Ознакомление с окружающим и развитие речи
Ознакомление с окружающим
1. Расширяйте представления ребенка об окружающей природе.
В любое время года наблюдайте за поведением кошек, собак, птиц (и дома, и на улице). Если у вас дома есть кошка или собака, птички или рыбки, малыш должен не только наблюдать за их поведением, но и ухаживать за ними с вашей помощью.
Летом продолжайте наблюдения за насекомыми: бабочками, стрекозами, комарами, осами, мухами, различными жучками, за червяками, гусеницами, кузнечиками и т. п.
Дети, проживающие в сельской местности, должны иметь представления об образе жизни всех тех животных и птиц, которые находятся недалеко от вашего дома: коров и телят, лошадей и жеребят, свиней, поросят, кур, цыплят, уток, утят, гусей, гусят, индеек и т. д. Нужно ходить с ребенком на животноводческие фермы и наблюдать не только за поведением и повадками животных, но и за деятельностью людей, ухаживающих за ними.
Организуйте наблюдения за растительным миром окружающей ребенка среды. Привлекайте его внимание к разнообразным цветам, к траве, кустам, деревьям. Вместе с ним зарисовывайте внешний вид различных цветов, радуйтесь их красоте и разнообразию.
Знакомьте ребенка с названиями наиболее часто встречающихся цветов. Во время наблюдений и в процессе рисования учите его реализовывать свои речевые знания, использовать знакомые слова — названия цветов. Сначала — с помощью табличек, которые он находит сам, различая слова глобально; позже, найдя нужную табличку, ребенок читает ее; в дальнейшем под влиянием многократного прочитывания этих табличек он запоминает данные слова, например: красный(цветок), белый (цветок), зелёный (лист), коричневый, белый (ствол), зелёная (трава) и т. д.
Рассматривайте стволы деревьев и ощупывайте вместе с ребенком их кору; желательно, чтобы можно было ощупать гладкую кору и или же — шероховатую. Измеряйте толщину ствола разных деревьев, обхватывая их руками. Помогайте ребенку видеть разницу в толщине стволов: одни стволы может обхватить он сам; для обхвата других ею рук не хватает — эти стволы можете обхватить вы, третьи стволы можно обхватить только вдвоем или даже втроем.
Рассматривайте ветки деревьев. Разглядывая и ощупывая их, ребенок видит, что они имеют ответвления, что на каждой может быть много маленьких веточек. С помощью движений руки (рук) от стволак ветке и далее по ветке учите видеть направление роста исток разных деревьев: в одних случаях рука движется вверх, в других — вниз, в третьих — параллельно земле.
Дома после прогулки фиксируйте эти впечатления в практической деятельности ребенка — в аппликации, рисунке и лепке. Например, предлагайте на выбор 2—4 прямоугольных полоски («стволы деревьев») разного цвета и разной ширины («толщины»). Можете работать с ребенком одновременно на разных листах бумаги (небольших) или вместе на одном большом листе (обратной стороне куска дешевых обоев). Ребенок, а затем вы выбираете понравившиеся стволы, вместе их наклеиваете, причем выбранный вами ствол должен отличаться от выбранного ребенком и цветом, и толщиной. Ветки и листья вдвоем дорисовываете фломастерами (красками). Тут-то и пригодится ребенку его мышечное чувство — двигательная память о том, как обследовал он направление роста веток. Если малыш начнет рисовать ветки без учета этого впечатления, помогите ему вспомнить свои ощущения — спросите у него, показав па ветку: «Тут так?» — и одновременно делайте медленное движение рукой наклонно вверх. «Или так?» — медленное наклонное движение вниз. Ребенок действует вместе с вами, вспоминает свои движения на улице и соответственно этому начинает рисовать. Вы рисуете вместе с ним ветки с другой стороны его дерева. Затем таким же образом рисуете ветки другого («вашего») дерева. Листья на обоих деревьях можете нарисовать вы (а можете сделать это вместе с ребенком.)
Наблюдения за травой и деревьями помогают развивать у ребенка и пространственные представления. Так, для того чтобы получше рассмотреть траву, он наклоняется или приседает на корточки, а чтобы увидеть все дерево целиком, нужно закинуть голову и смотреть вверх или отойти подальше. Эти движения ребенок, возможно, сам и не сделает, поэтому стимулируйте его к этому своим поведением: садитесь на корточки, рассматривая цветы и траву; поднимитесь во весь рост, закиньте голову назад, рассматривая деревья (дерево). Ребенок, конечно, будет подражать вам. Такое поведение при наблюдении постепенно приводит к тому, что ребенок без напоминаний начнет передавать в своих рисунках и аппликации взаиморасположение разных объектов: сам будет рисовать траву внизу, деревья выше травы и цветов и т. д.
2. Систематически организовывайте наблюдения за явлениями природы — дождем, снегопадом, градом, ветром, бурей, грозой за изменениями цвета неба; изменением температуры воздуха (конечно, пока не по градуснику); за наступлением сумерек, темпом появлением луны, солнца; за изменением «поведения» реки, моря (если таковые находятся недалеко от дома) и т. д. Все эти наблюдения нужно вести в любое время года.
3. Проводите наблюдения за разнообразной деятельностью людей: за приготовлением пищи, стиркой и другой домашней работой, за починкой мебели, игрушек, предметов хозяйственной необходимости; за работой в огороде, в поле, на ферме, на стройке, на улице (уборка улицы, украшение к праздникам и т. п.); за ловлей рыбы,сбором ягод и грибов. Включайте детей в те виды работы, которые им посильны.
4. Ребенок должен различать и узнавать в различных изображениях те виды транспорта, которые имеются в ближайшем окружении, например: автомобили легковые и грузовые, автобус, трамвай, троллейбус, трактор, велосипед, мотоцикл, телегу и т. п.
5. Периодически привлекайте ребенка к помощи во время приготовления пищи. Он должен знать назначение разных предметом посуды: в кастрюле варят суп (щи, борщ), кашу, кисель, компот и т. д.; на сковороде жарят картошку, рыбу и т. д.; в чайнике кипятят воду для чая. Ребенок должен уметь выбрать нужную посуду для приготовления определенного блюда.
При сервировке стола для завтрака, обеда, ужина ребенок уже должен сам выбирать нужную столовую посуду, зная ее назначение: глубокие или мелкие тарелки, столовые или чайные ложки, ложки или вилки, ножи, тарелки или чашки, стаканы и т. п.
6. Продолжайте учить ребенка различать по форме и назначению другие бытовые предметы: стул, табуретку, кресло; ботинки, туфли, валенки, сапоги, галоши и т. п.
7. Учите ребенка выделять детали некоторых предметов: у стула — ножки, сиденье, спинка; у платья, рубашки — рукава, воротник, пуговицы, петли, карман и т. д.
8. Учите ребенка ориентироваться в прилегающей к дому местности: ходить по тротуару, а не по дороге; ходить по дорожкам, а не по газонам, клумбам и грядкам; знать свой дом, свой подъезд, свою квартиру, свой двор.