II. Развитие восприятия цвета.
1.Продолжайте учить ребенка выбирать цветовой образец по слову-названию в письменной и устной формах. Ребенок осуществляет выбор непосредственно и с отсрочкой до 30 с. Учите его для запоминания пользоваться называнием цвета (ребенок повторяет то название цвета, которое ему нужно запомнить, несколько раз во время отсрочки). Используйте основные цвета и оттенки: красный, синий, жёлтый, зелёный, белый, чёрный, коричневый, оранжевый, голубой, фиолетовый, розовый.
2. Продолжайте учить ребенка реализовывать свое понимание названий цвета в деятельности — в процессе рисования, лепки, аппликации.
Приведем описание одного из видов занятий. Вы приступаете к знакомству с текстами. Текст предлагайте в виде отдельных фраз. Сначала задание дается в устной форме, и каждый повторяет его. Чтобы участник работы запоминал задания и мог сверять свои действия с текстом, каждое очередное задание в виде таблички помещается в наборное полотно.
Прочитав задание, вы все его выполняете, а затем получаете следующее и выполняете его и т. д. Каждое задание начинается словами положите на бумагу... а затем предлагается предложение из текста. Приводим примерные тексты. Текст для одной группы «Внизу зелёный прямоугольник. Коричневое дерево на зеленом прямоугольнике. Наверху жёлтый круг». Текст для другой группы «Внизу коричневый прямоугольник. Наверху оранжевый круг. Зеленое дерево на коричневом прямоугольнике» и др.
Таким образом, каждое задание выглядит так: «Положите на бумагу внизу зелёный прямоугольник».
Выполняя любое задание, ваш ребенок осуществляет выбор нужного элемента из нескольких сходных, так как каждая форма представлена у ребенка в 3—4 цветовых вариантах.
Это заставляет его (и всех остальных) несколько раз обращаться к тексту, чтобы утвердиться в правильности своего выбора Дети всегда интересуются тем, как выполняют задание их соседи. Этот интерес вашего ребенка следует поощрять и ни в коем случае нельзя запрещать подсматривать, что делают другие члены его подгруппы. Сопоставляя элементы аппликации, выбранные самим ребенком и другими, он обнаруживает разницу сходных элементов в величине. Это побуждает его задуматься, поспорить с соседями.
Аппликации по текстам.
Желательно, чтобы в этом занятии участвовало не менее трех человек (дети и взрослые).
Вы заранее готовите к занятию материал из бумаги, который раскладываете на маленькие подносы или блюдца по числу участников работы: полоски разной ширины (от 1 до 5 см), по длине соответствующие горизонтальной и вертикальной стороне листа из альбома и разного цвета: коричневые, оранжевые, зеленые, желтые; круги разной величины (1—6 см в диаметре) и разного цвета: оранжевые, голубые, коричневые; вырезанные по контуру деревья разной величины (примерно от 8 до 18 см) и разного цвета, состоящие почти целиком из зеленой, оранжевой, желтой кроны и коричневые (без листьев); листы бумаги из альбома для наклеивания аппликации.
Все наборы должны состоять из одного и того же количества одинаковых форм, но эти формы у разных участников должны быть разной величины. У каждого из вас должно быть не менее четырех полосок, четырех кругов, трех деревьев разного цвета (указанного выше). Но при этом размер каждого элемента почти у каждого ребенка должен отличаться от размера соответствующего элемента всех других членов вашей «команды». Так, у одного участника работы полоска имеет ширину 1,5 см, у другого — 2,5 см, у третьего — 3 см, у четвертого — 6 см; диаметр кругов составляет 2 см, 5 см, 2,5 см и т. д.; деревья имеют высоту 3 см, 12 см, 14 см и т. д.
Вначале занятия вы обращаетесь ко всем со словами: «Посмотрите, что у меня?» — и показываете блюдца (подносы) с разноцветными элементами аппликации, которые стоят перед вами, и листы бумаги. Затем показываете всем каждый элемент, лежащий на одном из блюдец: «Вооот какой прямоугольник, посмотрите!» Держа одну полоску горизонтально пальцами обеих рук, перемещаете ее перед глазами всех сидящих перед вами, чтобы все могли хорошо ее увидеть. «Вот еще прямоугольник, вот еще... Вот какой круг! Еще круг... А это? Дееерево! Вот какое дерево! Еще дерево!» Листам из альбома тоже уделяется специальное внимание — вы показываете их всем, сначала держа лист горизонтально («Вот так. Можно так»), а потом разворачиваете его в воздухе вертикально («Вот так! Можно так»). «Тут (показываете всем на лист бумаги) на бумаге будет картинка. Мы будем делать картинки. «Маша, ты будешь делать картинку. Папа, ты будешь делать картинку. Катя, ты будешь делать картинку. И я буду делать картинку». Маша раздает всем листы бумаги, а Катя — подносы.
Перед началом работы вы спрашиваете: «Папа, ты какую картинку хочешь делать — такую (горизонтальное положение листа) или такую(вертикальное положение)?» Такой вопрос задаете каждому. А папа вместе с детьми (один ребенок глухой, а другой слышащий) обращается с этим вопросом к вам. Каждый из вас поворачивает свой лист по собственному желанию. Один взрослый делает аппликацию на вертикальном листе, а другой — на горизонтальном.
Свою небольшую группу вы делите на две части, в каждом из которых может быть равное число участников (если вас четверо)или неравное: в одной подгруппе окажется двое, в другой — один. Обе группы работают изолированно, желательно в разных комнатах. В одной группе работой руководит один взрослый, в другом второй.
После раскладывания форм на листы взрослые помогают детям их наклеить.
В результате этой работы у каждого из вас картинки оказываются похожими, но неодинаковыми. Особенно должны отличаться нестандартностью расположения частей аппликации взрослых.
Все картинки вывешиваются на стене или раскладываются на полу. Увидев все работы, ваш ребенок может выразить недоумение или даже возмущение разницей изображений: в аппликацияходной подгруппы внизу зеленая полоска, а в аппликациях другой коричневая; в одних аппликациях круг оранжевый, в других желтый; в одной подгруппе дерево зеленое, в другой — коричневое. Свою правоту ребенок (и каждый участник работы) доказывает самостоятельно с помощью текста — таблички можно вынимать из наборного полотна и читать (говорить самостоятельно) партнеру и главные слова, которые определили его выбор (коричневыйпрямоугольник, оранжевыйкруг, зеленоедерево и т. д.). Вы подтверждай правильность доказательств каждого. Различаются между собой и картинки участников каждой подгруппы, т. е. изображения каждогопредмета имеют у них разные размеры, а, кроме того, у одного картинка получилась вертикальная, у другого — горизонтальная. Все это вносит в результаты работы необходимое разнообразие, само по себе заставляющее ребенка с интересом относиться ко всем работам, с интересом рассказывать или слушать рассказ покартинке.
Каждый рассказывает о том, что у него получилось. Рассказ может быть таким: «Тут внизу зеленая трава. Растет (стоит) коричневое дерево. Наверху (посередине, справа, слева) светит желтое солнышко (солнце)». Можно выяснять, какое время года на картинке; где это — в городе или в деревне. Можно что-то дорисовать и получить более развернутый рассказ.
3. Обращайте внимание ребенка на то, что времена года имеют свой определенный цвет.
Для занятий готовьте листы бумаги, окрашенные в разные цвета. На первом занятии вы ставите перед ребенком (на подставке, например, для книг) четыре листа бумаги, окрашенные по-разному один лист окрашен в белый цвет, другой — в темно-зеленый, третий — в серый, четвертый — в нежно-зеленый. «Давай посмотрим какой цвет на этом листе. На этом листе ...» — предлагаете вы ребенку. Вы рассматриваете эти «картинки», а затем спрашиваете: «как ты думаешь, Костик, в какое время года бывает так?» — «Зимой» — «Почему ты так думаешь?» Ребенок объясняет. Затем вы
Обращаетесь к темно-зеленой «картинке», к серой, к нежно-зелёной. Обо всех спрашиваете,почему ребенок относит цвет данной «картинки» к тому или иному времени года.
На втором занятии немножко измените цвет «картинок» — нарисуйте новые: зеленую в сочетании с красным, зеленую в сочетании с нежно-розовым, желто-зеленую в сочетании с красным, белую в сочетании с голубым. На следующем занятии ребенок рассматривает рисунки — белый в сочетании с серым, красно-коричневый в сочетании с желтым, нежно-зеленый в сочетании с сиреневым, ими в сочетании с желтым и т. д.
Занятия проводите не часто — может быть, раз в месяц (или реже). Каждый раз выясняйте у ребенка, почему он думает, что данный цвет характеризует именно это время года. Вы высказываете свое мнение; привлекайте к обсуждению и других членов семьи. Ребенок может наполнять «картинки» каким-нибудь содержанием — по своему желанию дорисовывать их и рассказывать, что у него получилось.
Дополнительный словарь:цвет, какого цвета?, фиолетовый, запомни, запомнил.