, пластика, статика, динамика), т.е. зрелище, композиционно оформленное на вертикальной плоскости экрана и включенное в монтажную цепь кадров. Только кино - единственно из искусств, оперирующих зрительными образами, - может построить фигуру человека как расположенную во времени фразу. Одним из основных элементов понятия «кадр» является граница художественного пространства. Границу кадра часто определяют как линию склейки режиссером одного сфотографированного эпизода с другим. Фактически именно это утверждал молодой С. Эйзенштейн, когда писал: «Кадр - ячейка монтажа».